1.Эмоционально-установочный Задача: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу | Эмоционально настраивает детей. Слайд 2 Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок. Здравствуй ты и здравствуй я. Здравствуй, Родина моя! | Ученики настраиваются на работу. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. | Рифмованное начало урока заинтересовало учеников, создало позитивный настрой на учебную деятельность. |
2. Пропедевтический (подготовительный) Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия , активизация деятельности, мотивация. | - Ребята, а что такое родина? - А как называется наш город? - Ребята, а вы знаете, почему наш город носит такое название? Как он появился? | Ответы детей. - Родина, это место, где человек родился, вырос, учился, где его родители, родной дом, березка, солнышко и многое другое - и есть его родина. Наш город - это наша малая родина. | Фронтальная работа. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Деятельностный Задача: построение нового знания; организация деятельности обучающихся (игровой, поисковой, творческой и т.д.), направленной на достижение поставленной цели | ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ты, частица России - город мой Искитим!» СЛАЙД 3-10 Часть 1 – древняя. Давным-давно на берегу быстрой р. Бердь существовала сказочная Телеутская землица. Бердь в той землице кишела рыбою, бобрами, раками. Сосновый бор был полон грибов, ягод и зверей лесных. В березовых рощах наперебой птицы распевали свои песни. И пришли на эти земли неведомые люди - ашкитимы. И сказали люди: «Хороша землица! Остаемся здесь.» И стали они на этой земле жить-поживать и добра наживать. Да не тут- то было. Из далеких степей нагрянули воины монголо- татарского хана Кучума. И сказали воины: «Эта земля нашего хана. Убирайтесь или платите дань.» Не захотели ашкитимы уходить с землицы, и стали они платить дань Кучуму. Так бы и платили они всю жизнь эту дань, если бы не пришли на землицу посмотреть казаки с великой реки Волги да со своим атаманом Ермаком. «Красота! Будет эта землица российскою» - сказал Ермак и пошел войной на Кучума. С тех пор в этих краях русские свои деревеньки стали отстраивать. В далеком 1717 на берега небольшой речушки пришли братья казаки Шипуновы. - Ну, что, брат, хватит воевать пора и о своем доме подумать . - Это ты правду, брат, говоришь. И построили братья дом, а за их домом целая деревня выросла, а названье ей дали по фамилии братьев казаков Шипуново, и речку Шипунихою назвали. На берегу другой речки выстроили свои дома братья Койновы. Потом здесь село богатое выросло. На берегу р. Черной тоже деревни появились Черноречка и Вылково. Время появления 4-х деревень - 1717г. принято считать датой рождения города. Жили бы здесь люди и жили бы, рыбу ловили, охотились. Но в 19 веке проложили здесь дорогу длинную, Алтайским трактом она называлась. Вы спросите: «А при чем тут камень?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем Вам пройти в центр нашего города на Комсомольскую площадь к самому камню – факелообразной известняковой глыбе, которая является символом Искитима, он вам расскажет 2 часть истории. Вторая часть истории Самые первые годы жизни Искитима Часть 2 – современная А в 20 веке вообще конец покою пришел: через деревни еще и железного коня пустили. А в 1929 г. пришли в эти края геологи камень неизвестный разыскивать. Много камня отыскали, то был известняк и глинистый сланец. Камень этот дивный оказался, порошок из него диковинный делать стали, цементом его назвали. Для этого с 1930 по 1934 г. огромный завод построили, а пока его строили, села в рабочий поселок слились. А величать его стали Искитимом, в честь людей первых - ашкитимов. А в 1938 Искитим стали градом называть да не простым, а районного подчинения. А в 1951 стал Искитим городом областного подчинения. Вот такая история. Хочешь, верь, а хочешь, нет, а история особенная. Получается, что если бы не нашли геологи известняк, не было бы завода и города. Так бы и остались 4 деревушки на Берди стоять. А известняк и впрямь дивным камнем оказался, ведь именно он городу начало дал. *** (Старый герб г. Искитима) На известняковой глыбе Вы сможете познакомиться с гербом Искитима, который отражает связь истории и современной жизни города. На нем изображены трубы Чернореченского Цементного Завода – градообразующего предприятия. Вокруг него с одной стороны – шестеренка, которая указывает на развитие в городе машиностроения. С другой стороны изображения ЧЦЗ – колосок. Он обозначает то, что Искитим – административный центр Искитимского района – зерновой житницы страны, и в самом городе занимаются хранением зерна и производством хлеба, имеются в черте города. А в нижней