План- конспект внеклассного мероприятия
по русскому языку
в 9 классе
Тема внеклассного мероприятия «Турнир знатоков русского языка»
Дата проведения:
Цель мероприятия:
Развитие познавательных интересов учащихся.
Развитие умения высказывать собственное мнение и аргументировать свой ответ.
Расширить свой кругозор посредством пословиц, фразеологизмов
Воспитание интереса к предмету.
Совершенствовать уметь логически, творчески, креативно мыслить.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями, секундомер, призы для участников , на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши, презентация, компьютер.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего турнира. Мы рады приветствовать вас .
Ведущий 2. Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.
В. Ломоносов
Девиз турнира "Правильно. Быстро. Красиво.» слайд
– Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибётесь, то поправит.
Коль скажем правильно – прославит,
Оценку за ответ поставит.
Ему передаем привет
Ведь без жюри дороги нет.
(Представление жюри: обучающиеся 8 класса, представители администрации школы, учителя .)
– Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться (приветствие команд) слайд
1-я команда - «ЗРЯ» (ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА) Команда1
Мы в турнире сразиться с соперником пришли
Юмор, смех и шутки с собою принесли
Соперник наш серьезный, не станем отрицать
Попробуем в сраженьях его мы обыграть.
2-я команда «Грамотеи» Команда 2
Готовы мы к турниру – вопросам и ответам
И капитан команды готов в суровый бой
Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья
Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.
Ведущий: Перед началом игры не помешают мудрые советы:
1) Семь раз отмерь, один – отрежь.
2) Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3) Ум хорошо, а два лучше.
4) Поспешишь – людей насмешишь.
5) Не спеши языком, торопись делом.
Пожелания команд друг другу.
1-тур - Разминка (слайд )
Расшифруй
Ответ: знать на зубок.
2 конкурс
1. Спасибо, уважаемое жюри, а мы переходим ко второму конкурсу.
Он называется «Какого рода род?»
Маэстро (м.р.)
Бюро (ср.р.)
Тюль (м.р.)
Пони (м.р.)
Какао (ср.р.)
Фамилия (ж.р.)
Кенгуру (м.р.)
Платье (ср.р.)
Лошадь (ж.р.)
Шампунь (м.р.)
Такси (ср.р.)
Леди (ж.р.)
2. А пока команды выполняют задание, мы предлагаем вам, дорогие болельщики, подобрать пары по образцу: «он – козёл, она – коза».
Он - бобёр, она –
Он – осёл, она –
Она – оса, он –
Он – лев, она –
Он – медведь, она –
Она – стрекоза, он -
3. Продолжите выражение
- Ты всегда в ответе за всех…(кого приручил)
- Счастливые … (часов не наблюдают)
- Лень портит… ( а труд кормит)
- Не красна изба углами… (а красна пирогами)
- 7 бед… (один ответ)
- Семеро… (одного не ждут)
- Работа и труд …(все перетрут)
- Правда … (глаза колет)
- Друга ищи, найдя… (береги)
- Конь познается в скачках, а человек …(в делах).
3 конкурс
Учитель:
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней —творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: “Почем творог?
А может, правильнее —творог?”»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы:
«За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!»
Ребята, проверьте себя, нет ли у вас таких ошибок.
УЧИТЕЛЬ:
Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце XXI века? Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще.
Нужно было расставить ударение в следующих словах:
• звонит
• красивее
• каталог
• торты
• жалюзи
• договор
• квартал
• звонишь
• облегчить
• скольких
• обеспечение
• средства
• щавель
• баловать
• столяр
Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя.
Все желающие расставляют ударения в предложенных словах.
2. «Найди общее слово».
1. Что бывает….
• Арифметический и положительный (пример).
• Семейная и театральная (сцена).
• Летающая и глубокая (тарелка).
• Бандитская и банная (шайка).
• Белый и высший. (свет).
• Тюремная и телевизионная (камера).
• Спасательный и семейный (круг).
• Трамвайная и ломаная (линия).
• Стройная и шахматная (доска).
• Светская и пиковая. (дама).
3. Как говорить правильно
1. Кто последний или крайний?
2. Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
3. Я кладу или ложу?
2. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
3. Завтра ты позвонишь или позвонишь ко мне?
4. Я соскучился по вам или Я соскучился по вас?
