«Судьба Земли – наша судьба»
Оформление: высказывания на экологическую тематику, рисунки, плакаты, шары, цветы, эмблемы.
На стене размещён экран, на который проецируются картины природы.
Звучит музыка.
Ведущая . (на фоне музыки) Как много в мире красоты,
Которую порой не замечаем.
Всё потому,
Что каждый день встречаем
Её давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака, река, цветы,
Лицо любимой мамы. (Музыка затихает)
Но есть ещё другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру красота крота.
Да, да, или пчелы трудолюбивой,
Или змеи, лягушки и жука,
Или другого «странного народа».
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа. Вглядись в её лицо
И ты увидишь, как она права!
Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир. Вы согласны со мной? Но мы, к сожалению, не всегда задумываемся об этом.
Ведущая . Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Природа щедра и бескорыстна. Она даёт нам всё для жизни и требует от нас бережного отношения к ней. А, что происходит сейчас, на самом деле? Бережём ли мы всё то, что нас окружает? Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, ручьи, в них всё меньше рыбы. Леса вырубаются и засоряются, их обитателям становится всё труднее жить там. Только за последние 2 тысячи лет были полностью истреблены почти 350 видов животных. И всё это – бездумная деятельность человека на земле. (Выступление Д/с)
Ведущая . Трудно представить себе землю без леса, небо без птиц, море без рыб, лес без животных, луг без травы и цветов. Мы должны знать об этих проблемах. Мы должны принять посильное участие в решении хотя бы некоторых проблем. Нам жить на нашей планете! Нам растить детей, нам трудиться! Нам нужно уметь отвечать за свои поступки! 2017 год объявлен президентом Российской Федерации В. В. Путиным годом Экологии. Поэтому мы открываем, сегодня год экологии «Судьба земли – наша судьба»! И наша замечательная песня - гимн «Вместе мы построим дом» сейчас зазвучит под сводами нашего общего дома!
Звучит песня «Вместе мы построим дом»
Чтение стихотворений учащимися
1. Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
2.Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
3. Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
4.Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
5. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
6. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
7. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
8. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
9. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Ведущая . Итак, в рамках года экологии, мы будем изучать проблемы природы, чтобы чётко понимать, как избежать их. А начнём мы с своего Доброго Дома. Помните слова Маленького Принца: «Проснулся, приведи себя в порядок, приведи в порядок свою планету». И мы, уже начали с БУНТа! (Большая Уборка Нашей Территории) Каждый четверг, в наш трудовой день, мы будем приводить свою планету в порядок!
Ведущая . А сейчас, открывая год экологии, мы немного поиграем! Вы любите отдыхать на природе, ходить в походы? Игра «Поход»
Что в поход с собой возьмём?
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» - в ладоши хлопни,
Если «нет» - ногою топни.
Всё понятно?
Раз, два, три!
Котелок, утюг, диван,
Пылесос, чай и стакан,
Самолёт, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, кормушка,
DVDи и погремушка,
Мяч, коньки, гантели, ласты,
Два кило томатной пасты,
Молоток, верёвка, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, мармелад –
Вот так, собран мой рюкзак!
Ведущая 2. А что же взяли с собой на прогулку наши туристы? Давайте посмотрим инсценировку стихотворения С. Михалкова «Прогулка».
Звучит фонограмма «Голоса природы» в центр выходят ребята. В руках у них целлофановые пакеты, пластиковые бутылки. В пакетах – консервные банки, бумага, одноразовая посуда… дети показывают сценку «Прогулка». Уходят, оставив мусор.
Инсценирование стих-я «Прогулка» С. Михалкова
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
Ведущая . Ребята, посмотрите, что после себя оставили эти горе - туристы! Что они должны были сделать по окончании своего похода? Конечно, должны были провести операцию под названием «Нас здесь не было!» Сейчас мы им покажем, как это делается! Объявляем конкурс «Нас здесь не было» Задача участников собрать в свои пакеты как можно больше мусора, тем самым очистить эту полянку.
