Внеклассное мероприятие по математике:
МБОУ ««Школа коррекции и развития» VIII вида №31 . г. Брянска
Учитель Магильная А.А.
Съезд геометрических фигур
Цель: Совершенствовать у учащихся знания по геометрии
Задачи:
Заинтересовать учащихся в изучении геометрии.
Показать важность знаний вопросов геометрии
Воспитывать у учащихся ответственность.
Участники:
Ведущая 1
Ведущая»
Шар (председатель)
Цилиндр (секретарь)
Точка
Прямая
Кривая
Перпендикуляр
Ученик
Окружность
Параллели
Угол
Ученица
Семья треугольников
Квадрат
Ведущий 3
Прямоугольник
Ромб
Параллелограмм
Четырехугольник
Ход праздника
Ведущий 1 Слово «Геометрия» в переводе означает «землемерия» Наука эта зародилась еще у египетских земледельцев.
После каждого разлива Нила им приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. А для этого надо было уметь измерять площадь различных фигур.
Ведущий 2 Еще за 3-4 тыс. лет до н. э. каждый клочок земли в Данилах Нива, Тигра имел значение для жизни людей. Это был маленький, но удивительно талантливый народ.
Еще 2200 лет назад греческий ученый Платон велел сделать над дверью своего дома надпись: « Не обучавший геометрии пусть не входит в эту дверь!»
Геометрия: Друзья! Сегодня ( дата) вы приглашены на 1 съезд геометрических фигур. Прошу председателя и секретаря занять свои места. (занимают места на сцене)
Шар: Я открываю заседание
И должен вам сказать, что очень рад приветствовать почтенное собрание. Опросим же гостей подряд и выясним их звание.
Цилиндр: Пусть младшие начнут. Пусть они рассказывают сами: какие свойства их, как их зовут.
Шар: Кто тут? Я ничего не вижу.
Я открываю заседанье.
И должен вам сказать, что очень рад
Приветствовать почтенное собрание.
Отправим же гостей подряд и выясним их званья…..
Цилиндр: Пусть младшие начнут. Пусть они расскажут нам: какие свойства их, как их зовут. Перед шаром появляется Точка.
Шар: Кто тут? Я ничего не вижу.
Точка: Я невидимка. В этом суть моя…..
Меня всегда изображают прикосновением
пера иль мела и буквой одной обозначают.
Хотя меня нельзя измерить, настолько
Я ничтожна мала,
Но всё собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
Шар: Хоть, ты действительна мала,
Но полезна, в этом нет сомненья!
Чья дальше очередь дружок?
Цилиндр: По списку линия прямая.
Прямая: Я здесь!
Вот верёвочка моя!
Привяжу к ней камень я,
И веревочка моментально
Натянулась вертикально!
Я могу однако же любой
принять наклон,
Могу и лечь горизонтально.
Шар: Да! Что ты худа нельзя считать за грех.
А рядом кто с тобой?
Прямая: Моя сестра родная.
Кривая: Зовусь я линия кривая.
В двух точках встретившись с прямой,
Всегда тянусь над ней дугой.
Перпендикуляр: А я, почтенный Шар, - перпендикуляр.
Смотри внимательно за мной:
Когда из точки вне прямой
Меня опустят на прямую
И проведут наклонную любую.
Из той точки…..
Шар: Что тогда?
Перпендикуляр: Докажет всякий школьник без труда,
Что я всегда короче, чем наклонная любая.
Горжусь изрядно я,
Что в том особенность моя.
Шар: Ну что, ж друзья. Ваш обстоятельный
доклад готов принять сейчас же я.
Цилиндр: Простите председатель. Тут что-то хочет
Сообщить вам ученик.
Ученица: Позвольте рассказать вам сказку.
Цилиндр: Изволь!
Ученица: Жил-был….
Карандаш: (выбегает, кричит ) Карандаш!!!
Ученица: Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит
Карандаш: Как эта линия называется?
Прямая: Вышел как - то карандаш и увидел прямую линию, то есть меня и пошел вдоль.
Шел, шел. Устал, остановился и говорит:
Карандаш: Долго ли я буду еще идти? Скоро ли конец прямой?
Прямая: Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что я бесконечная.
Карандаш: Тогда я поверну назад. Я, наверное. Пошел не в ту сторону?
Прямая: И в другую сторону не будет конца.
Без конца и края линия прямая!
Хоть 100 лет по ней иди не найти конца пути.
Карандаш: как же быть? Что мне так и придется идти и идти?
Прямая: Ну, если ты не хочешь идти дальше, отметь на прямой 2 точки. Тогда сможешь гулять от точки до точки.
Прямая: Но это же будет уже не прямая.
Что же получится? Как это называется?
