СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " Суд над грибами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли грибов для человека, съедобные и ядовитые грибым

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Суд над грибами"»

МБОУСШ №54 г.Липецка.

Учитель :Архипенко В.С.



Урок - суд.

Тема урока: «Суд над грибами».


Задачи урока:

1. Доказать, что грибы не только вредны, но и полезны.

2. Учить учащихся отстаивать своё мнение правильными суждениями, фактами.

3. Профилактика отравлений грибами

4. Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

5.Образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов отличающие их от организации других царств живой природы; продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов.

6.Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

Оборудование: муляжи грибов, таблицы шляпочных, плесневых, грибов-паразитов.

Ход урока.

1. Организационная часть.

Выбор судьи, заседателей, врача обвинителей и защитников.

2. Основная часть урока.

Самые знакомые и самые таинственные существа”

С грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы – существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы. В чем таинственность этих существ?

Микология - наука о грибах (от греческого слова “микос” – гриб) зародилась на Балканском полуострове, заселенном в то время греками. Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры. Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами. А один из его учеников, впоследствии признанный в ученом мире как отец ботаники, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые.

Еще в XVIII веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы – дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Здравомыслящие люди не очень-то верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие – к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. Правда, есть растения, у которых отсутствует какой-либо один из этих признаков. Но зато остальные налицо. А у грибов нет ни корней, ни листьев, ни цветов.

Известный итальянский ботаник Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками, но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем довольно странного явления. Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то увидел на бумаге еле заметный геометрически правильный узор, состоящий из пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный опыт Микели выполнил с сыроежками, осиновиком. И заметил, что грибная пыль по-разному окрашена. Микели решил прорастить грибные “семена” и добился успеха, ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные проростки. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени.

Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по другим признакам были близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство Грибы.

Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами?

Грибы – своеобразные организмы (всего известно около 100 тыс. видов), растущие на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных. Своеобразие грибов определяется сочетанием признаков растений и животных.
Грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство. Назовем некоторые признаки, характерные для грибов.

  • Клетки грибов имеют плотную клеточную оболочку.

  • Грибы могут расти в течение всей своей жизни.

  • Грибы размножаются с помощью спор.

  • Грибы не способны самостоятельно передвигаться.

  • Грибы сами не создают питательные органические вещества. Они питаются готовыми органическими веществами.

  • Запасное вещество грибов гликоген.



Отличия от растений:

?

?





Отличия от животных:

?

?

?

?

Вместе с тем грибы имеют признаки, свойственные только им. Почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф. Разветвленный мицелий эффективно извлекает питательные вещества из окружающей среды. Гифы грибов способны врастать глубоко в субстрат и оплетать его. Они выделяют во внешнюю среду ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до более простых.

Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше. Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине.

Но почему в центре круга не растут растения?

Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. Подобные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром от 70 до 200 метров в течение года грибница нарастает на 10 -12 см. следовательно, возраст грибниц может достигать 500 - 600 лет.

Первый обвинитель обвиняет гриб-трутовик.

Защитник: настой этих грибов используют от раковых опухолей, раствор его хорошее слабительное средство.

Судья: вопросы заседателей к обвинителю.

Второй обвинитель обвиняет мухомор.

Защитник: настойка из красного мухомора используется как растирание при ревматизме, олени и лоси поедают их, чтобы избавиться от паразитов-гельминтов, кремы от солнечных ожогов.

Весёлка обыкновенная - готовят препарат земляное масло из внутренней слизистой оболочки молодого гриба при лечении подагры и ревматизма, а настойка способствует быстрому заживлению ран.

Грибы дождевик и головач. Их белая, прохладная, незрелая сердцевина стерильна, обладает антибактериальными свойствами. Геологи и биологи в полевых условиях используют как пластырь, прикладывая к ране. Споры зрелых дождевиков обладают кровеостанавливающим средством.

Вопрос заседателя: А используют эти грибы в пищу? (ответ - Да)

Врач: используют только молодые грибы.

Защитник: Польза шляпочных грибов велика. Белый гриб - его экстракт для лечения обморожений, препятствует развитию желудочно-кишечных заболеваний.

Судья: Все названные грибы полезны, но почему же бывают отравления? Ежегодно бывают смертельные случаи.

Обвинитель: Все грибы содержат ядовитые вещества, но в разных количествах. Необходимо правильно готовить грибы.

Заседатель: Что скажет по этому поводу врач?

Врач: Необходимо соблюдать правила сбора, хранения, приготовления грибов. Влияние оказывает и экология. Вредные вещества грибы хорошо впитывают, особенно радиацию.

Съедобные и ядовитые шляпочные грибы

В лесах нашей страны растет около 300 видов съедобных шляпочных грибов. Особенно высокими пищевыми качествами обладают белый гриб, подосиновик, подберезовик, масленок, груздь, рыжик, осенний опенок.

