СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "в 7 классе "Откуда ты, имя? "( интегрированное занятие: история, русский язык, литература)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с историей возникновения и созданием имен, с их путешествиями по странам 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "в 7 классе "Откуда ты, имя? "( интегрированное занятие: история, русский язык, литература)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Чернава Измалковского района

Липецкой области» Пятницкий филиал



Внеклассное мероприятие

(интегрированное занятие:

история, русский язык, 7 класс)





Подготовила и провела:

учитель немецкого языка и

обществознания Гулидова Т.М.

Цель:

формирование у учащихся правильного представления о ценности имени человека, как части культурного наследия человечества.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Предметные учебные действия:

- ознакомление учащихся с историей возникновения и созданием имён, с их путешествиями по странам;

-выявление влияния на этот процесс разных культур, отдельных эпох.

Личностные учебные действия:

- осознание учащимися необходимости бережного отношение к наследию прошлого; отличия разных видов имён друг от друга;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

- развитие умение анализировать, сопоставлять.

Регулятивные учебные действия: умение организовывать свою деятельность

Познавательные учебные действия: выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, построение цепи логических рассуждений.

Коммуникативные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Форма мероприятия: путешествие в прошлое

Тип занятия: творческое применение знаний

Методы: диалогический, монологический, исследовательский (проекты).

На занятии учащиеся учатся:

· овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;

· планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом;

- изучить и анализировать литературу по теме.

Материалы к уроку и оборудование:

Музыкальные фрагменты, кинофрагменты, сообщения учащихся

(см. приложение); компьютер (презентация).


Ход мероприятия:

Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.


1.Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня прекрасная погода, и у вас хорошее настроение.

Улыбнитесь друг другу, вы самые лучшие ребята, и у вас всегда всё получается отлично!

2. Введение в тему (учитель обществознания)

Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня вы все сделаете для себя открытие. А что вы сегодня откроете,

догадайтесь сами. Отгадайте загадку:

Что носит каждый человек

Весь долгий и недолгий век?

Он с ношей этой дорогой

Никогда не расстаётся.

- Как вы думаете, о какой ноше идёт речь? Правильно, об имени.

А из чего состоит полное имя человека? (Ф.И.О.)

- Может быть, сейчас вы сможете определить тему нашего мероприятия?

Итак, наше мероприятие называется…………(слайд 1 презентации)

3. Этап открытия новых знаний

Вступительное слово учителя русского языка

Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности, его личным именем, которое дают при рождении родители.

Имена людей – это часть истории народа. Сегодня мы попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой.

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в далекое прошлое, чтобы познакомиться с историей возникновения имен на Руси. У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение.

Постановка учебной задачи:

Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен!

- Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?

- Ребята, что означает данный вопрос? (вы понимаете, что это наша гипотеза, которую предстоит сегодня доказать).

Вступительное слово учителя обществознания

( 2-4 слайды « Восточные славяне»)

Имена людей - часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верования, надежды, фантазии, творчество народа.  Почти все имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянских языков индоевропейской языковой семьи. Родные его братья - украинский, белорусский, а двоюродные- болгарский, чешский, польский и др. И это действительно так.

Уже давно стали расхожим выражением слова:

« Корни славянства теряются в бездне столетий».

И это верно. Современные историки согласны во мнении, что поляне, древляне и другие общности людей, называемые «родами», представляли союзы

восточнославянских племён, а вероятным автором «Повести» был Нестор.

Восточные славяне селились на невысоких берегах рек, жили в малых землянках, малыми семьями. Восточные славяне были язычниками, верили в загробную жизнь, почитали своих предков. Славянские верования были связаны с земледельческими культами ( Даждьбог, Сварог, Макошь, Велес).

Почитался и Перун- бог грозы и грома, покровитель воинской дружины. Символом Перуна был дуб, до сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым наши предки поклонялись как богам. « Они достигают острова, читаем мы в древнем писании, и на этом острове совершают свои жертвоприношения. Так как там растет дуб, они приносят в жертву живых петухов, приносят мясо, хлеб, как требует обычай».

Древние славяне признавали так же существование разного рода нечистой силы и прибегали к разным методам, чтобы защитить себя и своих детей. Как?