Прямая: Это мой отрезок, лежащий на прямой.
Карандаш: Запомните и вы, ребята, что отрезок, это часть прямой, ограниченный с двух сторон точками.
(На сцене девочка катит обруч и поет)
Девочка: У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И наывается … (окружность)
Окружность (останавливается) Да, я действительно окружность! Вам я, шар родня.
Шар: Не может в этом быть сомненья.
Окружность: произошли вы от меня при помощи вращения (вращает обруч)
Внутри меня есть точка не простая.
Шар: А кто сей важный пункт?
Окружность: Зовется центром он.
От точек всех моих он равно удален.
Еще внутри меня отрезок есть,
Он хордою зовется,
Чем ближе к центру.
Тем длиннее…
И что интересно, скажу я вам сердечно
Большая хорда – диаметром зовется
Цилиндр: Так значит замкнутая ты кривая?
Окружность: Ты совершенно прав, мой друг!
Еще добавлю я, что в древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена.
Частями этими мне дуги измеряют,
Их градусами называют.
Шар: Прошу вас занять место в зале
Ваш доклад я выслушать душевно рад.
Цилиндр: А чей сейчас черед?
Прошу Вас, параллели!
Скажите нам к какой идете цели?
Параллели: От куда мы идем, придем куда?
Не знаем сами никогда,
Друг к другу мы стремимся вечно.
Как две сестры , бок о бок мы идем
Нас под прямым углом прямая рассекает,
Ее отрезок слиться нам мешает.
И сократиться нам силы не дано.
Цилиндр: Особым свойством вы наделены:
Когда бока фигур попарно параллельны,
Они всегда попарно и равны
Прямоугольник, ромб, квадрат -
Все этим свойством дорожат,
Но кто там прячется за вами?
Без головы с двумя ногами?
(выходит угол и ученица)
Угол:
Ошиблись вы немножко,
От ваших слов меня бросает в жар,
А мне служит головой вершина, А то, что вы считаете ногами,
Все называю сторонами.
Увеличить стороны мои. Когда угодно,
Вы сможете совсем свободно.
Ученица: Постой,
Ты выступаешь смело,
Но ведь совсем не в этом дело, Скажи нам, кто ты сам?
Угол: но чем смущает вас мой вид?
Ведь я часть плоскости.
Ученица: Но этого нам мало,
Ты отвечаешь, как попало.
Угол: Когда встречаются прямые
всегда мы, будем между ними.
Ученица: Кто же Вы?
Сейчас, видать без головы
Ну, свойства же твой какие?
Угол: Мы разные углы.
Я например прямой.
Бывают острые, тупые.
Ученица: А сколько градусов в тебе?
Угол: Как будто б 90!
Ученица: Но если стороны мы будим продолжать?
Угол: Тогда я буду возрастать.
Ученица: Вот видишь, милый, стало всем смешно,
Ты плохо знаешь сам себя.
Угол (вздыхает): Ошибся я.
Ученица: Вот то -то и оно. Ну, поправляй ошибку.
От градусов зависишь ты, таков закон, Что ни причем
Длина твоих сторон,
Продолжи их хоть до конца вселенной,
Раствор твой будет неизменный!
Шар: Кто за тобой?
(Семья треугольников)
Зовусь я треугольник.
1.Со мной хлопот не оберется школьник…
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны равны:
2.С одним тупым - тупоугольный
3.Коль острых 2, а третий прям - прямоуголен я.
4..Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
5..Когда же все равные даны, то зовусь равносторонним.
6.И если, наконец, равны 2 стороны, то равнобедренным я величаюсь.
Песенка треугольников.
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри
У нас всего по 3:
Три стороны и три угла.
И столько же вершин.
И трижды - трудные дела - 3 раза
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья
Нас каждый должен знать!-3 раза.
Прямоугольный треугольник: пора, друзья, вам всем уйти!
Меня к докладу пропустите!
Шар: Имеешь ты особую примету?
Прямоуг. Треугольник: моих заслуг никто не перечтет,
О том всегда известно свету
От древних египтян мне был большой почет.
Через меня и Пифагор стал славен.
Уж так и быть, открою свой секрет
Квадрат гипотенузе равен сумме квадратов катетов.
Шар:
Хоть правилен ответ, но ты заносчив, мой дружок
И отвечаешь дерзко. Кто там еще?
Квадрат: Зовут меня квадрат
Любую площадь я измерить рад.
Ведь у меня 4 стороны
И все они равны.
Шар: Но это мы давно слыхали.
Квадрат: Но у меня равны еще диагонали,
Углы мне
Они делят пополам,
Ими на части равные разбит я
Прямоугольный треугольник : Ха-ха, зовут его квадрат,
Любую площадь он измерить рад.
