СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие в животный мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие  имело своей целью познакомить учащихся с многообразием мира животных.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие в животный мир"»


Интегрированное внеклассное мероприятие

с применением ИКТ технологий

« Путешествие в животный мир»

Ковалёва Елена Владимировна,

учитель МБОУ Шиловичская ОШ

Духовщинский район Смоленская область

Цели: обобщить знания о многообразии животного мира, о значении животных в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; прививать ответственное и бережное отношение к животным; расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление, память, познавательную активность; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Организация участников

Учащиеся (5-9классы) с эмблемами, на которых изображены животные.


Проведение игры

Играют три тройки игроков. Выигравшие становятся финалистами. Победитель финальной игры становится победителем. Игроки выбираются по жребию (по названию животных, которых представляют). Между турами игра со зрителями (викторина, загадки, песни, голоса животных).

Ход игры

Звучит песня о животных. (Урок «Радионяни»).


Все животные на свете делятся на типы.

Что-то общее иначе в них и не найти бы.

Типы делятся на классы, классы на отряды.

А отряды на семейства – это помнить надо.

Нужно знать животных, чтобы их не путать имена:

От малюсенькой амёбы до большущего слона.

Изучив животных многих и по виду разных,

Отличайте Ластоногих от Китообразных.

Не ищите динозавров диких первобытных

Вы в отрядах Рукокрылых и Парнокопытных.

Уважайте всех животных схожих и несхожих,

Даже Сумчатых и даже типа Иглокожих.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашей игре.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир животных. Этот мир загадочен и разнообразен. Мы побываем в разных уголках нашей огромной планеты, узнаем много интересного о братьях наших меньших. Наше путешествие будет проходить в форме игры.

Игровое поле - карта мира с изображением животных. Мы будем бросать кубик, на котором есть стороны с очками, «П» - переход хода, «В» - видеосюжет (о животном, обитающем в данной зоне) , «+»- открыть любую букву, «Б» - банкрот.

Материк, на который мы отправимся, узнаем после первого хода кубика. Наш проводник даст краткое описание этой местности. На доске – название животного, обитающего на этом материке, которое нужно угадать. За три верно угаданных буквы - две шкатулки (хищник и жертва), в одной из них оценка «5» по биологии, другая пустая.




1 тур.

Смешанные леса.( на экране мультимедиа-панорама) Проводник дает краткое описание зоны лесов.

-Речь пойдёт о Млекопитающих. Ребята, а почему их так называют? (ответы уч-ся).

- Млекопитающих на Земле в настоящее время насчитывается около 4 тыс. видов. И все они разные, интересные, чем-то необычные. Кто-то из них откладывает яйца, у кого-то детеныши рождаются слепыми и беспомощными, а у кого-то уже через несколько часов после рождения они могут бегать. Но всех их питают молоком мамы-звери. Поэтому их и называют млекопитающие.


- Отгадав загадки, узнаем, кто играет в 1 туре.

1.Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины и плотину (бобры).

2.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета (заяц).

3.В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется...( медведь).



Исполняется песня «Ням-ням-ням).

Играют 3 игрока (бурый медведь, бобер, заяц).

- Представьте, пожалуйста, своего животного (название, к какому классу

принадлежит, где обитает, чем питается).

Задание 1 тура.

-Это животное умеет избавляться от блох изумительным образом: возьмет в зубы клочок шерсти и входит в воду, не сразу, а постепенно. Блохи воду не любят, перебираются с лап на голову, спину, живот. Животное уже погрузилось в воду, только клочок шерсти в зубах над водой торчит. Блохи перебираются на него, животное выпускает шерсть из зубов, и она со всем блошиным народом уплывает. Что это за млекопитающее? Ответ: Лиса.

(После того, как участники отгадают слово1 тура, видеосюжет на компьютере «Лиса»).



2 тур.

Африканская саванна. (На экране мультимедиа-панорама саванны). Проводник дает краткое описание зоны.