Индивидуальная (самостоятельная) работа учащихся

(проект «Имена в дохристианский период») (4-7 слайды)

Вопросы для размышления (3 малые группы)

- Ребята, могли ли быть у русских такие имена до принятия христианства как:

Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Молчан, Кудряш?

- Что отражали имена Первой, Второй, Третьяк, Меньшик, Поздей?

Учитель обществознания

«И стал Владимир I Святославич, сын киевского князя Святослава Игоревича, княжить в Киеве один».

(8-10 слайды «Владимир Красное Солнышко», «Крещение Руси»)

Христианство с его единобожием, иерархией святых, обещанием рая страдальцам, проповедью непротивления злу насилием, освящением царской власти более соответствовало уровню развития русского общества. И в 988 году Великий князь

Владимир Святославович крестился сам и окрестил 12 своих детей. Затем началось крещение знатных и простых жителей Киева. Христианские священники опускали крест

в воду, жители Руси купались в ней, а потом, выходя из воды, целовали крест и получали новые имена.

Так появились на Руси Андреи, Александры, Анны, Анастасии.

Индивидуальная (самостоятельная) работа учащихся

Защита проекта по теме: « Имена в период христианизации Руси»

Учитель обществознания

(10 слайд «Иван III»)

Ещё больше были укреплены связи с Византией (а в те времена Византия была центром православия) при Иване Третьем.

Иван III -великий князь Московский, основатель единого Русского государства. При Иване Третьем была полностью ликвидирована зависимость Руси от Орды.

Он является преемником византийской династии, первым принимает титул «государя всея Руси», одним из первых именуется «царём», «самодержцем». На торжественных приёмах стал царь появляться со скипетром и державой, а голову его венчала великокняжеская корона- шапка Мономаха. А Русь стала именоваться на византийский манер - Россия.

И почти все личные имена, входящие в русский именник (сейчас и ранее), бытующие у русских, принесены на Русь через Византию. Поэтому и восходят они к греческому, латинскому и некоторым восточным языкам. Но это явление характерно и для многих других народов (у испанцев большинство имен было принесено католичеством из Рима).

Укрепление и распространение христианского вероучения в Древней Руси предполагало и установление культа святых - как общехристианских, так и собственно русских. В 10-11 веках из общехристианских святых, которые стали считаться заступниками перед Господом за Русскую землю особенно чтили Пречистую Божью Матерь, Георгия Победоносца, Николая Мирликийского ( Ник. Чудотворца), в середине

11 века были канонизированы первые русские святые- князья- братья Борис и Глеб, позднее святыми были признаны киевский князь Владимир, княгиня Ольга.

Обычай нарекать христиан именами святых появился еще с первых веков христианской веры. Уже в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, обратилось в повсеместный обычай нарекать крещаемым имена святых.

Учитель русского языка

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова нашего земляка, святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему. По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой день крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Индивидуальная (самостоятельная) работа учащихся

Защита проекта на тему: «Церковные имена», «Имена в честь святых») (12 слайд)

Георгий Победоносец

История жизни святого Георгия во многом неопределённа. Наиболее общепринятой версией является та, согласно которой Георгий был выходцем из знатной семьи, обитал в Каппадокии (Малая Азия), ещё юношей он прославился воинскими подвигами, но за

исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам и казнён в возрасте 30 лет.

Почитание Георгия началось с 5 века. В Древней Руси Святого Георгия стали почитать как покровителя земледелия, скотоводства, это произошло с момента принятия христианства. Имя Георгия стало одним из излюбленных у князей, причём бытовало несколько вариантов имён- Юрий, Егор, Егорий.

Борис и Глеб

Эта страшная история произошла в 1015 году, когда между князьями шла борьба за киевский престол. У Владимира Красного Солнышка было три сына, Борис, младший сын, был вызван заболевшим отцом Владимиром в Киев, по пути Борис узнаёт о смерти своего отца, престол занимает жестокий и алчный сводный брат Бориса- Святополк.

Дружинники Бориса советовали ему овладеть Киевом, взяв в помощь дружину отца, но тот заявил: « Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть он будет у меня вместо отца». А Святополк, прислав Борису предложение заключить мир, тем временем направляет вышгородских бояр убить Бориса, он был

заколот копьями в своём шатре, а позже и младший брат Глеб пал от рук подосланных Святополком убийц.

