СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному дню авиации и космонавтики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному дню авиации и космонавтики. В форме игры "Космическое путешествие".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному дню авиации и космонавтики»

Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному дню полёта человека в космос и Всемирному дню авиации и космонавтики.

Цель: развитие интереса учащихся к астрономии, истории, космонавтики, расширение кругозора, углубление знаний в области покорения космоса.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные: обобщить знания обучающихся о космосе и космонавтике, истории освоения космического пространства, физических явлениях: совершенствовать коммуникативные компетенции; формировать умение применять ранее полученные знания на практике.

  • Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся, их внимания, памяти, кругозора; воспитание патриотизма и нравственного отношения к историческому наследию родной страны; развивать навыки групповой самоорганизации и умения найти правильное решение.

  • Воспитывающие: формирование культуры общения между участниками игры; воспитывать у обучающихся уверенность в своих силах при поиске решения нестандартных задач; воспитывать уважительное отношение к научным достижениям человечества.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

"Планета есть колыбель разума,

но нельзя вечно жить в колыбели..."

К.Э. Циолковский

(написано на доске)



СЛАЙД 1.

Две вещи поражают нас больше всего –

звезды над головой и совесть внутри нас ...

Древняя мудрость


Здравствуйте, участники и гости нашего внеклассного мероприятия. 12 апреля всё население планеты будет отмечать Международный день полёта человека в космос и Всемирный день авиации и космонавтики, потому что в 1961 году в этот день свершилась мечта человечества взглянуть на нашу землю из космического пространства.

Это всенародный праздник. СЛАЙД 2.

Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: "Что тут особенного"?

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперёд. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую при­роду звёзд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, «посетили» соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в на­чале века измерять расстояния лишь до ближайших звёзд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. СЛАЙД 3. Но ведь совсем недавно о космических полётах говорили как о фантастике.

Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звёзды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях...

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звёзд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звёзд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли чёрные дыры источником энергии активных галактик, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое. СЛАЙД 4. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Он сказал: "Поехали!"... 12 апреля будет ровно 64 лет назад в космосе побывал первый человек. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы, песни, стихотворения:

Великий день! Низверглись небеса

Для человека, занавес приподнят.

Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –

Открыт путь в космос человечеству сегодня.

«Восток» взлетел, оставлен Байконур,

«Поехали!..» в сердцах людей застыло,

Когда с улыбкой Он рукой махнул,

Когда корабль к звёздам уносило.

Полёт апрельский небо озарил,

Рывок Земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил

Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Великий день! Не будет он забыт,

Лишь первый шаг в глубины мирозданья.

И подвига Отцов не умалит

И не уменьшит временное пламя...

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

И вот в середине XX века началась новая эра — эра освоения космоса.

СЛАЙД 5.

Когда Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!» И, действительно...

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имён одни из самых ярких — имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего — чисто человеческий. Ведь завоевание космоса продолжается...

Ярославская земля тоже внесла немалый вклад в развитие космоса — вырастила 3-х известных космонавтов: Валентина Терешкова (первая женщина-космонавт, 1963 год), Валерий Токарев (первый полёт совершил в 1999 году, 91 в нашей стране и 388-й в мире), Алексей Овчинин (120-й в нашей стране и 547-й в мире).

СЛАЙД 6.

Алексей Николаевич Овчинин (род. 28 сентября 1971, Рыбинск, Ярославская область) — российский космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.  

Некоторые факты из биографии:

- Первый космический полёт совершил в качестве командира экипажа на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз ТМА-20М» в марте-сентябре 2016 года к Международной космической станции.

- Второй полёт стартовал 11 октября 2018 года в качестве командира экипажа ТПК «Союз МС-10».

- Третий полёт продолжительностью 202 суток 15 часов 44 минуты совершил с 14 марта по 3 октября 2019 года в качестве командира экипажа ТПК «Союз МС-12» и бортинженера по программе космических экспедиций МКС-59/60.  

СЛАЙД 7: Светлана и Алексей растят двоих детей: 17-летнюю дочь Яну и 6-летнего сына Артёма. В 2024 году они впервые с мамой поехали на космодром Байконур, откуда проводили папу на МКС.