(Проводится конкурс, подсчитать количество мусора в пакетах)
Ведущая . А что нужно делать после того, как вы побывали в лесу. Как нужно себя там вести. Игра «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Ведущая . Ребята, а часто ли бывает так: идёте вы по городу, с удовольствием уплетаете мороженое, а съев его выбрасываете упаковку в урну для мусора? А всегда ли вы попадаете в цель? Или случается так, что обвёртка падает рядом, а мы преспокойно шагаем дальше? Так вот, чтобы этого больше не случалось, будем тренироваться попадать чётко в цель. Объявляем конкурс «Я не мусорю»
(Проводится конкурс)
Ведущая . Друзья, как только мы начинаем осознавать себя в природе, мы начинаем её познавать, т.е. изучать. И изучаем мы её всю свою жизнь. А знаем ли? Сейчас проверим! Викторина – «Экологическое ассорти»
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
Ведущая . Мы – жители Земли должны бережно относиться к природе. А что же бывает с природой, если ее не защищать? Об этом нам поведают учащиеся 4 класса. Экологические частушки!
1.Пропоем мы вам частушки,
Как не надо поступать!
Что с природою бывает,
Коль ее не защищать!
* * *
2. Про природу Вам споем
Искренне, без кривоты,
Ну, а коль приврем немного,
Это так, для красоты.
* * *
3. Мы природу сохраняем,
Каждый кустик бережем.
Даже белочку мы спросим:
Можно домик твой возьмем?
* * *
4.Там, где брали мы грибы,
Меж берез и ёлочек,
Слышен визг бензопилы,
И рычит трелевочник.
* * *
5.День березки отмечали-
Ветками украсились.
Мы часть леса обломали-
Деревья все расплакались.
* * *
6.Огород мы все сажали,
Поливали от души.
Тут мальчишки прибежали,
Грядки все нарушили.
* * *
7.В жаркий день пошли купаться.
В глубь реки нырнул Архип.
Черным выплыл он обратно-
Был в реке мазут разлит!
* * *
8.Никогда родник не будет
Чистым, как сто лет назад!
Засорили его люди,
Банки из него торчат!
* * * * * *
9.Вот весной большой скворечник 10. Что мы пели - всем известно,
Смастерил для птиц Кирилл. И хотим напомнить мы:
Но пустой он. Из рогатки Что Земля – наш дом чудесный!
Кто-то скворушку подбил! Мы беречь его должны!
Ведущая . Продолжаем познавать природу. Игра «Птицы». По трем подсказкам узнай птицу.
- Маленькая серенькая подвижная птичка.
- Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.
- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Это воробей.
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.
- Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
- Нравятся блестящие предметы.
Это ворона.
- Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.
- Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.
- Эту птицу называют «лесным доктором».
Это дятел.
- Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.
- Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина - пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.
- У этих птиц снежное имя.
Это снегирь
- Ловкая, подвижная, суетливая птица.
- Голова крылья, хвост - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
- Эту птицу считают очень болтливой.
Это сорока.
- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»
Это синичка.
- Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.
- Лучше других птиц лазает по деревьям.
- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
Это поползень.
Ведущая. Природа ждет от человека помощь. Подумаем: как ,например, зимой можно помочь птицам? Если бы люди понимали птичий язык, ни услышали бы такой разговор. Посмотрим сценку «Птицы», которую приготовили наши юные эколята. (выступление детского сада)
Ведущая. Ребята, как же мы должны помогать зимой птицам? Сейчас проходит акция «Покормите птиц» или «Птичья кормушка». Мы с вами тоже принимаем участие в этой акции. Участники кружка «Друзья природы» выпустили газету «Птичья столовая». Мы повесили кормушки, насыпаем туда корм. И птицы в благодарность за оказанную им помощь прислали вам в небольшие подарки. (Раздаются подарки)
Ведущая . В заключение нашего сегодняшнего праздника представляем выступление кружка «Друзья природы».
Все! Все! Все! (вместе)
Все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
3. Все! Все! Все! (вместе)
4. Все на свете нужны!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без поля не лучше делишки!
И если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Все! Все! Все! (вместе)
Все на свете нужны! И это все дети запомнить должны!
(Исполняется песня «Если б только»)
Ведущая . Пусть нам совсем немного лет,
Но нам не безразлично
В какой среде мы будим жить,
Как будем мы учиться.
Наш школьный дом –
Земли большой частица.
Здесь каждый ученик, надеюсь, к лучшему стремится!
Все наши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе всех людей, о дружбе человека и природы. Вот это стремление и объединяет нас сегодня. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и побудило нас собраться сегодня здесь и открыть год экологии «Судьба Земли – Наша судьба» И это замечательно! Желаем вам удачи во всех ваших добрых делах! Желаем мира, добра, ясного неба, чистой воды, свежего воздуха, витаминных фруктов и овощей! До следующей встречи!