СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие по природным сообществам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводится в 7-8 классах. Этот материал знаком учащимся из курса ботаники и зоологии. 

Цель мероприятия:

-формирование экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

-развитие экологического мышления;

-расширение кругозора в экологии;

 -формирование познавательного интереса к биологии во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие по природным сообществам"»

Внеклассное мероприятие «Путешествие по природным сообществам»


Данное мероприятие проводится в 7-8 классах. Этот материал знаком учащимся из курса ботаники и зоологии.

Цель мероприятия:

-формирование экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

-развитие экологического мышления;

-расширение кругозора в экологии;

-формирование познавательного интереса к биологии во внеурочное время;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

Метапредметные УУД:

-использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

-строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

Личностные УУД:

-повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;



Для проведения викторины из каждого класса выбирается команда.

Команда выбирает из предложенного списка задания для инсценировки:

1. Отряд заблудился в еловом лесу

2.Наш целитель-сосновый лес

3.Красива дубрава, и жилья немало.

4.Кто самый главный на лугу.

5.Степь да степь кругом.

6. Издалека долго течет река Волга

7.Озеро невелико , да живности много.

8.Красива Дубрава, и жилья немало.

Команда в занимательной форме (сценка, стихи,песня,сказка) рассказывает о том,какие растения и животные населяют данное сообщество и какие взаимоотношения у живых организмов в этом сообществе.

Раздаточный материал: фломастеры,карандаши,краски)


Описание мероприятия:

Ведущий Природа русская моя-

Зимой- бела, весной — светла.

А летом краше всех,

Природа русская моя-

Луга, поля,холмы.

Прекрасней нет моей земли

С хорошими людьми.

Прекрасна да нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред?

Наше мероприятие устроено так , чтобы мы много узнали о природных сообществах, поиграли и выяснили, кто лучше всех знаком с природой нашей Родины, кто подсмотрел самые необычные случаи из жизни животных и растений.

В жизни растений , животных и человека все многократно меняется и повторяется : сменяется день ночью, после лета наступает осень, зимой природа засыпает, а весной начинается активная жизнь.

Растения служат пищей животным, травоядных животных поедают хищники, а отмершие растения и животные служат источником органических веществ для почвы. Так осуществляется и замыкается круговорот жизни.

1. Первый конкурс «Круговорот жизни».

Вам предлагается список животных и растений. Вы должны построит круговорот жизни и поставить стрелочки, в каком направлении движется ваше колесо жизни.

Каждая команда набирает 3 балла за правильный ответ, плюс 1 балл за быстроту, минусуются баллы за ошибки. 1 ошибка 1балл, плюс 1 балл - название природного сообществам. Итого 5 баллов.


Карточки с заданиями

Сосновый лес

сосна, кислица, лишайник-ксантория, вереск,кедровка,бурундук,масленок(гриб), соболь.




Луг

костер безостый,тимофеевка луговая,люцерна, клевер, медведка, белянка,ящерица, улитка, лягушка,орел, дождевой червь


Пустыня

Верблюжья колючка, полынь,саксаул,джузгун,тушканчик,ящерица, змея, орел-змееяд, насекомые: жук- навозник, саранча.



Степь

ковыль,типчак,шалфей,суслик,чабрец,заяц,лиса-корсак,орел,кузнечик,ящерица, дождевой червь


Водоем-озеро

Стрелолист, камыш,чилим-водяной орех, прудовик,плавунец, утка-кряква, скопа,ястреб,сазан,щука,рачки,зоопланктоны


Ельник

ель,черника,мох,кислица,сибирский щелкопряд, тетерев, белка, куница,клест, белый гриб



река Обь

окунь, рогоз, ряска,личинки комаров (мотыль),донные моллюски,раки, лещ.

Дуб, боярышник,терн,ландыш, рябчик,кукушка, дубовый шелкопряд, ястреб,гриб-дубовик,дождевой червь, бактерии, перегной.

Подведение итогов конкурса


Выступление о сообществе луга

2 конкурс «Головоломка»

После выступления приглашается по одному участнику от каждой команды для решения головоломки.

Задание : Читая каждую вторую букву, нужно востановить пословицу о взаимоотношениях человека и природы.

Команда первой прочитавшая пословицу, получает 3 балла, остальные-0 баллов.



ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК


(ответ: кто Землю лелеет, того земля жалеет)


выступление о сообществе ельника


3 конкурс «Лесные ягоды»

После выступления, пока жури выставляют оценки , команды выполняют задание : кто больше вспомнит и впишет в карточку названия лесных ягод?


