СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 4 классе "В Стране светлого солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие было проведено в 4 классе в рамках предметной недели начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 4 классе "В Стране светлого солнца"»

Тема: В Стране Светлого Солнца

Цель мероприятия: повысить интерес учащихся к изучению чувашского языка.

Задачи: 1) познакомить учащихся со сказкой «В Стране Светлого Солнца»;

2) развивать художественные и творческие способности учащихся;

3) воспитывать уважительное отношение к культуре чувашского народа.

Оборудование: компьютер, проектор, бумажная кукла Сарпике, элементы чувашской национальной одежды для куклы, масмак из бумаги для девочек, маски петухов, щит из чувашских орнаментов с пословицами, три звезды- символы Чувашии, эмблемы с чувашскими именами, смайлики, аудиозаписи, презентация.

Ход мероприятия

  1. Приветствие.(В начале мероприятия учащиеся, выражая настроение, выбирают смайлики и показывают учителю).



- Сывлӑх сунатӑп, ачасем! У вас проходит разноцветная неделя начальных классов. Сегодня у вас ЖЕЛТЫЙ ДЕНЬ, и внеклассное мероприятие по чувашскому языку посвящен желтому цвету.



Слайд 1. – С чем ассоциируется у вас желтый цвет? (Ответы учащихся)

- Конечно, у большинства из вас ЖЦ ассоциируется с Солнцем. И тема нашего внеклассного мероприятия «В Стране Светлого Солнца».

Слайд 2. - У чувашей есть замечательная древняя сказка «В Стране Светлого Солнца», которая является как бы воспоминанием о тысячелетней давности, о тех временах, когда кочевые предки чувашей, древнетюркские племена, жили в бескрайних пустынных и полупустынных степях, держали многочисленные табуны коней. И солнце светило в те времена так, что весь мир казался Страною Светлого Дня. Дословно страна эта, где происходят действия сказки, называется Сарă Кун, что переводится Желтый или Прекрасный День. Желтый цвет в старинных народных песнях и сказках - синоним прекрасного. Давайте посмотрим чувашскую сказку и попробуем ответить на вопрос, почему для чувашей именно этот цвет является синонимом прекрасного?

Слайд 3. (во время просмотра учитель комментирует)– Когда-то давно люди славили Солнце как Бога. Говорят, что Бог создал Солнце. И оно, будто, как и человек, живое и имеет душу.

У Солнца было две жены: Утренняя Заря и Вечерняя Заря. С наступлением утра Солнце уходило от Утренней Зари, ходило по небу и к концу дня приходило к Вечерней Заре. У этих жен и у Солнца было двое детей: сын по имени Человек и дочь по имени Роса. Однажды Человек и Роса встретились на планете Земля, полюбили друг друга и поженились. Говорят, все люди на земле - потомки этой пары.

Солнце очень громадное и великое. По утрам ему было тяжело самому отделяться от земли и подниматься на небо. Поэтому по утрам подниматься, а по вечерам садиться ему помогали люди. И Солнцу было стыдно перед детьми за свою слабость, и, увидев их, оно застенчиво пряталось за тучи. Поэтому, чтобы не смущать Солнце, люди не будили своих детей до тех пор, пока Солнце не поднялось на небо. И Солнце ходило по небу, смеясь и улыбаясь. И ему не хотелось спускаться на землю.

Когда поднимали Солнце, нельзя было трогать его голыми руками. Использовали специально вышитые для Солнца полотенца. Целый день, согревая и освещая землю, Солнце ходило по небу и сильно уставало. И когда спускалось на землю, купалось в волшебном озере, и умывшись, набиралось сил для следующего дня.

Когда-то в мире было не одно, а три солнца и все они сопровождали Землю. И в то время никогда не наступала ночь. Не было стужи, злодеи не могли творить свои грязные дела, погода всегда была летняя.

Но однажды глупые люди, послушав злодеев-преступников, схватили и разбили два Солнца. Мелкие осколки одного Солнца превратились в яркие Звезды, а другое солнце обратилось в Месяц. Но они уже, как раньше, не могли согревать и освещать Землю. С тех пор в мире стали наступать ночи, холода и стужи.

Люди, испугавшись, обратились к Богу. Но он отказался помочь им вернуть два Солнца обратно. И тогда люди, чтобы задобрить Бога, решили везде изображать три Солнца в знак примирения. Давайте и мы прикрепим на доску три Солнца, чтобы они освещали наш класс.