Некоторые грибы, например сморчки, свинушки – условно съедобны, в них могут содержаться ядовитые вещества. Ядовитыми нередко становятся плодовые тела съедобных шляпочныхгрибов, выросшие на загрязненных территориях или вблизи шоссейных дорог.

В лесах встречаются и ядовитые грибы. Очень опасна для жизни бледная поганка. Ее шляпка белая или зеленоватая. На ножке есть кольцо, а при основании ножки – колпачок. Некоторые ядовитые грибы похожи на съедобные: ложные серо-желтые опята – двойники осенних опят, ложные лисички – съедобных лисичек.

Если гриб вызовет хотя бы малейшее сомнение лучше его не брать!!!

Какими лечебными свойствами обладают грибы?

1. Японские микологи утверждают, что от раковых заболеваний вылечивает искусственно выращенный вид древесных грибов под названием “спитаке” из рода лентинус. Этот гриб растет в нашей стране на Дальнем Востоке.

2. Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.

3. Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся вещества, которые способствуют нормальному функционированию печени.

4. Из боровика получен алкалоид герцинин повышающий жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при стенокардии, сердечной недостаточности.

5. Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают человеку бодрость и силу.

6. На стволах берез паразитирует трутовик под названием пиптопорус. Но если этот гриб губит деревья, то человеку он приносит пользу. Из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.

7.Опенок обладает слабительным действием, его используют для лечения щитовидной железы.

8.Отваром мухоморов, лечат ревматизм, заболевания кожи, эпилепсию.



Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование. Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: статуэтки, шкатулки, игрушки.

Голландский сыр получают под действием молочно-кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор – зеленую плесень. Грибы человек использует в приготовлении кисло-молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине.

Защитник:

Грибы-хищники.

Среди «диких» грибов есть прекрасные охотники! Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в «голодное время», «промышляют» таким образом.

Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая «мясная» добавка служит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота.


А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобретательности при ловле добычи: коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как у паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!


У грибов-хищников образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.


Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нем от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил еще в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин, с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующими на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты. Его внимание привлек гриб артроботрис (Аrthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами. Воронин стал наблюдать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что кроме обычных гиф на отдельных нитях образуются петли – появляясь одна за другой, они образуют целые сети. Такого он еще не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются? Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX в.

Обвинитель:

Грибы-паразиты



Особую экологическую группу составляют паразитические грибы. Они питаются другими грибами, водорослями и высшими растенирями. Для человека и домашних животных особую опасность представляет стригущий лишай. Он поражает корни волос и ногти.

Многие грибы паразитируют на культурных растениях. Головневые грибы поражают культурные злаки (рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу). Растения приобретают вид обугленных. Темная «пыль» или «сажа» - это скопление спор.

Основной и самый перспективный метод борьбы с грибами-паразитами – выведение устойчивых к ним сортов растений.

Рефликсия.

А теперь узнаем о каких грибах идёт речь?

1. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще...
Расту я обычно
в березовой роще. (Подберезовик.)

2. Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С темной шапкой наверху. (Белый гриб.)

3. Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисички.)

4. Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (Масленок.)

5. В шапке красной –
враг опасный.
Полюбуйся, погляди да
сторонкой обойди. (Мухомор.)

Учащимся предлагается выполнить тест на закрепление материала.

ТЕСТ

1. Как называется наука, изучающая грибы?

а) зоология;

б) микология;

в) цитология;

г) ботаника

2. Как размножается большинство грибов?

а) семенами;

б) почкованием;

в) спорами;

г) простым делением

3. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?

а) плесневые грибы;

б) все грибы;

в) шляпочные грибы;

г) дрожжевые грибы

4. Микориза – это симбиоз грибницы гриба и…?

а) дерева;

б) лишайника;

в) водоросли;

г) всех растений

5. Какой гриб-паразит представляет особую опасность человеку и домашним животным?

а) мукор;

б) пеницилл;

в) головня;

г) стригущий лишай


Секретарь: суд удаляется для вынесения приговора.

Судья: Суд постановил

1. Грибы-паразиты спорынью, головню, трутовики признать виновными и всячески уничтожать.

2. Шляпочные грибы шампиньоны, подберёзовики, подосиновики правильно собирать, хранить, приготавливать, выращивать в теплицах.

Учитель: Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно, своеобразное царство природы населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. Мы узнали многое об этих загадочных существах – грибах.

1. Подведение итога урока. Выставление оценок.

2.Подготовить презентацию по теме «Грибы» к следующему уроку.

3.Вспомнить или найти стихи, пословицы и поговорки о грибах.

Спасибо за урок!



Литература:1.И.Н.Пономарёва.Л.В.Симонова 6кл. Вента-граф 2015г.

2.В.А.Артамонов «Редкие и исчезающие растения»Москва1989г.

3.интернет сайты.