карточка

1

Б


Р


Ч



А

1

Б


Р


С


Л


Т

2

Ч


Р


М



А

2

Ж


М


Л


С


Ь

3

Б


У


Н



А

3

Б


Г


Л


Н


К

4

Г


Л


Б



А

4

Б


Я


Ы


Н


К

5

О


Л


П



А

5

С


О


Щ


И


А

6

Ш


П


В



К

6

З


М


Я


И


А

7

Л


М


Н



К

7

К


Ы


О


Н


К

8

Б


Р


А



С

8

А


Т


Н


Д


Я



ответы

1.Бирючина 1.Бересклет

2.Черемуха 2.Жимолость

3.Брусника 3.Багульник

4.Голубика 4.Боярышник

5.Облепиха 5.Смородина

6.Шиповник 6.Земляника

7.Лимонник 7.Крыжовник

8.Барбарис 8.Актинидия


Выступление о сообществе соснового леса

4 конкурс - Викторина «Птица»

задание: кто больше знает названия птиц? (нужно вписать в карточку названия птиц)


карточка

1

Ч


Ж


1

К


Л


К

2

С


Ч


2

Ч


Б


С

3

В



Ь

3

Ч


Й


А

4

А



Т

4

Ф


Л


Н

5

Г



Ь

5

В


Р


Н

6

У



А

6

Д


Т


Л

7

Г



А

7

Д


О


Д

8

С



А

8

С


Й


А

9

О



Л

9

С


Р


Ж

10

Г



Ф

10

Щ


Г


Л

11

У



Д

11

С


Р


Ч



ответы

1.Чиж 1.Кулик

2.Сыч 2.Чибис

3.Выпь 3.Чайка

4.Аист 4.Филин

5.Гусь 5.Ворон

6.Утка 6.Дятел

7.Гага 7.Дрозд

8.Сова 8.Сайка

9.Орел 9.Стриж

10.Гриф 10.Щегол

11.Удод 11.Сарыч


Выступление о сообществе степей

Ведущий

Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают воду от грибницы.

5 конкурс «Птицы»

Задание:назовите грибы, которые растут под определенными деревьями.

Каждому участнику показывают или гриб, или дерево. Он должен назвать пару.


Ответ

1.рыжик-ель, сосна

2.рядовка-тополь, сосна

3.груздь-береза, ольха, тополь

4.подосиновик-сосона,ель, осина

5.подберезовик-береза, сосна

6.дубовик-дуб

7.моховик-сосна

8.белый гриб-сосна, ель,дуб, береза

9.масленок-сосна


Выступление команды о сообществе пустыни.

6 конкурс -Игра «найди пару»

Ведущий. Хищник всегда стремится найти жертву , а жертва- спастись от хищника. Попробуем вместе определить, какие животные находятся в паре хищник-жертва.

Задание: изобразить в виде пантомимы взаимоотношений, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.

Карточки

1.паук-муха

2.волк-заяц

3.лиса — суслик

4.дятел-короед

5.сова-мыш

6.скопа-рыба

7. леопард-антилопа

8.рысь-лось


Выступление команды о реке

7 конкурс-Викторина «Животные в реке и у реки»

учащиеся каждой команды дают ответы на вопросы викторины.

1.Где строит дом паук-серебрянка?

2.Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается на дно после захода солнца?

3.Какой грызун строит плотины на реках?

4.Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим?

5.Где раки зимуют?

6.Какая птица возит свое гнездо и птенцов на себе?

7.Какую птицу и как рыбаки используют для рыбной ловли?

8.Может ли утка питаться лягушками?

9.Почему паук водомерка может бегать по поверхности воды?

10.Какая птица охотится на насекомых, живущих у водных деревьев?

Ответы:

1.В воде

2.Кувшинка, Водяная лилия

3.Бобр

4.Шиншила

5.В ямах на дне реки

6.Чомга

7.Баклан

8.Нет. У нее цедильный ротовой аппарат. Питается, процеживая ил.

9. Лапки не нарушают целостности поверхностной пленки воды.

10.Брызгун. Сбивает насекомых струйкой воды. ,


Вступление команды о сообществе озера

8 конкурс-Викторина «Деревья»

задание: впишите по вертикали названия деревьев.

карточка

В

Г

О

О

П

С

Я

И

Ф

А

Ч

Л













Т

У

Ь

И

Х

С

Е

Ж

К

Ы

Н

М













А

А

А

А

А

А

Ь

Р

С

А

Р

Н




ответы:

1.ветла 2.груша 3.ольха 4.осина 5.пихта 6.сосна

7.ясень 8.инжир 9.фикус 10.алыча 11.чинар 12.лимон


Выступление команды о сообществе дубравы.

Подведение итогов. Награждение участников мероприятия.

Ведущий.

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы — человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!