Прощание с Азбукой.
Цель: воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.
Задачи:
в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу;
развивать активность и творчество учащихся;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
способствовать формированию доверительных отношений между родителями, учителем и детьми;
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, удостоверения, задания на слайдах.
Ход праздника
Учитель: Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу. (Слайд)
Уч. 1. Давно земля сменила платье
Надела яркий свой наряд.
Сегодня праздник, школьный праздник
Для всех читающих ребят.
Уч.2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам к строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Уч. 3. Теперь читаем сами.
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо
Расставаться нам пора.
Уч. 4. Почему мы наш учебник
Азбукой зовём?
А другие называют
Книгу Букварём.
Уч. 5. Книгу, что знакомит с буквой
Букварём назвали встарь.
В честь славянских аз и буки
Назван Азбукой букварь.
Уч. 6. Книгу как не назови
Главное – что внутри.
Я с этой книгой в первый раз
Вошла в свой первый светлый класс.
Уч. 7. Мы в Азбуке прошли немало
За много-много первоклассных дней.
Нам Азбука хорошим другом стала
Мы говорим
Все. «Спасибо» ей. (Слайд)
Песня «Мой букварик»
Учитель. Ребята, сегодня на праздник мы пригласили Азбуку. Она должна выдать вам удостоверение о том, что вы научились читать. И Азбука уже спешит к нам.
Азбука. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте.
Азбука. Вы потрудились хорошо.
Все буквы изучили.
Меня сегодня в чудный зал
На праздник пригласили.
Вы заслужили похвалы.
Конечно, без сомненья.
Хочу я выдать каждому удостоверение.
Я спешила к вам не одна.
С собой я пропись пригласила.
Давайте вместе все со мной
На праздник Пропись позовём.
Пропись. Я верная подруга,
Друзья, для вас была.
Сегодня попрощаться
На праздник к вам пришла.
Терпению, старанью
Я вас всегда учила.
Письменными буквами
Писать вас научила.
Азбука. Мы с Прописью друзья большие.
Всегда у нас с ней мир и лад.
И вот сегодня мы решили
Проверить знания ребят.
Пропись. Вы ребята выходите
Алфавит нам расскажите.
Уч. 8. Приоделись мы сегодня
И у нас счастливый вид.
Ведь мы все сейчас готовы
Рассказать алфавит.
Уч. 9. Разбудите меня ночью
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буква А.
Изучили алфавит:
Первой буква «А» стоит.
Припасла она для нас
И арбуз, и ананас.
Буква Б.
Булки, бублики, баранки
Буква «Бэ» везет на санках.
Буква В.
«Вэ» для всех
Варенье варит.
Вини-Пух
Варенье хвалит.
Буква Г.
Гусь гогочет букве «Гэ»:
— Я почти родня тебе;
Шею длинную имею,
Букву «Гэ» писать умею.
Буква Д
Буква «Дэ» — уютный дом
Динозаврик дремлет в нем.
Буква Е
Ежевику ел енот,
Перемазал соком рот.
Буква «Е» несет водицу,
Чтобы мог енот умыться.
Буква Ё
Ёж под ёлочкой поёт,
В гости букву «Ё» зовёт.
Буква Ж
Добрались до буквы «Жэ».
Пишем мы ее уже.
Пишут букву вместе с нами
И жираф, и жук с рогами.
Буква З
Зайка букву «Зэ» учил
И пятерку получил.
Буква И
Буква «И» детей любила:
Всем игрушки подарила.
Буква Й
Как только «И краткое»
в гости придет,
Ты вспомни про йога,
про йогурт и йод.
Буква К
Алфавит не весь пока.
Мы дошли до буквы «Ка».
С буквой «Ка» всегда дружил
Добрый Гена крокодил.
Буква Л
Взял художник акварель
И раскрасил букву «Эль».
Значит, рядом на странице
Ты раскрасишь льва и львицу.
Буква М
Кто не любит букву «Эм»?
Я мороженое ем,
Мишка лижет сладкий мёд,
Всех в лесу малина ждет.
Буква Н
Здравствуй, здравствуй, буква «Эн»!
Ты нужна девчонкам всем.
Нитки, ножницы берем
И для кукол платье шьем.
Буква О
Ослик с буквой «О» играет:
Словно мяч, ее катает.
Буква П
Плыл по морю пароход,
А потом вернулся в порт.
Сходит буква «Пэ» на берег,
Всем привет передает.
Буква Р
Ходит с тростью важный сэр.
Вместо трости — буква «Эр».
Чтобы букву прочитать,
Надо, словно рысь, рычать.
Буква С
Утром рано — всякий знает —
Солнышко в окне сияет.
С дремлющих ночных небес
Светит месяц буквой «Эс».
Буква Т
Буква «Тэ» приносит в дом
Телевизор, телефон.
Отгадай-ка, где таится,
Эта буква на странице.
Буква У
Улитка с буквой «У» дружна
И рожки носит, как она.
Буква Ф
Пригласил однажды лев
В кафетерий букву «Эф».
Фрак надел, конфет купил,
С буквой «Эф» он кофе пил.
Буква Х
«Ха-ха-ха!» да «Ха-ха-ха!» —
Хохотала буква «Ха».