Обилие света и открытое веселое пространство. Травянистая растительность достигает до 3м. в высоту. Среди сплошного моря трав - редкорастущие деревья, огромные баобабы с раскидистыми ветвями, масличные пальмы, акации. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне: разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы. Водятся в саванне самые крупные слоны (их масса до 4,5 тонн), буйволы, носороги, бегемоты. Такое скопление крупных животных возможно благодаря изобилию разнообразной пищи. Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники - гепарды, леопарды, шакалы, гиены. Среди них самый сильный и грозный - лев. В реках обитают крупные крокодилы, среди них - нильский, который достигает в длину 5-6 метров. Саванны Африки необычайно богаты птицами. Это страусы, птица марабу, хищник - птица секретарь, которая питается змеями, грызунами.

Загадки о животных саванны.

1.Вот так ноги! Вот так шея! Не видали мы длиннее!

Словно вышка, между трав возвышается…(жираф).

2.То ли нос, а то ли рог?! Кто же это …(носорог).

3.Развалился, как на пляже, может, рядышком приляжем?

Нет, не нужно, проходи, загорает … (крокодил).

Играют носорог, жираф, крокодил. Игроки вызываются по отгадкам на загадки.



- Тему 2 тура узнаете, отгадав загадку.

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится? Угадали – это птица.

Вопросы зрителям.

-Что вы знаете о птицах? Назовите общие признаки птиц.

-Птицы - удивительные создания природы. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает пернатых чудесным украшением

природы. Послушайте голоса птиц и узнайте их.


(Звучат фонограммы голосов птиц).

-Но птицы не только славятся своим голосом, большинство из них приносят пользу и человеку. Какую? (Защищают сады и огороды от насекомых-вредителей). Верно. Полезна птица, но не все это понимают. На сегодняшний день каждому десятому виду птиц на Земле угрожает опасность исчезновения! Как вы думаете, каким образом человек уменьшает численность птиц? (Вырубает леса, загрязняет реки, озера, применяет ядохимикаты против насекомых, беспокоит во время гнездований). Берегите птиц! Ведь многие из них занесены в красную книгу.


Задание 2 тура. Тема «Птицы»

Эта птица занесена в Красную книгу, живет в африканской саванне. Название её происходит от латинского слова, и переводится как пламя. Крылья у этой птицы красного оттенка.

Ответ: Фламинго.

Фламинго (Phoenicopterus ruber) распространены на большей части Африки. Название этих птиц происходит от латинского слова flama — пламя. И действительно, взлетающая стая фламинго, сверкая на солнце сотнями алых крыльев, представляет собой незабываемое зрелище, а прохаживающиеся по мелководью птицы напоминают цветы розового лотоса. Кроющие перья крыла у фламинго ярко-красные, маховые — черные, а все стальные переливаются всеми оттенками розового. Красный цвет перьям фламинго придает пигмент группы каротиноидов астаксантин, который попадает в организм птицы вместе с пищей — главным образом рачком артемией. При недостатке каротиноидов в пище розовая окраска фламинго бледнеет и исчезает. Хотя птицы умеют плавать, им редко приходится это делать, так как длинные ноги позволяют им с легкостью ходить по мелководью. Водя в воде своим изогнутым клювом, оснащенным цедильным аппаратом, фламинго выискивают различные донные растения, а также рачков и насекомых.

В древности мясо фламинго считалось деликатесом и их беспощадно истребляли. Так, на пирах римских императоров подавали блюда из языков фламинго. К счастью, сейчас охота на них практически прекращена и вымирание фламинго, скорее всего, не грозит. (Кинофрагмент «Фламинго»)

Игра со зрителями.

1.У каких птиц есть детские сады? (У пингвинов)

2.Почему пингвинов называют птицами? (несут яйца, оперение, недоразвитые

крылья, клюв).

З.Где водятся пингвины(В Антарктиде)

Кинофрагмент «Императорский пингвин».

Звучит песня «Пин и Гвин».




3 тур

Пустыня (мультимедиа-панорама).