Братья стали почитаться как заступники земли Русской.

Николай Мирликийский

Николай Мирликийский именуется также Николаем Чудотворцем, Николаем Угодником. Он был епископом города Мир в Ликии Малоазийской, святитель, один из почитаемых святых в России.

Ещё при жизни святитель Николай прославился многими подвигами, чудесами.

Поэтому день его погребения стал общехристианским праздником ( на Руси этот день стали прозывать Николой зимним). Покровительство Николая распространялось прежде

всего на «всех сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался «хранителем земных вод».

Учитель русского языка

Ребята, в старших классах вы будете изучать произведения, в которых часто появляются «говорящие» имена и фамилии героев.

Вопросы для размышления (работа в малых группах)

- Вспомните, как звали землемера из рассказа А.П. Чехова «Пересолил»?

- Случайно ли Чехов дал ему такую фамилию?


Ребята, не только фамилии могут быть говорящими, но и имена:

-В.А. Жуковский «Светлана» - опоэтизировал имена - «Людмила».

Н.В. Гоголь «Шинель», главный герой Акакий Акакиевич (греч.)

«не делающий зла, безропотный».

Он и в самом деле тихий, безропотно переносящий все невзгоды.

Слово учителя обществознания

А мы продолжим своё путешествие. У всех русских князей в ту давнюю эпоху было два имени - мирское и то имя, которое давали в церкви при крещении. Письменные

источники показывают, что буквально до 17 века у русских людей параллельно с христианскими именами, существовали и мирские, неканонические.

(13 Слайд «Русские князья»)

Слово учителя русского языка

о княжеских именах, которые возникли на русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир и др.

Ярослав – яркая слава. Всеволод – всевластный. Владимир – владеющий миром.

Будимир – будь с миром.

Ребята, иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря; Владислав – владеющий славой, миром; Доброслава – имеющая добрую славу; Всемила – всеми милая.

Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Лада – хранительница домашнего очага; Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава, Владислава.

Учитель обществознания

18 век…

Начало 18 столетия ознаменовалось введением нового летоисчисления, празднование Нового года с 1 января 1700 года, ношением нового платья - так начались грандиозные Петровские преобразования, которые затронули все сферы жизни русского народа.

(14 слайд «Полтавская битва»)

В новом столетии царь принимает 2 важных решения, одно из них- война со Швецией, с целью выхода России на Балтику ( в результате реформирования в армии Петр добивается существенных успехов).

И второе - он проводит революционную европеизацию России в области быта, привычек, моды, в целом всего образа жизни дворян.

Слово учителя русского языка

Для этой самой большой по времени эпохи не характерны резкие изменения в русском имениннике. Правда, нужно сказать о влиянии в этот период французской, английской культуры (произнесение имени на иностранный манер), необходимо сказать и о значительном «загрязнении» русских имён иностранными аналогами.

(15 слайд «Имена в Петровскую эпоху»)

Учитель обществознания

И сейчас мы откроем последнюю страницу условной эпохи - век 20- й.

В этот период происходят коренные преобразования в обществе, экономике, идеологии.

Свержение Временного правительства и утверждение большевиков у власти привело к коренному изменению государственного строя. На смену самодержавию пришла партия большевиков, которая провозгласила государство диктатуры пролетариата

(16-17 слайды «1917 год»)

Слово учителя русского языка: Новое время - новые имена.

Если до начала 20 века детям давали имена священники, то после Октябрьской революции регистрацию новорождённых осуществляли загсы. Родители могли сами выбрать любое понравившееся имя, или придумать своё.

Дети стали носить странные, неудобопроизносимые имена – плод творчества родителей.

Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Осина, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Селена, Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин.В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.

Индивидуальная (самостоятельная) работа учащихся

Защита проекта: «Имена в послереволюционной России»

Вопрос классу: После революции 1917 года началась совсем другая жизнь, и люди стали придумывать детям совершенно новые имена, но они не прижились, Почему?

Учитель русского языка

Действительно, ребята, иногда имена не соответствовали фамилии:

Н.А. Петровский рассказывает в “ Словаре русских личных имен” о странных именах, не созвучных с русским отчеством и фамилией: Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич, Жорж Иванович Пендюрин. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы XX века) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде (ныне город Волгоград) первого трактора.