Цилиндр: Да, что случилось у треугольника с квадратом?
Ведущий: Позвольте здесь вмешаться мне и рассказать один секрет
Ведущий: жили – были два брата
Треугольник с квадратом.
(появляются треугольник, квадрат)
Старший - квадратный, добродушный, приятный.
Младший треугольный - вечно не довольный.
Стал расспрашивать квадрат
Квадрат: Почему ты злишься, брат?
Треугольник: Смотри, Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три.
У тебя же их четыре.
Ведущий: Но квадрат ответил
Квадрат: Брат! Я же старше, я – квадрат
Ведущий: И сказал еще нежней…
Квадрат: Неизвестно, кто нужней!
Ведущий: Но настала ночь и к брату
Натыкаясь на углы
Младший лезет воровато
Срезать младшему углы.
(уходя, сказал)
Треугольник: Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснулся без углов.
Ведущий: Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Онемел…. Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Так поссорились друзья,
Но стал скучать треугольник, а с ним по соседству скучал квадрат.
Скучал квадрат, скучал и решил послать треугольнику письмо
Квадрат: «Дорогой треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся. А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?
Ведущий: А треугольник ответил ему так:
Треугольник: «Уважаемый квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю.
Но мне кажется, что надо жить со смыслом»
Ведущий: и стали они жить со смыслом, то есть вместе. И получилось вот что (друзья обнимаются и уходят)
Прямоугольник:
А у меня равны диагонали!
И стороны по парно параллельны.
Шар: Постой, дружок , тебя не вызывали.
Ромб: (вмешивается)
Мои хотя и не равны.
Но под прямым углом пересекаются.
Совсем как у квадрата!
Шар: да постой! И ты черед не соблюдаешь свой!
Параллелограмм: (перебивая)
Я – параллелограмм. Хоть стороны мои по парно параллельны и равны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали.
Квадрат: Да и углы они не делят пополам.
Шар: (кричит) Нет, это просто срам!
(звонит колокольчик)
К порядку граждане,
Вы превратили заседание в кавардак!
Цилиндр: Соизвольте лучше доказать,
Нам, что вы есть родственники
(Сказка о родственниках: квадрат, ведущий, прямоугольник, четырехугольник)
Ведущий: Жила на свете важная фигура и имела она такой вид
Прямоугольник: Посмотрите, какой у меня красивый вид.
Стороны мои все равны, углы все прямые.
Красивее меня нет фигуры на свете!
И вы не удивляйтесь, если увидите меня то больше, то меньше.
Я по размеру сторон могу быть всяким.
Только красота моей фигуры от этого не изменится.
А зовут меня квадрат.
Ведущий: Ходил квадрат по свету и стало тяготить его одиночество.
Ни побеседовать задушевно не с Ким.
Ни потрудиться не приходится.
А уж, какое веселье одному
И решил квадрат поискать родственников.
Квадрат: Если встречу родственника, тоя его сразу узнаю. Ведь он на меня должен быть чем - то похож
Квадрат: Как зовут тебя приятель?
Прямоугольник: называют меня прямоугольник.
Я всем знаком из старины седой.
Я же твой родственник.
Квадрат: Я бы тоже был рад узнать об этом.
Вот если у нас найдутся четыре неизменных сходных признака
значит мы с тобой родственники.
Ведущий: И стали они искать и обнаружили
Эти четыре признака сходства.
Прямоугольник: Вот смотри: у меня 4 стороны
И у тебя, у меня 4 угла и у тебя.
Квадрат: И противоположные стороны у нас равны, да и диагонали, у нас можно провести по две.
Ведущий: Обрадовались фигуры, потому что нашли друг друга!
Мяч: Отдыхают они однажды на опушке леса и видят новую фигуру.
Четырехугольник: Добрый день!
Долго я искала представителей нашего старинного рода
Наконец – то я вас встретила,
Разыскала своих родственников.
Квадрат
Прямоугольник: А зовут тебя как?
Четырехугольник: Зовут меня четырехугольником
Прямоугольник: Но как ты докажешь, что мы родственники?
Четырехугольник: Очень просто. Мы все имеем 2 общих признака. Ведь я и вы имеем по 4 стороны и 4 угла.
Ведущий: встретились и стали жить три родственные фигуры, которые называются теперь одним словом
Вместе: четырехугольники.
Цилиндр: Я думаю, вы утомлены
Пора бы кончить заседание
Шар: Ну, что ж, друзья мои, не возражаю.
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно ВЫ явились и честно потрудились.
Все ваши свойства съезду пояснить
Все участники выходят на сцену.
1 ведущий: Вот настал момент прощания.
2 ведущий: Будет краткой наша речь.
3 ведущий: Говорим мы до свидания
Все: До счастливых новых встреч.