СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Услышать сердце человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи внеклассного мероприятия

  • Помочь детям усвоить нравственные нормы,
  • формировать у них нравственные установки,
  • корректировать познавательные интересы,
  • развивать умение работать в группе,
  • воспитывать культуру поведения.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Услышать сердце человека»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 п. НОГЛИКИ












Внеклассное мероприятие в 3 классе


«Услышать сердце человека»















Составила: Сараева Виктория Александровна,

учитель начальных классов







Цели и задачи внеклассного мероприятия

  • Помочь детям усвоить нравственные нормы,

  • формировать у них нравственные установки,

  • корректировать познавательные интересы,

  • развивать умение работать в группе,

  • воспитывать культуру поведения.

Оборудование

Песня В.Леонтьева «Сердце человека», памятки, «Ларец добродетели», ватман, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия

1.Введение

-В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека.

- Как вы думаете, слова «Услышать сердце человека…» употребляются в каком значении – в прямом или в переносном, имеют ли они ещё какой-то смысл?

- Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?

-Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека- значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает. Понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем ещё часто возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения- в добрые, красивые поступки. Эти понятия: воспитанность, такт, милосердие.(слова на доске)

- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек».

- Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

- Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

- Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…

2. Основная часть

Знакомство с понятием «воспитанность»

-Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек»

- Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза».

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Когда домой он их принёс,

Внук оседлал очками нос

И заложил за ушки

Серебряные дужки.

Сквозь стёкла Саша посмотрел

И день как будто посветлел.

Но только снял он стёкла,

Как всё кругом поблёкло.

В очках и небо голубей,

Просторнее и выше,

И виден каждый воробей,

Усевшийся на крыше.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша – водолаз!

У тебя две пары глаз.

Два – такие, как у нас,

А другие про запас!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

- Нет, - говорит он, - никогда

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

- Очки носить не стыдно.

Всё надо делать для того

Чтоб лучше было видно!

Над теми, кто надел очки,

Смеются только дурачки!



- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно вам запомнилось, вас тронуло?

- Определите тему стихотворения.

- Назовите идею, чему учит стихотворение, для чего С.Я. Маршак написал это стихотворение, что хотел донести до читателей.

(Идея: Нельзя оскорблять человеческое достоинство.)

- Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссорится или мирится? Почему?

- Я предлагаю вам решить такую нравственную задачу.

Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.)

-Хотелось бы вам напомнить слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».

- Как вы это понимаете?

( «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».)

-Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

- Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно себе позволить расслабиться? (Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».)

Рассказ для детей

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

- Какая из девочек вам больше всего понравилась? Почему? ( Прекрасная песня и неуважительное отношение. Прекрасное и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не смогла почувствовать Оля.)

- Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность). Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё-таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если наше поведение будет лишено такта.

Знакомство с понятием «такт».

- Подумайте, дети, и ответьте: в том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить спасибо, знать правила хорошего тона, как вести себя в любой ситуации, иметь великолепные манеры?

- Верно, одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. За внешней воспитанностью можно оставаться некультурным и невоспитанным человеком, если его поведение будет лишено такта.

Такт – чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека.

- Говорят один человек тактичный, а другой бестактный.

Такт – в переводе с греческого – лёгкое прикосновение.

Такт- это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, что не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость, внимание.

Анализ произведения В.Осеевой «На катке». (См. приложение)

- Почему плакала девочка?

- Какова тема, идея этого произведения?

- Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца.

- Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит вспоминать некоторые полезные рекомендации. (Детям раздаются памятки)

Памятка

Тактичный человек:

  • не хвастается;

  • не выясняет отношений в присутствии посторонних;

  • не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

  • терпим к недостаткам и слабостям других людей;

  • никогда не рассказывает другим чужих тайн;

  • в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

  • не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

(Обсуждение каждой рекомендации, пояснение).

- Слово очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивают всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

«Словом стреляй осмотрительно в споре…»

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит «стреляй»?

- Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Больше сочувствия к окружающим людям.

- Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.

Знакомство с понятием «милосердие»

- Как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)

- А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное)

-Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.

- Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей.

- Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим легче жилось. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать.

- Ребята, как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свои мнения.)

-Послушайте рассказ:

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

- Вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?

- Быть злым легко. Легко ответить грубость грубостью, на подлость подлостью. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.

- А чем их лечить? (Добротой, сердечностью, душевностью.)

Милосердие– это понятие ёмкое. Оно включает в себя: незлобивость и человеколюбие, благотворительность и сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

-Решите такую нравственную задачу:

- Прочитайте слова: ожесточённость, чёрствость, равнодушие, грубость, злость, доброта, отзывчивость, сочувствие, утешение, чуткость, забота. (Записаны на доске)

- Сгруппируйте слова по их лексическому значению:

Людям очень нужны : Очень мешают:

-Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».

-Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?

3. Заключение

«Ларец Добродетели»

-Давайте напишем на листочках, что нужно сделать, чтобы зло не победило и сложим в наш ларец. (индивидуальная работа)

- Чего на земле больше: добра или зла? Что же нужно делать, чтобы зло не победило? ( зачитываем ответы)



Коллективное составление аппликации.

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело

(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. )

- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?

- Наш разговор окончен. Очень хотело бы верить, что он состоялся не зря.

«Делайте людям добро, а не зло. Разделяйте с ними и радость и беду. Любите, уважайте друг друга!»







































Приложение

Текст песни «Сердце человека»

Парад надежд во всей красе!

Танцуют все! Танцуют все!

Глаза слепит цветная пыль,

А кто есть кто - решает стиль.

Где дьявол - смех, а Бог - успех,

Ты лучше всех! Ты лучше всех!

Ты никого не будешь ждать,

Ты так привыкла побеждать!

Когда умолкнет дискотека,

Ты возвращаешься ко мне.

Услышать сердце человека

Возможно только в тишине...

Сердце человека

Услышишь только в тишине.



В.Осеева «На катке»

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

— Коленку... Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.