СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Семь грецких орехов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Семь грецких орехов"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»










Внеклассное мероприятие по химии,

биологии и географии
турнир знатоков
«Семь грецких орехов»











Подготовила учитель химии

Кравченко Зоя Павловна










с.Кульбаки

2019г.


«Семь грецких орехов» (слайд № 2)


Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 - 11 классов. Судит жюри.

Мероприятие включает 7 конкурсов:

1 конкурс – «Корзина вопросов», 2 конкурс – «Что лишнее?», 3 конкурс – «Я рисую натюрморт», 4 конкурс – «Стоп кадр», 5 конкурс – «Загадки», 6 конкурс – «Конкурс капитанов», 7 конкурс – «Эстафета».

Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.



Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии, географии;

  • вовлечение в словарный запас биологических, химических и географических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.


Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.


Цель данного мероприятия:

  • расширить интеллектуальный кругозор учащихся;

  • способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 7 грецких орехов.







"Чтобы добраться до ядра грецкого ореха, нужно расколоть его скорлупу!"

(Восточная мудрость) (слайд № 3)


Ход мероприятия

Ведущий: "Добрый день, дорогие друзья!" Мы рады приветствовать вас на предметном турнире знатоков биологии, химии, географии. Сегодня мы попытаемся добраться до вершин знаний, спрятанных в ядре грецкого ореха, расколов его скорлупу. А чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, географии, химии. Сделать это попытаются две команды: «Незабудки» - капитан Фролов Иван и «Менделята» - капитан Сергеев Дмитрий. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят: Пономаренко Оксана Алексеевна, Радченко Ирина Владимировна, Феденко Маргарита Сергеевна. Итак, мы начинаем. Ядро грецкого греха надежно защищено окружающей его плотной скорлупой. У нас 7 грецких орехов - по числу проводимых конкурсов. Задача каждой команды - расколоть как можно больше орехов и набрать максимальное количество баллов.

Конкурс 1. «Корзина вопросов» (слайд № 4)

Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии, географии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде: (слайд № 5)

  1. Какое озеро на территории России самое большое? (оз. Байкал)

  2. Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)

  3. Какого цвета оксид меди (II)? (черного)

Вопросы 2 команде: (слайд № 6)

  1. Какой материк считают самым сухим? (Австралия)

  2. Сколько хромосом в клетках человека? (46)

  3. Какого цвета сульфат меди (II) (медный купорос)? (синий)

Вопросы 1 команде: (слайд № 7)

  1. Какой материк считают самым большим? (Евразия)

  2. Какое химическое название имеет витамин С? (аскорбиновая кислота)

  3. Кто создал эволюционную теорию развития живых организмов? (Ч. Дарвин)

Вопросы 2 команде: (слайд № 8)

  1. Сколько всего материков? (6)

  2. Где обитаю яйцекладущие млекопитающие? (Австралия и прилегающие острова)

  3. Кто открыл Периодический закон химических элементов? (Д.И. Менделеев)

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. «Что лишнее?» (слайд № 9)

Ведущий: Пока жюри подсчитывает заработанные командой баллы, я предлагаю расколоть 2-й грецкий орех. Следующий второй конкурс называется: " Что лишнее?" На карточках написаны ряды слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. На карточке вы указываете название команды и подчеркиваете лишнее слово. Карточки сдаете жюри. За каждое правильно выделенное слово вы получите по 2 балла.

Слайд № 10

1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка - летяга .

2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча .

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород .

4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра .


После конкурса делается проверка и объясняется, почему эти слова являются лишними.

(слайд № 11)


1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка – летяга.

2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча.

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород.

4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра .


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 3. «Я рисую натюрморт» (слайд № 12)


Ведущий: Итак, 2 грецких ореха расколоты, на очереди- 3-й орех. Скорлупа этого ореха очень прочная, чтобы ее расколоть потребуются усилия каждого участника команды. Следующий конкурс называется "Я рисую натюрморт". Он складывается из 2 этапов: 1 участник команды по координатам ищет в здании школы оригинал рисунка натюрморта, а остальные участники команды собирают его копию из разрезанных частей картинки. Задание считается выполненным, если команда представит и оригинал, и его копию в жюри. На выполнение работы отводится 5 мин.

Конкурс болельщиков. (слайд № 13)

Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Правильно дав ответы на предложенные вопросы, вы получаете 1 балл и можете отдать его любой команде.

