СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 5 класса "Люди существуют друг для друга"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: помочь учащимся понять необходимость и ценность общения; сформировать представления о правилах общения

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 5 класса "Люди существуют друг для друга"»

Внеклассное мероприятие в 5 классе

Цель: помочь учащимся понять необходимость и ценность общения; сформировать представления о правилах общения.

Форма: беседа с элементами тренинга.

Эпиграфы: Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Булат Окуджава

Подготовительный этап: подготовить для учащихся памятки с правилами общения.


Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: Общение человека начинается с момента появления на свет – с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе, институте… И чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, с кем бы вы хотели общаться, дружить, а с кем нет; уже точно определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя. Уметь общаться – так же важно, как изучать математику или русский язык, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению. Посмотрите, пожалуйста, на слова эпиграфа и выскажите свое отношение к ним. ( Учащиеся высказывают свое мнение).

- Так что же для этого нужно? Что необходимо для того, чтобы общение было успешным? (Идет обсуждение вопросов).

- А как вы думаете, существуют ли определенные правила общения? (Ответы учащихся).

- Да, такие правила существуют. Давайте познакомимся с ними. Вот они:

1. Не оправдывайте себя! ( Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и т.д.).

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренны!

4. Будьте мужественны!

5. Будьте справедливы!

6. Считайтесь с чужим мнением!

7. Не бойтесь говорить правду!

8. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

9. Будьте естественны в общении!

10. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

11. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

- А также будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению:

1. Улыбайтесь.

2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.

4. Будьте хорошим слушателем.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

- Давайте попробуем применить некоторые правила на практике сейчас. Начнем с самого простого. А с чего, вы узнаете, прослушав диалог.

Двое ( ОН и ОНА) озвучивают заранее подготовленный диалог.

Он. Она бесплатна, но стоит многого.

Она. Она обогащает тех, кому предназначена, но и не обедняет тех, кто ее дарит.

Он. Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Она. Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Он. Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Она. Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!

- Так что же это?

( Ответ учащихся – улыбка ).

- Правильно. Речь идет о настоящей, согревающей сердце улыбке, которая исходит изнутри и ценится так высоко.

Разминка. Звучит музыка. Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните воздухом легкие до отказа и улыбнитесь на выходе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь друг другу, скажите несколько приятных слов. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями). Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Улыбайтесь чаще и если увидите лицо без улыбки, улыбнитесь сами.

Вы знаете, что примерно в 50 случаях из 100, когда нас знакомят с людьми, общаясь с ними несколько минут, мы не можем даже вспомнить их имя. Большинство людей не запоминают имен по той простой причине, что не хотят тратить на это время, а ведь люди придают большое значение своему имени. Произнося его, вы подчеркиваете индивидуальность человека, даете ему понять и почувствовать свое отношение к нему.

У нас в классе есть учащиеся, имя которых начинается на букву А. Я попрошу вас встать и произнести свое имя так, каким бы вы хотели его слышать; именно так вас будут называть одноклассники. ( Дети называют.) Спасибо. А теперь попрошу встать тех, имя которых начинается на букву Б, В и т.д. А сейчас задание мальчикам – назовите каждую девочку по имени, не повторяясь и сделайте это так, что им было приятнее всего услышать их. (Мальчики называют имена девочек). Девочки, вам понравилось такое обращение? (Девочки делятся своими впечатлениями). Итак, помните, что имя человека – это самое важное и самое сладостное слово на любом языке.

Физкультминутка. «Солдат и тряпичная кукла» (снятие эмоционального напряжения, развитие дружеских контактов). Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только учитель произносит слово «солдат», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «тряпичная кукла». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д.

Работа по теме в форме выбора той позиции, которая соответствует мнению учащихся. (В кабинете есть 4 варианта ответов: «согласен», «согласен, но с оговорками», «скорее согласен, чем не согласен», «не согласен». Ребята выбирают тот ответ, который им ближе, то есть соответствует их мнению. В зависимости от своего мнения они могут менять позиции, переходить от одного варианта ответа к другому, образовывая группы единомышленников. Свой выбор они аргументируют.) Согласны ли вы со следующими утверждениями?

- Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение. Такой человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или расстроенного человека.

- Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным и доброжелательным собеседником.

- Помогает ли продуктивному и доброжелательному общению такое понятие, как «комплимент»?

А как вы думаете, делать комплименты легко? Давайте попробуем.

Игра «Король комплимента». Все участники рассаживаются по кругу. В центре стоит стул-трон. У того, кто на троне, в руках вырезанные из картона сердечки. На некоторых сердечках в центре нарисована стрела, пронзающая их. Выбранный по жребию (или просто вызвавшийся первым) участник садится на трон. Остальные по очереди говорят ему комплименты. После этого сидевший на троне подходит к каждому и вручает по сердечку. Пронзенное сердечко вручается тому, чей комплимент произвел наибольшее впечатление. Игра продолжается до тех пор, пока на троне не побывают все участники. Затем определяется тот, кто набрал наибольшее количество пронзенных сердечек. Именно он и становится королем или королевой комплимента.

- Легко ли было находить нужную формулировку для комплимента?

- Легко ли было произносить вслух комплименты?

- Какие чувства испытывали, когда произносили комплименты и когда слушали их в свой адрес?

- Что было приятнее – слушать комплименты или произносить их? (Анализ игры).

Не забывайте замечать и оценивать то хорошее, что есть в ваших друзьях, близких, знакомых. Несколько приятных слов, произнесенных с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника. Не стесняйтесь говорить друг другу комплименты. Они помогут избавиться от ссор и напряжения, поддержат того, кому трудно.

Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация. Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Не менее важным элементом в общении являются жесты. Во время общения не рекомендуется бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав и другое. Движения человека должны быть целесообразными и естественными.

-Как вы думаете, какие качества человека помогают общению, а какие усложняют его? Работа в микрогруппах. Группы получают карточки, на которых записаны качества человека: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность и другие. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «_» те качества, которые ему мешают.

- А какого человека мы называем общительным? Мозговой штурм. (Учащиеся предлагают свои варианты: культурный, обаятельный, интересный, толерантный, образованный, добрый, воспитанный и другие). А себя вы можете назвать такими? Хотите ли проверить степень своей воспитанности? Предлагаю тест «Воспитанный(ая) ли я?».

Поставьте против каждого высказывания знаки: «ДА» - «+» или «НЕТ» - «_»

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?

3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестёр?

5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?

6. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе ( например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)?

7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? ( А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома ( просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:

+ - - + + + + - - -

Завершение: Таким образом, общение – это основной способ понять другого человека. Нужно создать условие, чтобы собеседник мог высказаться. Для этого необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, и они с удовольствием будут общаться с вами. Не забывайте о правилах, о которых мы сегодня с вами говорили. Я надеюсь, что теперь эти правила вы будете применять в жизни, ведь вы постоянно будете встречаться с новыми людьми. Правильно используя их, вы прибавите к вашим старым друзьям огромное количество новых. Всем спасибо. До свидания!

А эти памятки вам на память.


ПАМЯТКА

- Уважай собеседника.

- Будь тактичен.

- Не унижай собеседника.

- Будь внимателен к собеседнику.

- Стремись к взаимопониманию.

- Не принижай достоинств собеседника,

не ставь его в неловкое положение.

- Умей слушать и слышать собеседника,

не перебивай его.


Рефлексия. (Что понравилось? Что бы хотели изменить? Оценка нашего занятия.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!