СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Ты-частица России, город мой Искитим!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит технологическую карту внеклассного мероприятия . Занятие направлено на формирование представления детей о малой Родине (город Искитим) на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города(названия памятников и памятных мест города, улицы, здания), истории его возникновения. Предварительное исследовательское задание детей - составить коллаж "7 чудес моей малой Родины".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Ты-частица России, город мой Искитим!"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г.Искитима Новосибирской области

633208, Россия, НСО, г. Искитим, м-он Южный, 52

Тел: (38343) 4-41-47, 4-42-43, Факс: (38343) 4-41-48

E-mail:[email protected]

http://www.школа11искитим.рф, www.school11iskitim.ru










Тема: «Ты, частица России - город мой Искитим!»










Класс: 1


ФИО педагога: учитель начальных классов

Шулашова Елена Валерьевна












Технологическая карта внеклассного мероприятия

Тема

«Ты, частица России - город мой Искитим!»

Цель

Формирование представления детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города.

Задачи

  • Обогащать знания детей о городе, (его достопримечательностях: названия памятников и памятных мест города, улицы, здания), истории его возникновения.

  • Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.

  • Развивать внимание, творчество, сотрудничество.

  • Воспитывать любовь и чувство гордости за свою малую Родину.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить детей с историей возникновения города Искитима, его достопримечательностями; развивать познавательный интерес, творческую активность;


Регулятивные: владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формировать умение строить небольшие диалогические и монологические высказывания;

Познавательные: расширить знания детей о малой родине; учиться понимать информацию, представленную в виде текста.

- содействовать патриотическому воспитанию учащихся;

- формировать чувство гордости за свою Родину и историю России;

-развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Информационно-образовательная среда

мультимедийный экран, проектор, компьютер, презентация, разрезные картинки - фотографии городских мест, портфолио детей с заданием «7 чудес моей малой Родины» (предварительное исследовательское задание – фото нашего города).

Структура и содержание занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Комментарии к уроку

1.Эмоционально-установочный

Задача: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу

Эмоционально настраивает детей.


Слайд 2

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй ты и здравствуй я.
Здравствуй, Родина моя!


Ученики настраиваются на работу.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Рифмованное начало урока заинтересовало учеников, создало позитивный настрой на учебную деятельность.


2. Пропедевтический (подготовительный)

Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия , активизация деятельности, мотивация.

- Ребята, а что такое родина?

- А как называется наш город?

- Ребята, а вы знаете, почему наш город носит такое название? Как он появился?


Ответы детей.

- Родина, это место, где человек родился, вырос, учился, где его родители, родной дом, березка, солнышко и многое другое - и есть его родина. Наш город - это наша малая родина.


Фронтальная работа.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3.Деятельностный

Задача: построение нового знания; организация деятельности обучающихся (игровой, поисковой, творческой и т.д.), направленной на достижение поставленной цели


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ты, частица России - город мой Искитим!» СЛАЙД 3-10

Часть 1 – древняя.

Давным-давно на берегу быстрой р. Бердь существовала сказочная Телеутская землица. Бердь в той землице кишела рыбою, бобрами, раками. Сосновый бор был полон грибов, ягод и зверей лесных. В березовых рощах наперебой птицы распевали свои песни. И пришли на эти земли неведомые люди - ашкитимы. И сказали люди: «Хороша землица! Остаемся здесь.» И стали они на этой земле жить-поживать и добра наживать. Да не тут- то было. Из далеких степей нагрянули воины монголо- татарского хана Кучума. И сказали воины: «Эта земля нашего хана. Убирайтесь или платите дань.» Не захотели ашкитимы уходить с землицы, и стали они платить дань Кучуму. Так бы и платили они всю жизнь эту дань, если бы не пришли на землицу посмотреть казаки с великой реки Волги да со своим атаманом Ермаком. «Красота! Будет эта землица российскою» - сказал Ермак и пошел войной на Кучума. С тех пор в этих краях русские свои деревеньки стали отстраивать. В далеком 1717 на берега небольшой речушки пришли братья казаки Шипуновы. - Ну, что, брат, хватит воевать пора и о своем доме подумать . - Это ты правду, брат, говоришь. И построили братья дом, а за их домом целая деревня выросла, а названье ей дали по фамилии братьев казаков Шипуново, и речку Шипунихою назвали. На берегу другой речки выстроили свои дома братья Койновы. Потом здесь село богатое выросло. На берегу р. Черной тоже деревни появились Черноречка и Вылково. Время появления 4-х деревень - 1717г. принято считать датой рождения города. Жили бы здесь люди и жили бы, рыбу ловили, охотились. Но в 19 веке проложили здесь дорогу длинную, Алтайским трактом она называлась. Вы спросите: «А при чем тут камень?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем Вам пройти в центр нашего города на Комсомольскую площадь к самому камню – факелообразной известняковой глыбе, которая является символом Искитима, он вам расскажет 2 часть истории.

Вторая часть истории

Самые первые годы жизни Искитима Часть 2 – современная А в 20 веке вообще конец покою пришел: через деревни еще и железного коня пустили. А в 1929 г. пришли в эти края геологи камень неизвестный разыскивать. Много камня отыскали, то был известняк и глинистый сланец. Камень этот дивный оказался, порошок из него диковинный делать стали, цементом его назвали. Для этого с 1930 по 1934 г. огромный завод построили, а пока его строили, села в рабочий поселок слились. А величать его стали Искитимом, в честь людей первых - ашкитимов. А в 1938 Искитим стали градом называть да не простым, а районного подчинения. А в 1951 стал Искитим городом областного подчинения. Вот такая история. Хочешь, верь, а хочешь, нет, а история особенная. Получается, что если бы не нашли геологи известняк, не было бы завода и города. Так бы и остались 4 деревушки на Берди стоять. А известняк и впрямь дивным камнем оказался, ведь именно он городу начало дал. *** (Старый герб г. Искитима) На известняковой глыбе Вы сможете познакомиться с гербом Искитима, который отражает связь истории и современной жизни города. На нем изображены трубы Чернореченского Цементного Завода – градообразующего предприятия. Вокруг него с одной стороны – шестеренка, которая указывает на развитие в городе машиностроения. С другой стороны изображения ЧЦЗ – колосок. Он обозначает то, что Искитим – административный центр Искитимского района – зерновой житницы страны, и в самом городе занимаются хранением зерна и производством хлеба, имеются в черте города. А в нижней части герба синей полосой показана р. Бердь, на которой вырос Искитим.