Слайд 4. – Посмотрите на герб и флаг Чувашской Республики. На них тоже изображены три Солнца, означающие «БЫЛИ!», «ЕСТЬ!», «БУДЕМ!». Ещё какие одинаковые символы вы видите? (Дерево)

- Да, это Древо жизни – жизни чувашского народа. Так же, как и другие народы, живущие на земле, древние чуваши познавали мир, стремились к новому. Они по-своему объясняли явления природы. И каждое природное явление, по верованию древних чувашей, это божий промысел. Более 200 богам преклонялись чуваши.

Слайд 5. – Девушки шили наряд себе сами, вышивали различные узоры, орнаменты, в которых чувашский народ рассказывал о своей жизни, занятиях. Одним из орнаментов в платье и элементах одежды стало изображение Солнца. Его чувашские вышивальщицы называли «кӗске».

  1. Наряжаем куклу Сарпике.( На доску прикреплена кукла, а рядом элементы национальной одежды с их названиями на чувашском языке. Ребята выходят по-одному и наряжают Сарпике).

Слайд 6.

  1. Представление учащихся. – До принятия христианства, у чувашей были свои необычные красивые имена. Давайте и мы сегодня назовёмся этими именами и запомним их значение. А в конце мероприятия мы проверим, на сколько вы внимательны.

Илемпи - красивая девушка

Нарспи - девушка, рождённая в феврале

Пинерпи -  от названия чувашской деревни Пинер

Савтепи - любящая

Салампи - приветливая

Сарпи – прекрасная, светлая

Синерпи -  от названия чувашской деревни Синерь

Туйпике - рожденная на свадьбу

Тунепи -рожденная в понедельник

Хиртепи - поле; жатва

Эрнепи - рожденная в пятницу

Хӗвелпи - солнечная

Илпек - изобилие

Карсак - заяц

Пуян - богатый

Сетнер - чувашский Ромео

Туймарса - рожденный на свадьбу

Тунюк - рожденный в понедельник

Улпут - барин

Унтри - форма имени Андрей: мужчина; человек

Шамак - рожденный в субботу

Эрнук - рожденный в пятницу

Юман – дуб

  1. Чувашская песня «Сар каччӑ».

Мальчики и девочки встают напротив к друг другу и поют:

- Сар каччӑ, сар каччӑ, тух-ха урама!

-Мӗн тума? Мӗн тума?

- Сӑвӑ калама!

Слайд 7.

Инсценирование стихотворения «Сар автансем» (После этих слов выходят три ученика: два в наряде петухов и девочка с прутиком. Девочка рассказывает стихотворение, мальчики изображают дерущихся петухов)

- Сар каччӑ, сар каччӑ, тух-ха урама!

-Мӗн тума? Мӗн тума?

- Юрӑ юрлама! Слайд 8 . (Сначала девочки поют песню «Пукане», затем мальчики – «Ванюкпа Верук»)

- Сар каччӑ, сар каччӑ, тух-ха урама!

-Мӗн тума? Мӗн тума?

- Ташӑ ташлама! Слайд 9. (Ребята выходят, встают в круг и начинают водить хоровод, затем плясать под веселую чувашскую музыку)

- Сар каччӑ, сар каччӑ, тух-ха урама!

-Мӗн тума? Мӗн тума?

- Вӑйӑ выляма! Слайд 10. (Дети играют в чувашскую игру «Ларать, ларать.)

5. Работа с чувашскими пословицами. (На доске щит из чувашских орнаментов, на каждом орнаменте чувашские пословицы)

- Ребята, на доске щит из чувашских орнаментов. На них чувашские пословицы. Давайте прочитаем их. (Дети по очереди читают)



-Теперь ваша задача, составить такой же щит, но с русским переводом).

Слайд 11.

  1. Рисование Древа познания и три Солнца.

- А сейчас давайте нарисуем на желтых листах Древо познания и три Солнца необычным способом – печатанием. (Учитель объясняет у доски, ребята печатают картофельными штампами).

6. Организация выставки рисунков.

7. Рефлексия. (Ребята показывают учителю смайлик, выражающий их настроение)

8. Подведение итогов.

- Ребята, что нового вы узнали на мероприятии? Почему у чувашей любимый цвет желтый? Что вам больше всего понравилось? Всё ли у нас получилось?














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!