Вот как об этом периоде пишет в стихотворении Ю. Благой: (читает ученица)

Дед,

Стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий… Муций…Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовем посовременней-

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…Сысой…Кузьма…Фома…

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

(18-19 слайды «Имена в послеоктябрьский период»)

Слово учителя русского языка

Итак, ребята, можно сделать вывод.

Как вы думаете, к какой важной мысли нас «приводит» стихотворение?

(проблемный вопрос (работа в группах). (Ответ: создание имени – дело очень ответственное).

Слово учителя обществознания

Сегодня Россия – это демократическое государство. Нынешняя РФ является исторической преемницей Московского государства, Российской империи, Российской Федеративной Социалистической Республики и СССР.

РФ делает шаги к возрождению страны, преодолению политического и духовного кризиса.

(20 слайд «Современный период»)

Слово учителя русского языка:

Современное государство стремится реализовать программы возрождения нации: «Материнский капитал», «Родовой сертификат».

В наше время даются самые разнообразные имена. Стали возвращаться к старинным, традиционным именам.

(21-22 слайды «Современные имена»)

К счастью, в современном обществе стали разборчивее относиться к имянаречению. И многие родители смотрят в корень имени, изучая его значение. Многие, правда еще изучают и астрологию, и карму (судьбу) имени, но мы с вами должны знать, что в русском языке есть раздел антропонимика и топонимика.

Антропонимика – (греч.) наука о языке, изучающая лексическое значение имени.

Топонимика – (греч) наука о языке, изучающая лексическое значение имени местности, название местности.

И мы, изучая на уроках русского языка лексикологию, можем заниматься изучением таких интересных тем по топонимике и ономастике:

“Почему это так называется”, “Имя моего поселка”, “Из истории имен и фамилий” и т.д. У Арсения Тарковского в стихотворении “Имена” есть такие строчки:

И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано...

Вопрос для размышления (работа в группах)

У каждого из присутствующих есть имя.

- А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена? У вас очень красивые имена, звучные, имеют глубокий смысл.

Индивидуальная (самостоятельная) работа учащихся

(учащиеся Гулидов В. и Вуколова А. показывают подготовленную презентацию, защита проекта на тему: «7 класс. Наши имена»)

(23-27 слайды «Имена учащихся 7 класса»)

Самостоятельная работа учащихся (работа в малых группах):

Проведение викторины (учитель русского языка)

Вопросы:

- Почему героини народных сказок носят такие имена- Елена, Василиса?

- А почему герои народных сказок чаще всего Иваны?

- Вопрос-шутка: Какое женское имя состоит из тридцати букв я?

- Кто больше назовёт женских имён с удвоенной согласной в корне?

- Какие имена можно получить, заменив одну букву?

-Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

Владеть миром- Владимир

Владеть всем- Всеволод

Свято славить- Святослав

Славный мститель- Мстислав

Любить мир- Любомир

- А с каким именем мальчика, который учится с вами, связано название древнего города?

(28 слайд «город Владимир»)

- Ребята, вспомните названия растений, цветов, трав, которые созвучны с женскими, а также с мужскими именами…

(31-38 слайды «Цветы- имена»)

Учитель обществознания.

Задание детям (работа в малых группах)

1 задание: В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:

Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”.

2 задание: Ребята, а что значит беречь имя?

(Ответы учеников: значит, жить достойно, чтобы семья гордилась вами и вашими успехами. Нужно приумножать добрую славу своей семьи, фамилии, а это слава Родины, Отечества, Отчизны).

Слово учителя русского языка

Знакомясь с вашими сочинениями “Моя семья” (зачитываются некоторые сочинения), можно сделать вывод, ребята, что вы гордитесь своими родственниками, дедушками и бабушками. Каждая родословная говорит, что в вашей семье помнят и дорожат историей своей фамилии и имени, а теперь и вы достойные приемники семейных традиций.

Учитель обществознания

Ребята, мир цветов так многообразен и так прекрасен, как мир имен. Ваши родители старались вам дать такие красивые, благозвучные имена. Так будьте достойны своих имен, совершайте только добрые поступки (слайды 31-38)

Ведь не имя красит человека, а человек имя.

