Тема: «Путешествие по экологической тропе»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о лесе, прививать любовь к родному краю, природе.
Задачи:
Образовательные: формировать экологическое представление детей об окружающем мире. Обобщить и расширить представления детей о лесе и его обитателях.
Коррекционно-развивающие: развивать у детей потребность в общении с природой и с окружающим миром. Способствовать развитию диалогической речи, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мышления, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению окружающего мира, развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека- любовь, добро, красоту, справедливость к окружающему миру.
Оборудование: карточки (красный и зеленый); карточки «Пословицы»; смайлики; медальки;
Ход занятия.

Организационный момент.
Тренинг-настрой на занятие.
Аромотерапия
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного.
Будем думать, рассуждать
И о многом узнавать.
-Подумайте, что нам нужно для успешной работы?
(внимание, знания, дружба, умение выражать свою мысль)
- А теперь отгадайте загадку и подумайте, какая будет тема сегодняшнего занятия.
Весной одевается,
Осенью раздевается
-Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
Подготовка класса к работе
Дети отвечают (лес)
-Давайте определим тему нашего занятия (Составление темы из рассыпавшихся слов)
«Путешествие по экологической тропе».
2.Постановка цели. Какая главная цель нашего занятия?
Обобщить и проверить знания о лесе..
- Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в лес по лесной тропинке, с целью знакомства с природой и изучения её.
-Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы.. Вас ждут интересные задания и веселые игры. Чтоб веселее нам было идти, улыбку с собою ты в путь захвати!
Положим руки на колени и закроем глазки. Представим что мы в лесу.
Ученик читает
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои! (звучит мелодия)
Я вот получила необычное письмо и мы из него узнаем кто нам поможет.
Сейчас я его вам прочту.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке,
Раздаётся звонкий смех.
Игры, конкурсы, забавы
Приглашаю к себе всех.
А в конце приглашения подпись…
Я люблю гулять в лесу,
В лес хожу я каждый день,
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я весёлый старичок,
Старичок-Лесовичок.

- Примем, ребята, приглашение весёлого старичка-лесовичка?
В помощь нам он передал карту , которая не позволит нам заблудиться во владениях лесного хозяина.

- Возьмём ее в руки и увидим, что первая остановка на нашем пути «Айболит»

- Кто такой Айболит?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
-А каких зверей лечит, доктор Айболит мы узнаем, отгадав загадки.
1. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, Орешки я грызу. (белка) краткое сообщение о белке

2. Весь в иголках Ворчит, как злючка,
Чуть испугается - в клубок свивается. (ёжик) краткое сообщение о еже

3. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. ( медведь) краткое сообщение о медведе

4. Длинное ухо,
Комочек из пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц) краткое сообщение о зайце

5. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её……………. (лиса) краткое сообщение о лисе

6. Кто зимой холодной, ходит злой, голодной? ( волк) краткое сообщение о волке
Продолжаем путь. Следующая остановка Птичья поляна
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега .
А теперь послушаем стихотворение трудно птицам зимовать
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А что сделать для этого… надо … загадка
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

ПОВЕСИМ КОРМУШКИ, затаимся и будем смотреть кто прилетит. А пока отгадаем загадки.
Деятельность детей. КОРМУШКИ ПТИЦЫ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ И ПТИЧКУ САЖАЮТ НА КОМУШКУ.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)


Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...(Cорока)


С заданием справились.
Продолжаем с Лесовичком путь и попадаем на полянку отдыхайка

ФИЗМИНУТКА
Физминутка «В лесу»
Весь засыпан снегом лес.
(повернулись вправо,правую руку отвели назад,
повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки ввер
Лесовичок приглашает нас на игровую поляну Игра «Экологический светофор» .

Красный свет – природе вред!
Свет зеленый – как красиво! Скажем лес тебе спасибо!
1. В лесу можно листьями бросаться, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
2. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
3. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится. И вы не узнаете ни одной тайны.
4. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает свое дело.
Молодцы, ребята! Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Игра « Это я, это я, это все мои друзья».
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит.
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
Заключение
Рефлексия деятельности (итог)
Теперь я знаю…
Теперь я умею Теперь я могу…
- А сейчас мне хотелось бы узнать ваши впечатления. У вас на столе лежат смайлики. Если вам понравилось наше путешествие, поднимите улыбающегося смайлика. Если вас что-то огорчило, не улыбающегося смайлика.
Что вам больше понравилось?
Что нового узнали?
- Итак, наше путешествие подошло к концу, Лесовичок хочет наградить медальонами самых активных ребят. (Награждение)
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек!
Так давайте сбережем наш родной природный дом!