- 11 сентября 2024 года отправился в новый орбитальный полёт в качестве командира космического корабля «Союз МС-26» вместе с Иваном Вагнером и Дональдом Петтитом (США).

СЛАЙД 8: Посмотрим видеофрагмент, как это было...

СЛАЙД 9.

- С 7 марта 2025 года — командир Международной космической станции. 

Некоторые награды: Герой Российской Федерации (2017), Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, Орден Мужества и другие.  

А.Н. Овчинин — почётный гражданин города Рыбинска, военный лётчик 2-го класса, полковник запаса (2022). 

СЛАЙД 10. А сейчас мы с вами совершим виртуального космического путешествие по просторам Солнечной Системы, покажем знания естественных наук и выясним кто из учащихся самые находчивые и дружные, потому, что, только работая в команде, можно будет выполнить космические задания не только правильно, но и быстро.

Хочу представить руководителей ЦУП (центра управления путешествием), они будут оценивать вашу работу и правильность выполнения заданий (представление жюри игры). В течение игры вы будете решать задачи, отвечать на вопросы, ответы записывать на листах и сдавать в ЦУП для проверки, за правильность и быстроту получать драгоценные баллы.

Итак, к космическим испытаниям готовы?

Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный был двадцатый век.

Прочь, страх, неверие, сомненья,

И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землёй виток.

Всего один виток — начало
Неведомого нам пути...
А уж мечтатели сказали:
— На Марсе яблоням цвести!

Так будет ли? Пока не знаем —
И на Земле проблем не счесть...
Но “ближний космос” обитаем,
И в этом всё же что-то есть!

Пусть не за тысячу парсеков,
Немного ближе — на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв ещё одну.

И спутники к далёким звёздам
Весть о землянах унесли —
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли!

СЛАЙД 11-12: Пуск слайд - шоу

Ну, что: « ПОЕХАЛИ!»

СЛАЙД 13: ЭТАП 1 «ПО ПОРЯДКУ РАССЧИТАЙСЯ!»

Слово “космос” в переводе с греческого означает “порядок”. Значит, древнегреческие учёные понимали, что во Вселенной действуют законы, поэтому на небе существует определённый порядок. В первом задании “По порядку рассчитайся!” вы должны определить строгий порядок расположения планет Солнечной системы, начиная от ближайшей к звезде планеты. СТАРТ!

Учащиеся выполняют задание на листах и сдают его в ЦУП. После сдачи выполненных заданий, пока проводится проверка задания в ЦУПе можно по презентации со всеми участниками проверить их ответы, дать комментарии по презентации. И после этого предоставить слово ЦУПу для подведения итогов.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету.

Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли мы знаем о нём?

Более полувека назад началось освоение космоса. Вслед за запуском первого спутника космические аппараты отправились к другим планетам Солнечной системы. И хотя надежды найти на других планетах жизнь пока не оправдались, на них найдено немало интересного.

СЛАЙД 14: ЭТАП 2 «САМАЯ, САМАЯ» (скрыты слайды 15-21)

Следующий этап “САМАЯ, САМАЯ” или “Парад рекордов планет Солнечной системы” позволит выяснить, что вы знаете о планетах Солнечной системы.

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 22: ЭТАП 3 «РЕШИ РЕБУС» (скрыты слайды 23-26)

12 апреля началась эра Космонавтики. С каждым годом возрастает число стран, реализующих собственные пилотируемые программы и число космонавтов-профессионалов. Кроме космонавтов России, астронавтов США, тайконавтов Китая, в космос летали японские утюхикоси, индийские гаганавты, турецкие чёкмены, иранские фазанаварды, малазийские анкагасаваны, а также представители Бразилии, Индонезии и других стран. Начиная с полёта Ю.А. Гагарина, в космосе побывало более 500 человек. На этапе “Реши ребус” мы вспомним только 8 человек, которые побывали в космосе. Вам предлагается выполнить задание, помня правила составления и решения ребусов.

