МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 п. НОГЛИКИ
Внеклассное мероприятие в 3 классе
«Услышать сердце человека»
Составила: Сараева Виктория Александровна,
учитель начальных классов
Цели и задачи внеклассного мероприятия
Помочь детям усвоить нравственные нормы,
формировать у них нравственные установки,
корректировать познавательные интересы,
развивать умение работать в группе,
воспитывать культуру поведения.
Оборудование
Песня В.Леонтьева «Сердце человека», памятки, «Ларец добродетели», ватман, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия
1.Введение
-В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека.
- Как вы думаете, слова «Услышать сердце человека…» употребляются в каком значении – в прямом или в переносном, имеют ли они ещё какой-то смысл?
- Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?
-Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека- значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает. Понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.
- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем ещё часто возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения- в добрые, красивые поступки. Эти понятия: воспитанность, такт, милосердие.(слова на доске)
- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек».
- Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.
- Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.
- Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…
2. Основная часть
Знакомство с понятием «воспитанность»
-Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек»
- Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза».
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Когда домой он их принёс,
Внук оседлал очками нос
И заложил за ушки
Серебряные дужки.
Сквозь стёкла Саша посмотрел
И день как будто посветлел.
Но только снял он стёкла,
Как всё кругом поблёкло.
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Два – такие, как у нас,
А другие про запас!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно.
Всё надо делать для того
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что особенно вам запомнилось, вас тронуло?
- Определите тему стихотворения.
- Назовите идею, чему учит стихотворение, для чего С.Я. Маршак написал это стихотворение, что хотел донести до читателей.
(Идея: Нельзя оскорблять человеческое достоинство.)
- Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссорится или мирится? Почему?
- Я предлагаю вам решить такую нравственную задачу.
Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.
(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.)
-Хотелось бы вам напомнить слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».
- Как вы это понимаете?
( «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».)
-Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.
- Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно себе позволить расслабиться? (Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».)
Рассказ для детей
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
- Какая из девочек вам больше всего понравилась? Почему? ( Прекрасная песня и неуважительное отношение. Прекрасное и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не смогла почувствовать Оля.)
- Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность). Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё-таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если наше поведение будет лишено такта.
Знакомство с понятием «такт».
- Подумайте, дети, и ответьте: в том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить спасибо, знать правила хорошего тона, как вести себя в любой ситуации, иметь великолепные манеры?
- Верно, одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. За внешней воспитанностью можно оставаться некультурным и невоспитанным человеком, если его поведение будет лишено такта.
Такт – чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека.
- Говорят один человек тактичный, а другой бестактный.
Такт – в переводе с греческого – лёгкое прикосновение.
Такт- это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, что не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость, внимание.
Анализ произведения В.Осеевой «На катке». (См. приложение)
- Почему плакала девочка?
- Какова тема, идея этого произведения?
- Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца.
- Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит вспоминать некоторые полезные рекомендации. (Детям раздаются памятки)
Памятка
Тактичный человек:
не хвастается;
не выясняет отношений в присутствии посторонних;
не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
терпим к недостаткам и слабостям других людей;
никогда не рассказывает другим чужих тайн;
в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;
не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.
(Обсуждение каждой рекомендации, пояснение).
- Слово очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивают всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.
«Словом стреляй осмотрительно в споре…»
- Как вы понимаете эти слова?
- Что значит «стреляй»?
- Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Больше сочувствия к окружающим людям.
- Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.
Знакомство с понятием «милосердие»
- Как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)
- А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное)
-Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.
- Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!
- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей.
- Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим легче жилось. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать.
- Ребята, как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свои мнения.)
-Послушайте рассказ:
1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.
- Вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?
- Быть злым легко. Легко ответить грубость грубостью, на подлость подлостью. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.
- А чем их лечить? (Добротой, сердечностью, душевностью.)
Милосердие– это понятие ёмкое. Оно включает в себя: незлобивость и человеколюбие, благотворительность и сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.
-Решите такую нравственную задачу:
- Прочитайте слова: ожесточённость, чёрствость, равнодушие, грубость, злость, доброта, отзывчивость, сочувствие, утешение, чуткость, забота. (Записаны на доске)
- Сгруппируйте слова по их лексическому значению:
Людям очень нужны : Очень мешают:
-Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».
-Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?
3. Заключение
«Ларец Добродетели»
-Давайте напишем на листочках, что нужно сделать, чтобы зло не победило и сложим в наш ларец. (индивидуальная работа)
- Чего на земле больше: добра или зла? Что же нужно делать, чтобы зло не победило? ( зачитываем ответы)
Коллективное составление аппликации.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело
(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. )
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?
- Наш разговор окончен. Очень хотело бы верить, что он состоялся не зря.
«Делайте людям добро, а не зло. Разделяйте с ними и радость и беду. Любите, уважайте друг друга!»









Приложение
Текст песни «Сердце человека»
Парад надежд во всей красе!
Танцуют все! Танцуют все!
Глаза слепит цветная пыль,
А кто есть кто - решает стиль.
Где дьявол - смех, а Бог - успех,
Ты лучше всех! Ты лучше всех!
Ты никого не будешь ждать,
Ты так привыкла побеждать!
Когда умолкнет дискотека,
Ты возвращаешься ко мне.
Услышать сердце человека
Возможно только в тишине...
Сердце человека
Услышишь только в тишине.
В.Осеева «На катке»
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:
— Коленку... Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.