Вопросы для болельщиков:

  1. Это человек - великий русский ученый, впервые разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из них панораму " Полтавская битва". К его заслугам относится и открытие закона сохранения масс веществ. (М.В.Ломоносов)

  2. Какое морское животное предсказывает приближение шторма за 10-15 часов? (медуза)

  3. Всем известно, что молочные продукты полезны для здоровья, так как улучшают работу кишечника. Какой химический процесс лежит в основе получения кефира? (брожение)

  4. Залежи, какого минерала в некоторых районах Курской области не позволяют пользоваться компасом? (магнитного железняка - магнетита)

  5. Какая "рыба" помогает вымыть химическую пробирку? (ёрш)

  6. Из какого вещества состоит яичная скорлупа? (карбоната кальция)

  7. Из какого поделочного камня была изготовлена шкатулка в сказке русского писателя П.Бажова? (из малахита " Малахитовая шкатулка")

  8. Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо - белого металла, а всем прочим - приборы из серебра и золота. Из чего были сделаны приборы почетных гостей? (алюминия)

  9. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубочек? (уменьшается поверхность тела и тепла отдается меньше)

  10. Два простых вещества состоят из атомов одного и того же химического элемента. Одно ценится во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого - люди еще и платят деньги. Назовите эти вещества (алмаз и сажа)

Ведущий: время на работу команд закончилось. Натюрморты отдаем жюри. (слайд № 14)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 4. «Стоп - кадр» (слайд № 15)

Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу " Стоп- кадр". Если команда справится с ним, то ей удастся расколоть 4-й орех и еще на один шаг приблизиться к вершине знаний. Для участия в конкурсе приглашаются по 1 человеку от команды. Они остаются за столом, остальные участники со стульями садятся к зрителям. Перед вами 10 предметов. (слайд № 16) Вам предстоит за 1 минуту запомнить как можно больше предметов и за 1 минуту записать их как можно больше. За каждый угаданный предмет участник команды получает 1 балл.

Ответы: сердце, клубника (ягода), человек с книгой, танцующий кот, бабочка, модель атома, ракета, трактор, микроскоп, колба.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 17)

Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера " Загадки". Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл, если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующей команде.

Загадки по биологии

  • Изба белена, а маковка зелена. (Берёза) (слайд № 18)

  • И тепла и холодна, а одежка – одна. (Мать- и- мачеха) (слайд № 19)

  • Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба.) (слайд № 20)

  • На ветках - плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.) (слайд № 21)

Загадки о химических элементах

иЯ светоносный элемент.Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P) (слайд № 22)

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As) (слайд № 23)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al) (слайд № 24)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au) (слайд № 25)

Загадки по географии.

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус) (слайд № 26)

Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Луга есть - косить нельзя. (Карта) (слайд № 27)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.) (слайд № 28)

Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) (слайд № 29)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 6. «Конкурс капитанов» (слайд № 30)

Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера " Конкурса капитанов" .Капитанам предстоит расколоть скорлупу предпоследнего 6-го ореха. Они остаются за столом, а остальные участники пересаживаются к зрителям. Им предстоит 2 задания. Я читаю вам стихотворение Н.Огарёва. Вам предстоит определить, что хотел получить монах. С какой наукой это связано?

(слайд № 31 )

В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.

Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.
Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.
Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата.

Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник.
"Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.
Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.

Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.
В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.

Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал, и ничего я не узнал!
К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!"

Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;
и книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:
И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.


Наука – АЛХИМИЯ, получение ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.

2 задание.

Ведущий: Вопросы 2 задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй - в 4 балла и т.д. Вы должны определить химический элемент.

(слайд № 32)

  • 5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.

  • 4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.

  • 3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.

  • 2 балла. Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"

  • 1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске.

(кальций)

(слайд № 33)

  • 5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.

  • 4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

  • 3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.

  • 2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.

  • 1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

(железо)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 7. «Эстафета» (слайд № 34)

Ведущий: Итак, мы подобрались к 7-му, завершающему, конкурсу "Эстафета". Нам осталось расколоть всего 1 грецкий орех. Чтобы преодолеть это препятствие придется потрудиться всей командой. На стене прикреплены лепестки ромашки, на которых написаны отдельные слова, составляющие конечный результат нашего вечера. Участники команды по очереди приносят лепестки ромашки и составляют законченное предложение. Победит та команда, которой удастся сделать это первой. Но учтите, что вас в команде 6, а лепестков 8, значит два участника побегут дважды.

Ответ: "Победы сами не придут, их - лишь упорные возьмут" (слайд № 35)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

(слайд № 36)

Ведущий: Итоги конкурса подведены, победители определены, а, значит, я могу сказать вам до свидания. До новых встреч!































Приложение


Название команды -----------------------------------------------------------


1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка - летяга

2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород

4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра




Название команды -----------------------------------------------------------


1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка - летяга

2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород

4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра




1. Стань спиной к самому «волшебному» кабинету в школе, сделай шаг вперед, поверни направо и иди вперед до места, где начинается «школьное метро».



2. Вернись в коридор и дойди до кабинета «хранителя времени».





3. Растение тропического леса укажет тебе путь.




4. Искомое найдешь там, где место человека, объяснившего тебе закон Архимеда.



5. Стань спиной к источникам света и справа от тебя, на «Камчатке», найдешь то, что ищешь.




1. На вратах кабинета «царицы всех наук» то, что ты ищешь.



2. Место, откуда можно попасть на крышу прямо из коридора, укажет тебе путь.



3. В «хранилище знаний» ищи ответ.





4. Твой путь ведет тебя в «царство всего живого».




5. Искомое найдешь на среднем источнике света.


















Используемая литература:

1. О.С. Габриелян «Химия» 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.

3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: введение в общую биологию и экологию. 9 класс М.: Дрофа, 2008


11