Заключительная часть мероприятия (рефлексия):

- Что было самым интересным?

- А что для вас было новым?

- Где пригодятся эти знания?

- Кому бы вы рассказали о значении имён?

(ребята оценивают свою работу по шкале оценивания).

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья,

Конечно, нет.

И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в начале нашего века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.


Литература:

  • “Словарь русских личных имен” Н. А. Петровского
2001-2011 Учреждение Российской академии наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН и ООО "Словари.ру"
  • Е.Н.Полякова. “Из истории русских имен и фамилий”.



  • В.Г.Дмитриев. “Придуманные имена”.


  • Материал из Википедии.


  • А.П. Волгарев. «Русские имена»

Приложение

Сообщения обчающихся (самостоятельные исследования школьников)

1.Сообщение «Имена в дохристианский период»

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали в себе как в зеркале целую гамму разных свойств и качеств людей, время и очередность появления того или иного ребенка в семье и многое другое.

В дохристианский период существовали имена, которые язык утратил и не донёс до наших дней.

Это имена- прозвания, имена-прозвища, которые раскрывают богатство русского языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков и физических недостатков.

Имена-прозвания включали: весь числовой ряд от 1 до 10:

Первак, Вторак …; цвет волос и кожи: Беляк, Чернява…; особенности телосложения: Толстой, Малой, Лобак…; желанность появления ребёнка: Любим, Богдан, Неждан, Нечай…и другие.

Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения и проч. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.

Имена- прозвища давались после вступления его во взрослую жизнь, причем это не только имена, зависящие от деятельности и нрава

человека, но и «случайные», не предписанные ничем имена: Волк, Щука- хищный, коварный; Блоха- маленький; Правда- правдивый; Кузнец- занятие; Вешняк- рождение.

  На Руси существовала и такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за

порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.

У человека Древней Руси нередко было несколько имен. Имя могло быть внутрисемейным (Малыш, Улыба) и внесемейным (Токарь, Новосёл); охранным- оберегающим от гибели, злых духов(Медведь, Гроза- эти имена давали защиту). Иногда давали специально неблагозвучное, плохое имя, чтобы отвлечь, запутать злых духов, отогнать болезнь и смерть (Некрас, Злоба, Немил…).


2. Сообщение « Имена в период христианизации Руси»

Христианизации населения Руси и обязательному при этом обряду крещения сопутствовало крещение людей новыми христианскими именами, перечни которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами.

Христианские имена были такими же прозваниями людей- греков, евреев, римлян, египтян,- как и древнерусские имена- прозвища, но попали они в древнерусский язык не в переводах, а в подлинных иноязычных звучаниях, непонятных и чужих для русских людей, но затем адаптированных для нашего русского произношения. Многие имена- прозвища древних русичей в точности соответствуют в переводе именам, которые пришли из Византии:

(«добрый») соответствует русскому имени Добрыня, латинское Павел («малый»)- русскому Малой, Малыш и др.

Принятие новых имен русским народом шло медленно и тяжело, так как никто не хотел отказываться от своего родного и близкого.

  С возникновением христианства имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера и на многое-многое другое. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

3. Сообщение «Церковные имена»

С момента принятия христианства древнерусские имена были вытеснены церковными именами. В святцах можно было встретить два имени: каноническое (церковное) и древнерусское (мирское).

Например, Иосиф – церковное, Остромир – мирское.

Детям стали давать древнегреческие, древнеримские, древнееврейские, древнесирийские, древнеегипетские имена: Калистрат – хороший воин, Севастиан – достойный поклонения, Наум – радость,утеха. Домна – хозяйка, Дарья (перс.) – сильная, побеждающая. Елизаета (др.евр) – почитающая бога, Иван (Иоанн) (евр.) – Благодать Божия

Вот что писалось в «Санкт- Петербургском духовном вестнике» в 1895 году:

« Православным имена должны быть даваемы исключительно в честь святых православной церкви, и строго воспрещается давать имена римско- католические, протестантские и прочие». В соответствии с правилами прежних времён ребёнку давалось имя святого , чей день чествования приходился на день Кристин. При выборе имен для девочек правила были чуть менее строгими:

« При наречении имени новорожденным стараться давать имена тех святых, кои празднуются в 8-ой день после рождения младенца или в промежуток этого времени, сделав исключение лишь для лиц женского пола».