части герба синей полосой показана р. Бердь, на которой вырос Искитим. Для города, выросшего вокруг карьера, лучшего названия, чем Искитим, и не подберешь. На языке телеутов - коренной сибирской народности – "искитим" означает чаша, впадина. - А хотели бы вместе со мной отправиться в путешествие по нашему современному городу? Тогда отправляемся, вспомним об осанке. Готовы? Тогда в путь. А отправимся в путь мы на…(слайд «Вертолет») Физминутка «Вертолет» Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети! | ПРЕЗЕНТАЦИЯ (продолжение) СЛАЙД №12 - Такой опознавательный знак можно увидеть при въезде в город. СЛАЙД №13 -(озвучивают дети) - Герб и флаг Искитима. Обоснование символики герба города. СЛАЙД №14 (озвучивают дети) СЛАЙД №15 - такой вокзал был в годы войны и в наше время. - А на чем можно еще приехать в наш город? (автобусом) СЛАЙД № 16. ИЦГбольница. СЛАЙД №17– Сердце города - Комсомольская площадь. Около 60 лет назад на месте площади были рощи, болота, озера, на которых охотились на уток. Теперь здесь многоэтажки, Центральный универмаг (ЦУМ), мемориал воинам-искитимцам, погибшим в Великую Отечественную войну. СЛАЙД №18 – Самое молодое и красивое сооружение на Комсомольской площади - это часовня в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. СЛАЙД № 19- городской парк. - Любите ли вы, дети, карусели? Я приглашаю вас на карусели. | Дети смотрят презентацию и слушают об истории возникновения города Искитима Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета Мини-сообщения детей. Зеленый цвет - красота сибирской природы. Синий, голубой цвет - символ мира, верности, волнообразная линия - река Бердь, на берегах которой расположен г. Искитим. Желтый цвет - символ гостеприимства, больших запасов полезных ископаемых. Серебряный (белый) цвет - символ веры, чистоты. Бобры символизируют трудолюбие. Мини-сообщения детей. ОАО «Искитимцемент» - предприятие по производству цемента в Новосибирской области. Единственный производитель цемента в Новосибирской области. Вот почему наш город называется еще – город, строящий города. Отсюда в разные города спешат вагоны и машины с цементом для строительства. Загадка. (озвучивают дети) - Электрички, поезда приезжают все сюда, Пассажиров доставляют, расписанье они знают. -(озвучивают дети) Чтобы детишки здоровыми были, Нужно, чтоб, где-то врачи их лечили Чтоб здоровыми были всегда. С мамами ходят дети куда? (больница). Ученик читает. Много деревьев, много цветов. И отдохнуть здесь каждый готов. Мчится по кругу с детьми карусель. В тихих аллеях - прохладная тень. | Фронтальная работа Использование ИКТ Метод аналитического рассуждения Коммуникативные УУД: слушать, понимать других, выражать свои мысли Познавательные УУД: выделение необходимой информации, анализ Фронтальная работа. |
Физминутка | Игра «Карусели». В свободной части класса стоит ведущий- учитель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном. | Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. (Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен). А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (Легко бегут по кругу). Тише, тише, не бегите, Карусель остановите. (Дети замедляют бег, останавливаются). Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. | |
Эмоционально-рефлексивный (оценочный) Задача: самоанализ и самооценка достижения обучающимися поставленной цели | - Как весело мы катались на каруселях. А ведь я вам принесла конверт от Городовичка. Помогите мне его найти? Интересно, что в нем лежит? - Два конверта, на одном девочка. А, на другом - мальчик, значит для кого они? Молодцы! Справились и девочки и мальчики. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Где я нахожусь?" (проводится игра). - Ребята, из фотографий у нас панорама нашего города. Расскажите, какой наш город? (подбор прилагательных). Учитель читает стихотворение про Искитим Над тобою небо в сини, Облаков белый дым, Ты- частица России, Город мой Искитим. Полюбил я тебя навсегда, Искитим – мой рабочий товарищ. Строишь ты на земле города, И планету Земля украшаешь. - Ребята, я вам прочитала стихотворение нашей землячки Ольги Пономарёвой. - А кто такие земляки? - Расскажите мне, что нового вы узнали о нашем городе? (Игра с мячом) - Куда бы с вами не уехали из нашего родного города, мы всегда останемся земляками, то есть людьми, выросшими в одном месте, на одной земле. | Дети находят конверт. Дети открывают конверты и собирают разрезные картинки. Ученик показывает со стенда фотографии, а остальные угадывают. Дети стоят в кругу около доски, передавая мяч, называют достопримечательности или что нового узнали о происхождении нашего города. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Работа в группах. |