Хомячок ее смешил:
Хлеб за щеки положил.
Буква Ц
Эту букву каждый знает.
В цирк нас буква приглашает.
И с цветами на крыльце
Всех встречает буква «Цэ».
Буква Ч
Червячок и черепаха
Ча-ча-ча пошли плясать.
Это значит, всем ребятам
Букву «Че» пора писать.
Буква Ш
За забором — хороша —
Притаилась буква «Ша».
И в шкафу ее найдешь,
Если все слова прочтешь.
Буква Щ
Щука, увидав леща,
Обещала букве «Ща»:
— Я леща не буду есть,
Буква «Ща» в нем тоже есть.
Буква Ъ
Не могу найти никак
Я в подъезде «Твердый знак».
Дети помогите!
«Твердый знак» найдите!
Буква Ы
Букву «Ы» возьмем с собой,
Съедем с горки ледяной.
Без неё не едут лыжи,
Скучно без неё зимой.
Буква Ь
Знакомьтесь! Это «мягкий знак».
Не напишешь ты никак
Без него слова: тюлень,
Лось и гусь, олень и пень.
Буква Э
Эскимо несет тебе
Сладкоежка буква «Э».
Буква Ю
Буква «Ю» юлой кружится.
С нами хочет подружиться.
Буква Я
Вдаль на яхте поплывем,
Букву «Я» с собой возьмем.
Будем яблоки жевать,
Буквы в клеточки писать.
Все. Буквы очень нам нужны
Алфавит все знать должны
Песня «33 родных сестрицы»
Учитель: Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке. Сейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита? (Слайд)
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Песня»Дружба с букварём»
Учитель: Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя постичь науки
Вы догадались это? (ЗВУКИ).
Учитель: Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А как нам отличить гласные звуки от согласных? Давайте разберёмся.
Уч. 10. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам,
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Уч.11. Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Уч. 12. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
Уч. 13. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Уч. 14. Дружат гласные с согласной,-
Составляют вместе слог.
«Ма» и «ма», а вместе «мама»
К нам явились на урок.
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания надо из слогов составить слова. (Слайд)
Учитель: Молодцы! С этим заданием вы справились отлично!
Уч. 15. Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Уч. 16. Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!
Учитель:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Учитель: Составьте из букв слова «ПЕРВОКЛАССНИК» другие слова. (Слайд)
Первоклассник – лак, нос, класс, вокал, веник, лесник, сон, сор, вор, перо, репа, слон, сок, сено, сани, пика, ров, пол, полка, волк, полк, пони, кони, коса, санки, салки, салон, кино…
Учитель: Ребята, вы отлично справились и с этим заданием! А впереди у нас новое испытание
Уч. 17. Был на речке, на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Уч. 18. Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый.
Учитель: Подумайте, где могут жить разные буквы? (Слайд - город Букв)
Учитель: Азбука приготовила для вас задания. Я надеюсь, что и с ними вы успешно с справитесь. Итак - первое испытание –
Блиц-опрос. Нужно быстро ответить на вопросы.
Чем буквы отличаются от звуков?
Сколько гласных букв? Звуков?
Назовите мягкие согласные.
Назовите твёрдые согласные.
Чем замечательны буквы я, ю, е, ё?
Когда эти буквы обозначают два звука?
Какие буквы не обозначают звука?
Какие правила русского языка вы знаете?
Следующее задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Слайд)
А О Б Я
И Е Я Ю
В С Р Д
Ш П Н М
Ещё одно испытание. Буквы, из которых надо составить слово. (Слайд)
ЗАУБАК (АЗБУКА)
ВУКАБ (БУКВА)
ИНАКГ (КНИГА)
ВОЛАС (СЛОВА)
Азбука приготовила вам тексты, которые вы должны по цепочке громко вслух прочитать.
Нашу Родину в разное время защищали разные люди.
Но одно у них было общее – сильная любовь к Родине.
Я вырасту и тоже буду её защищать.
Юные безусые герои, юными остались вы на век.
Благодарность вечная вам всем.
Нам нужен мир – тебе, и мне
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.
Учитель: Молодцы! С заданиями Азбуки вы справились, прочитали тексты хорошо. А сейчас я попрошу вас отгадать загадки.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят (Буквы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю (Линейка)
Должен я пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это… (Ученик)
Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом (Глобус)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (Букварь)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали(Книга). Это не простая книга. Называется она «Литературное чтение». По ней мы продолжим работу после «Азбуки». (Слайд)
Литературное чтение: Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
Учитель: Чтение тоже приготовило для вас несколько заданий. Злой волшебник Звукомор заколдовал стихи. Расколдуйте их.
1.Уронили зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке) лапу…
2.Идёт медведь (бычок) качается…
3.Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
Тише, Леночка (Танечка), не плачь…
4.Зайку бросила лентяйка (хозяйка)…
Учитель: Сейчас я прошу вас сказать, как называется сказка. (Слайды)
Молодцы! Вижу, что со сказками вы тоже знакомы.
Учитель. Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
(Детям вручаются удостоверения) (Слайд)
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети хором говорят: Спасибо, Азбука!
Учитель:
- На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний!
Песня «Дорогою добра»