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 27: ЭТАП 4 «ИХ ПОЗЫВНОЙ»

Для обеспечения благополучного старта, полёта и посадки пилотируемых космических кораблей нужно обязательно организовать радиосвязь с космонавтами. Это позволяет передавать команды, сигналы, получать доклады от космонавтов. Для радиосвязи космонавтам присваивают позывные. Вы должны расставить позывные космонавтов в соответствии с тем, кому они принадлежали.

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

Во Вселенной существует много космических тел и явлений – туманностей, галактик, звёзд, планет, астероидов, комет. На следующем этапе мы проведём параллель между земными и космическими объектам.

СЛАЙД 28: ЭТАП 5 «НА ЗЕМЛЕ ..., А В КОСМОСЕ» (скрыты слайды 29-37)

Этап называется “На земле ..., а в космосе ...” Вы должны определить название земного и космического объекта или явления.

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 38: ЭТАП 6 «ВЫБЕРИ ЛИШНЕЕ» (скрыты слайды 39-40)

Продолжим игру этапом “Выбери лишнее”, теперь вы должны определить, какое созвездие невозможно найти на звёздном небе.

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 41: ЭТАП 7 «ЦИФРЫ И СИМВОЛЫ»

Продолжим наше путешествие и посмотрим, как вы знаете математику. В первую очередь на этом этапе вы должны вспомнить, как долго продолжался полёт Юрия Алексеевича Гагарина и расставить арифметические знаки и скобки, чтобы результат примера равнялся времени, проведённому им в космосе. Давайте сначала, определим, что же должно получиться в решении примеров?

Учащиеся (предположительный ответ) 108 минут.

В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.

Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё так же низко облака бегут,
Всё также небо сосны стерегут,
Всё тот же день,
Часов всё та же мера...
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.

А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!

Необходимо справиться с 4-мя примерами:

1) 13 «1»; 2) 9 «2»; 3) 5 «3»; 4) 7 «4».

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 42: ЭТАП 8 «ГЕОГРАФИЯ»

Космодромов в мире насчитывается более двух десятков. Вам предстоит определить названия стран, в которых находятся космодромы? 

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 43: ЭТАП 9 «ЖИВОТНЫЕ В КОСМОСЕ» Все знают Белку и Стрелку, но они далеко не первые и не единственные “космические животные”. Вы должны выбрать животных, которые побывали в космосе. 

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 44: ЭТАП 10 «ГРАВИТАЦИЯ» (скрыты слайды 45-46)

Закон Всемирного тяготения — один из самых величайших законов физики. Он объяснил движение и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Применив свои знания, вы должны ответить на вопросы: Как бы стала двигаться Луна, если бы исчезло тяготение между Луной и Землёй? Как стала двигаться Луна, если бы прекратилось её движение по орбите?

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 47: ЭТАП 11 «КОРАБЛИ, КОРАБЛИ»

Путешествия на другие звезды — заветная мечта человечества. Но как всё начиналось? В каком году были запущены в космос первые корабли? Это второй вопрос, на который вы должны ответить. 

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 48: ЭТАП 12 «БАГАЖ КОСМОНАВТА»

В следующем задании вам необходимо выбрать земные приборы, которые можно взять с собой в космическое путешествие, а какие будут бесполезны? 

ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и правильность выполнения задания.

СЛАЙД 49: ФИНАЛ (итоги игры). ЦУП (центра управления путешествием) оценивает работу учащихся и подводит итого игры.

Происходит награждение Знатоков космоса памятными призами.

Итак, мы с вами совершили путешествие по просторам Вселенной, показали знания в различных областях. И это здорово!

СЛАЙД 50:

Мы в детстве мечтаем стать космонавтом,
Но лишь единицам это дано,
Разгадывать космоса ребус, загадку,
И направлять в высоту луноход!

Но мы пожелаем, чтоб Вы все познали
Тайны галактик, звёзд и планет,
Чтобы в мире гордится стали,
Что на Венеру ступил человек!

Космос — великий, бездонный, бескрайний
Манит он нас неизведанной тайной.
Манит, зовёт и быть может когда-то
Имена на звёздах напишут ребята.

И помним в день космоса мы непременно
О том, что мы часть огромной Вселенной.

СЛАЙД 51: Спасибо всем присутствующим за участие)