Внеклассное мероприятие
" Путешествие по странам Древнего Востока "
(5 класс)
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.
Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Оборудование:
Карточки с названиями станций.
Карточки с задачами, терминами, определениями.
Муляжи продуктов (или настоящие продукты).
Компьютер.
Секундомер.
План.
Фонозапись слов от имени КЛИО ( учитель)
Пусть в прошлое проникнет ясный взор:
День настоящий явит вам в прозренье
Владык земных и славу, и позор,
И мудрости плоды, что дарит миру гений…
Проникнув в тайны смутные веков,
Умом и сердцем долго узнавайте
Любовь к добру и ненависть врагов,
Труд терпеливый прежде замечайте.
Привет вам, юные, собравшиеся здесь,
Чей ум пытливый озарили боги…
Вы путь истории исследуете здесь –
Пусть победят сильнейшие в итоге!
Задание №1 (Каждая команда отвечает на вопросы и задания по очереди. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, право ответа переходит к другой команде.. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры)
1.Какую страну древние греки образно назвали “даром Нила”? (Египет).
2.Какие книги не сгорают? ( Глиняные)
3.Какой дикий зверь является источником жизни многих людей государства Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
5.Что называли “священным письмом египтяне”? (Иероглифы).
6.Их египтяне называли “языком фараона” (Писцов).
7.Автор самых первых законов ( Хаммурапи)
8.Пленник, человек без прав и свобод (раб)
9.Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
10.Повелитель Египта (фараон)
11.Статуя, изображающая льва с головой человека (Сфинкс).
12“Жилище богов” (храм).
Задание №2
“Отгадай шарады”.( за каждый правильный ответ-3 балла)
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1. Первая часть слова – название реки в Индии.
Вторая часть слова – соединительный союз.
Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита.
(Инд – и - я)
Целое слово – страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия).
2. Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (клин).
Вторая – список учитываемых предметов (опись).
(Клин - опись).
Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись).
3. Первая часть слова – современное среди молодежи сокращенное произношение слова “папа” (-па-).
Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).
Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы) (ус).
(па – пир - ус)
Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение; 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов.
(Папирус).
Игра со зрителями
Задание №3.Исторические загадки (правильный ответ – 2 балла)
1.Онбылцарем.
ПотомзавоевалЕгипет.
Исталхозяиномкорон
Повелевать стал всеми… (Фараон).
2.Еестроилизапростотак.
Чтобыфараонспокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
2.Эточудноесоздание
Сделанонамвназиданье
Славитсявекаоно
Пирамидуохраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
ЦарьВавилониикогда-тобыл
Могущественным,знаменитымслыл.
Отрабстваподданныхонзащищал
Законы он учредил. (Хаммурапи)
1.Навосточномпобережье
МоряСредиземного
Государствоморяков
Былооченьдревнее.
Ичтобимторговать,
Простосталивсеписать.
Ктожезнал–ихалфавит
Все народы покорит. (Финикия)
Задание №4 Определить , какие из этих понятий относятся к истории Египта, финики, Междуречья ( за каждый правильный ответ -1 балл)
алфавит, пурпурная краска, корабль,пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Игра со зрителями(игра в слова)
Задание №5. Исторический диктант. (1 ошибка – 1балл)
Командам раздаются карточки с заданием.
В тексте допущено 5 исторических ошибок. Найдите их.
Древний Египет.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигр. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте поклонялись единому богу.
Задание №6: За каждый правильный ответ по 1 баллу.
1. Чьи это слова: «Работать на хозяина должник должен три года, а потом его следует отпустить на свободу» (Хаммурапи)
2. Фараон, совершавший походы около 1500 г. до н.э. (Тутмос III)
3. Французский ученый, расшифровавший египетские надписи (Шампольон)
4. Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.
Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.( Картофель, помидор, кукуруза)
5.Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.
Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне? ( Междуречье)
Задание №7. «Юные детективы». (! Если только ответили на вопросы без доказательств- “3”
+ Если ответили и доказали не в полном объеме- “4”
+ Если сделали всё “5”Время выполнения (максимум) – 5-7 минут)
Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.
Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.
Вопросы:
1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?
2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?
Ответы:
1. Грабителей было 8 человек, ведь все добычу они поделили на 8 равных частей.
2. Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на мумиях этих двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия фараона”, “золото, найденное на мумиях фараона и его жены”.
Заключительное слово учителя Подведение итогов