Для города, выросшего вокруг карьера, лучшего названия, чем Искитим, и не подберешь. На языке телеутов - коренной сибирской народности – "искитим" означает чаша, впадина.

- А хотели бы вместе со мной отправиться в путешествие по нашему современному городу?

Тогда отправляемся, вспомним об осанке. Готовы? Тогда в путь. А отправимся в путь мы на…(слайд «Вертолет»)

Физминутка «Вертолет»

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!



ПРЕЗЕНТАЦИЯ (продолжение)

СЛАЙД №12 - Такой опознавательный знак можно увидеть при въезде в город.

СЛАЙД №13 -(озвучивают дети) - Герб и флаг Искитима. Обоснование символики герба города. 












СЛАЙД №14 (озвучивают дети)











СЛАЙД №15 - такой вокзал был в годы войны и в наше время.

- А на чем можно еще приехать в наш город? (автобусом)


СЛАЙД № 16. ИЦГбольница.






СЛАЙД №17–

Сердце города - Комсомольская площадь. Около 60 лет назад на месте площади были рощи, болота, озера, на которых охотились на уток. Теперь здесь многоэтажки, Центральный универмаг (ЦУМ), мемориал воинам-искитимцам, погибшим в Великую Отечественную войну.

СЛАЙД №18

Самое молодое и красивое сооружение на Комсомольской площади - это часовня в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


СЛАЙД № 19- городской парк.

- Любите ли вы, дети, карусели? Я приглашаю вас на карусели.

Дети смотрят презентацию и слушают об истории возникновения города Искитима













































Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки.

Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета



Мини-сообщения детей.

Зеленый цвет - красота сибирской природы. 
Синий, голубой цвет - символ мира, верности, волнообразная линия - река Бердь, на берегах которой расположен г. Искитим. 
Желтый цвет - символ гостеприимства, больших запасов полезных ископаемых. 
Серебряный (белый) цвет - символ веры, чистоты. 
Бобры символизируют трудолюбие.

Мини-сообщения детей.

ОАО «Искитимцемент» - предприятие по производству цемента в Новосибирской области. Единственный производитель цемента в Новосибирской области. Вот почему наш город называется еще – город, строящий города. Отсюда в разные города спешат вагоны и машины с цементом для строительства.


Загадка. (озвучивают дети)

- Электрички, поезда приезжают все сюда,
Пассажиров доставляют, расписанье они знают.

-(озвучивают дети)

Чтобы детишки здоровыми были,
Нужно, чтоб, где-то врачи их лечили
Чтоб здоровыми были всегда.
С мамами ходят дети куда? (больница).










Ученик читает.

Много деревьев, много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель.
В тихих аллеях - прохладная тень.

Фронтальная работа

Использование ИКТ

Метод аналитического рассуждения



















































































Коммуникативные УУД:

слушать, понимать других, выражать свои мысли

Познавательные УУД: выделение необходимой информации, анализ


Фронтальная работа.



























Физминутка

Игра «Карусели».

В свободной части класса стоит ведущий- учитель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.


Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.


Деятельностный (продолжение)

Задача: организация творческой деятельности обучающихся (представление своих коллажей) направленной на достижение поставленной цели


- Вместе с родителями, вы подготовили коллаж про наш город. Сейчас вы сможете представить нам свои работы, а мы постараемся угадать места нашего города.

Дети представляют свои работы (частично, 1-я подгруппа).


Познавательные УУД: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД:

слушать, понимать других.


Проектный метод - при подготовке Коллажа «7 чудес моей Родины».










Эмоционально-рефлексивный (оценочный)

Задача: самоанализ и самооценка достижения обучающимися поставленной цели

- Как весело мы катались на каруселях. А ведь я вам принесла конверт от Городовичка.

Помогите мне его найти? Интересно, что в нем лежит?

- Два конверта, на одном девочка. А, на другом - мальчик, значит для кого они?

Молодцы! Справились и девочки и мальчики.




Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Где я нахожусь?" (проводится игра).

- Ребята, из фотографий у нас панорама нашего города. Расскажите, какой наш город? (подбор прилагательных).



Учитель читает стихотворение про Искитим

Над тобою небо в сини,

Облаков белый дым,

Ты- частица России,

Город мой Искитим.

Полюбил я тебя навсегда,

Искитим – мой рабочий товарищ.

Строишь ты на земле города,

И планету Земля украшаешь.

- Ребята, я вам прочитала стихотворение нашей землячки Ольги Пономарёвой.

- А кто такие земляки?

- Расскажите мне, что нового вы узнали о нашем городе? (Игра с мячом)

- Куда бы с вами не уехали из нашего родного города, мы всегда останемся земляками, то есть людьми, выросшими в одном месте, на одной земле.


Дети находят конверт.


Дети открывают конверты и собирают разрезные картинки.




Ученик показывает со стенда фотографии, а остальные угадывают.
























Дети стоят в кругу около доски, передавая мяч, называют достопримечательности или что нового узнали о происхождении нашего города.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Работа в группах.