4.Конкурс капитанов. Фразеология. слайд
Ведущий: Четвертый конкурс начинаем
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи
Пожелаем им удачи.
Что это?
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
• Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
Вопросы задаются по очереди.
Задание: голоден как_____________
хитёр как______________
труслив как____________
здоров как_____________
надут как_______________
нем как_____________
болтлив как_______________
упрям как______
колючий как_____________
К шапочному…../разбору/
Как с гуся …./вода/
Без сучка…./без задоринки/
Выносить сор…./из избы/
Не по дням…./а по часам/
Положа руку…./на сердце/
Сквозь землю…./провалится/
Казанская …./сирота/
Хоть кол…./на голове теши/
Хвататься за…./соломинку/
С глаз…./долой/
Несолоно…./хлебавши/
Ободрать как…./липку/
На лбу /написано/
Вывести на …./чистую воду/
Грести деньги…./лопатой/
Довести до …./белого каления/
Вертеться как…../белка в колесе/
Физминутка. (пальчиковый театр)
Конкурс 5 – Прилагательные
1 вед. Третий конкурс носит название «В гостях у прилагательных». В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например «Аленький цветочек» Аксакова или «Дикие лебеди» Андерсена.
1 вед. Прошу капитанов получить карточки. Время на выполнение 1 минута. Каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, время пошло!
Задание
В. Гауф «…. Мук» (Маленький)
А. Линдгрен «Пеппи…. Чулок» (Длинный)
А.М. Волков «Семь... королей» (Подземных)
Х.К. Андерсен «... королева» (Снежная»
А.И. Куприн «... пудель» (Белый)
Г. Губарев «Королевство ...зеркал» (Кривых)
Х.К. Андерсен «...утёнок» (Гадкий)
А.Н. Толстой «...ключик, или приключения Буратино» (Золотой)
А.Погорельский «….. курица». (Чёрная)
М.М. Пришвин «... луг» (Золотой)
«…клык» - рассказ Дж.Лондона. (Белый).
«… птица» - пьеса Метерлинка. (Синяя).
«… квадрат» - картина К.Малевича. (Черный).
«Калина …» - фильм Шукшина. (Красная).
«…. подводная лодка» - песня «Битлз» (Желтая).
«… чашка» - рассказ А.Гайдара. (Голубая).
«Утренняя почта»
«Футбольное обозрение»
«Армейский магазин»
«Спокойной ночи, малыши»
«Голубой огонёк»
«Доброе утро»
«Контрольная закупка»
«Федеральный судья»
«Вечерние новости»
«Дежурная часть»
«Честный детектив»
«Чрезвычайное происшествие»
«Самое смешное видео»
«Очевидное, невероятное»
«Весёлые старты»
6 конкурс «Изобрази».
Участникам команды предлагается с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать.
Пословицы:
1. Дареному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда - не выловишь и рыбки из пруда и т.п.
2. Сейчас мы немного отдохнем и, надеюсь, развлечемся. Предлагаем зрителям поучаствовать в конкурсе «Озвучивание».
Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.
-Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
3. -Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.
1 вед. Ну что ж, дорогие друзья, наша познавательно-игровая программа близиться к своему завершению.
2 вед. И прежде чем наше уважаемое жюри подведёт итоги, мы ещё раз хотим сказать вам о том, что очень важно знать и любить свой родной язык.
1 вед. «Русский язык в его классической чистоте, это, можно сказать, наша последняя фамильная драгоценность - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам».
2вед. А Россия, по словам поэта В.Бокова, - «страна душевная»…
Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. До свидания!
7. Чей это портрет:
Произведения Некрасов, Чарушин, Гайдар, Толстой, Бианки, Чуковский
8) «Творческая»
Для чего нам нужен русский язык? (нарисовать кластер)
Жаргонизмы (Венн диаграмма)
8. “С чувством, с толком, с расстановкой”
Он включает в себя 2 задания:
1. Прочитать стихотворение «Наша Таня громко плачет»
А) с интонацией испуга;
Б) с интонацией радости
9. Назвать словари русского языка.
Ведущий 2. Вот и закончился наш турнир. Пока жюри подводит итог, прочитает стихотворение
Ведущий 2.
Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба.
Взаимное словесное оценивание лидеров команд.
Рефлексия «Смайлики».
3