Зима здесь короче и жарче, чем в степях. Снега выпадает мало. Весной выпадает наибольшее количество осадков. Уже в апреле наступает продолжительное лето и длится почти до ноября. Оно жаркое и сухое. В тени термометр показывает +40 - +50 градусов. Осадков выпадает очень мало или их нет совсем. Осень короткая. Снова начинают выпадать дожди. Во все времена года дуют сильные ветры, переходящие в пыльные бури. Всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют барханы. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные. Это - солянки, полыни, верблюжья колючка, песчаная осока. Деревьев здесь нет. Но там, где есть вода, растут оазисы. Животный мир пустынь небогат. Здесь обитают ящерицы, змеи, тушканчики, верблюды, камышовый кот, кот манул, кабан. Среди птиц одна из самых крупных - пеликан.


1. Вы не знаете, ребята, как царя пустынь зовут?

У него спина горбата. А зовется он ...(верблюд).


2.Их портрет довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и всё, ни лап, ни шеи,

Потому что это .. .(змеи).


З.Кто же это ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит .. .(черепаха).

В 3 туре играют: верблюд, змея, черепаха.



Песня « Черепаха».

Чере-чере-чере-чере-паха панцирь носит носит не от страха,
просто так ей подфартило на спине носить квартиру.
Жизнь ее проходит гладко . не нужна ей плащ-палатка.
Ей коттедж не надо строить и соседей беспокоить.

Припев: 
Чере-чере-чере-чере-паха
Чере-чере-чере-чере-паха-ха.

Чере-чере-чере-чере-паха, не енот, не краб, не россомаха, 
Дом всегда при ней, а это значит, в панцирь голову запрячет.
Даже если загорает, то одежду не снимает,
ей под панцирем уютно, безопасно абсолютно.

Чере-чере-чере-чере-паха, не боится быть порой смешной,
Не зависит от Госстраха, дом свой тащит за собою.
Это просто бесподобно, ненаклодно и удобно. 
Дом зимой, а летом дача, и бесплатная впридачу.


Вопрос зрителям.

- 1. И змеи и черепахи относятся к классу Пресмыкающихся, а почему их так называют? (При передвижении по суше они касаются телом поверхности земли, то есть ползут, смыкаясь с ней.)

2. Где этот класс наиболее распространён? (В пустыне)

3.Почему именно в пустыне? (Могут долгое время находится без воды и пищи, в жару спят в норах, убежища и норы устраивают в земле, быстро

бегают, имеют мало врагов, благоприятные условия для размножения.)

- В 3 туре играют звери, голоса которых вы сейчас услышите (звучит фонограмма голосов льва, тигра, леопарда)

Задание 3 тура

Это пресмыкающее называют «пустынный крокодил» за его большие размеры. При виде врага он раздувается, становясь ещё крупнее. Питается змеями, ящерицами, песчанками. Ответ: Варан. (После того, как дети отгадают слово, смотрим кинофрагмент «Серый варан»).

Вопрос зрителям.

1.Какие пресмыкающиеся обитают в нашей местности? (прыткая ящерица, уж, гадюка).

2.Какое значение имеют в природе и жизни человека?



Игра со зрителями:

- Ребята, все вы живёте в своих домах и квартирах. У животных тоже есть свое жилье, где они могут спрятаться от врагов, вырастить своё потомство. А знаете ли вы, как называются их жилища?

«Узнай моё жилище»

У птицы - гнездо.

У лисы - нора.

У бобра - хатка.

У медведя - берлога.

У волка - логово.

У дятла -дупло.

А у белки - гайно.

Исполняется песня «Всем на свете нужен дом»


Ни кола и ни двора, ну и что ж такого?

Раз-два-три и все дела!

Раз-два-три и все дела!

И жильё готово!


Всем на Свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!


Хорошо придти домой, как приятно это

Очень жалко, что зимой

Очень жалко, что зимой

Не бывает Лета!


Всем на Свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!

Всем на Свете нужен дом

Даже-даже-даже-даже поросятам!


4 тур

Австралия. Краткое описание материка.

Самый малый по площади, самый сухой и малонаселенный материк нашей планеты. Здесь много необычного для нас: при движении на север становится жарче, а на юг холоднее. Здесь особенно много растений и животных, которых нельзя встретить на других континентах. В Австралии много сумчатых животных: кенгуру, вомбаты, коала, волки. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе.

Из птиц особенно много попугаев, райских птиц, страусов. Есть ящерицы, ядовитые змеи, а в водоемах водятся крокодилы.

Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Они много внимания уделяют охране растений и животных. Для сохранения природы Австралии местные жители создали национальные парки и заповедники.

Задание 4 тура

Это редкое животное откладывает яйца, но не насиживает их, а вынашивает в сумке. Когда детеныши выходят из яйца, они питаются молоком, которое выделяется по всей поверхности живота. (По окончании тура - кинофрагмент «Ехидна»)

Финал.

В финале играют игроки, победившие в 1,2,3 турах.

Задание финала.

Это животное - символ эмблемы движения по спасению исчезающих видов. Хищник, но питается в основном растительной пищей. Относится к семейству Медвежьих. Ответ: Панда.

Кинофрагмент «Панда».

Награждение победителя.

Викторина о животных.(самый активный зритель также получает награду).


1.Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил).

2.Где у кузнечика ухо? (на ноге).

3.Какое животное называют «морской осой»? (медузу).

4.Детеныша какого животного называют бельком? Детеныша белки, тюленя, зайца-беляка (тюленя).

5.Какое животное может прожить 45 дней без воды? (верблюд).

6. Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто (белка). 7.Рекордсмен по спячке среди животных (спит как сурок).

8.Замечательные строители и инженеры, создатели различных построек (бобры).

9.Где раки зимуют? (в норах).

10..Самая крупная птица? (страус).

11.Самое быстрое животное суши? (гепард, его скорость до 100км. в час).

12.Самая маленькая птица? (колибри - 5,7см., вес-1,6 гр.).

13.Какая змея плюется? (кобра).

14.Что ест зимой жаба? (она зимой спит).

15.Глаза на рогах, а дом на спине? (улитка).

16.Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи).

17.Весь день долбит, а голова не болит. Кто это? (дятел).

18.И вкусный плод и птица? (киви).

19.У какого животного жир зеленого цвета? (у крокодила).

20.Умеют ли слоны плавать? (да).

21.Что делает еж зимой? (спит).

22.Что страшнее птице зимой - голод или холод? (голод).

23.У кого осенью рождаются детеныши? (у зайца).

24.Кит рыба или зверь? (морской зверь).

25.У каких животных есть детские сады? (у пингвинов, морских котиков).

26..Самое крупное морское млекопитающее? (кит).

27..Где водятся пингвины? (в Антарктиде).

28..Самый крупный и сильный из всех известных удавов? (анаконда).

29..Кто спит вниз головой? (летучая мышь).

30.Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (запасом жира).

31.У каких животных зубы растут каждый день? (у зайца, бобра).

32.Когда еж не колется? (когда только родился).

33.Что теряет лось каждую зиму? (рога).

34.Чьи детеныши питаются молоком чужой матери? (зайчата).

35.Родилась в воде, живет на земле (лягушка).

Звучит песня о животных.


Знаете ли вы?

Животные-долгожители Общеизвестными долгожителями являются черепахи, среди них нередко встречаются особи, достигшие возраста 130-150 лет. Нильский крокодил, магер и гребнистый крокодил доживают до 80-100 лет. Некоторых рыб можно также отнести к долгожителям. Китовые акулы, карпы, сомы, щуки, палтусы живут до 80 лет, белуга — до 100. Согласно новейшим исследованиям, рекордный срок жизни для млекопитающих у гренландских китов (150 лет). Среди наземных млекопитающих долгожителями являются африканские слоны, проживающие 70-80 лет. О продолжительности жизни птиц в естественных, природных условиях сведений немного. Наибольшая потенциальная продолжительность жизни птиц, содержавшихся в неволе составляет: из отряда воробьиных для ворона возраст до 69 лет, из отряда сов для филина доживали до 68 лет, из отряда попугаев для красного ары — 64 года. Среди хищных птиц долгожителем считается кондор, срок жизни которого составляет более 65 лет.



Охрана животного мира. Красная книга.

Выступление ученика

Заключение.

-В природе живет и существует огромное количество живых организмов.

Кажется, что так будет всегда, но это равновесие очень хрупкое и нуждается

в нашей защите, бережном отношении ко всему живому. Так давайте же

будем беречь всех - от былинки до кита! Пусть они всегда живут и

здравствуют!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!