На деле получалось так, что многие девочки, родившиеся, например, во втрой половине января, могли получить имя Татьяна (Татьянин день отмечался 25 января). Иногда священнослужители подыскивали младенцу в святцах такое имя (особенно если он был из семьи простолюдинов), что бедные родители только за голову хватались.

А знаете, почему на Руси было так много Иванов? Да по той простой причине, что имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз (!), т. е. почти через день.

Правда, иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал другое имя, которое на данный день в святцах не значилось. Этим, собственно, и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Так, славянские имена Вера, Надежда и Любовь в дореволюционное время давались детям часто, несмотря на то, что Вера в святцах встречается в году только два раза, а Надежда и Любовь — только по одному разу.

« Был в старину такой обычай: Коль ты родился в день Ефима

Несли младенца в церковь. Там, То назван именем таким.

В страницы святцев пальцем тыча, Но если в день Иеронима,

Поп имена давал по дням. То- хошь не хошь- Иероним!»

Сообщение « Имена в честь святых»

  С наступлением эры христианства и появлением христианских святых имена стали давать в их честь. Ибо эти люди прославили свои имена подвигами во имя Христа и богоугодной жизнью, осветили наименования, сочетания букв имени до такой степени, что имя сделалось особым знаком, печатью благодати, стимулом и призывом к новой жизни, мгновенно приводило на память жития и добродетели этих людей.
   Как, например, относились к именам святых во времена свт. Иоанна Златоуста, видно из того, что говорит он в похвалу святого Мелетия Антиохийского: "От имени святого Мелетия, как бы от света, озарившего город, каждый возжигал для себя светильник и вносил в дом свой имя блаженного, как некую сокровищницу, исполненную бесчисленными благами".
   Уже в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, обратилось в повсеместный обычай нарекать крещаемым имена святых.
   
Зная подвиги святых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане имели искреннюю любовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их своим детям.

  Присвоение имени святого новорождённому стало говорить, таким образом, о намерении родителей воспитать ребёнка по святым образцам.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: "Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении их, только с верою надо употреблять их изображения, и они будут творить чудеса".

Георгий Победоносец

История жизни святого Георгия во многом неопределённа. Наиболее общепринятой версией является та, согласно которой Георгий был выходцем из знатной семьи, обитал в Каппадокии (Малая Азия), ещё юношей он прославился воинскими подвигами, но за

исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам и казнён в возрасте 30 лет.

Почитание Георгия началось с 5 века. В Древней Руси Святого Георгия стали почитать как покровителя земледелия, скотоводства, это произошло с момента принятия христианства. Имя Георгия стало одним из излюбленных у князей, причём бытовало несколько вариантов имён- Юрий, Егор, Егорий.

Борис и Глеб

Эта страшная история произошла в 1015 году, когда между князьями шла борьба за киевский престол. У Владимира Красного Солнышка было три сына, Борис, младший сын, был вызван заболевшим отцом Владимиром в Киев, по пути Борис узнаёт о смерти своего отца, престол занимает жестокий и алчный сводный брат Бориса- Святополк.

Дружинники Бориса советовали ему овладеть Киевом, взяв в помощь дружину отца, но тот заявил:» Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть он будет у меня вместо отца». А Святополк, прислав Борису предложение заключить мир, тем временем направляет вышгородских бояр убить Бориса, он был заколот копьями в своём шатре, а позже и младший брат Глеб пал от рук подосланных Святополком убийц.

Братья стали почитаться как заступники земли Русской.

Николай Мирликийский

Николай Мирликийский именуется также Николаем Чудотворцем, Николаем Угодником. Он был епископом города Мир в Ликии Малоазийской, святитель, один из почитаемых святых в России.

Ещё при жизни святитель Николай прославился многими подвигами, чудесами.

Поэтому день его погребения стал общехристианским праздником( на Руси этот день стали прозывать Николой зимним). Покровительство Николая распространялось прежде

всего на «всех сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался «хранителем земных вод».

Сообщение «Имена в послереволюционной России»

В ином положении оказались родители после Великой Октябрьской социалистической революции. Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы), и родители могли теперь выбрать любое имя: старое (бывшее церковное), заимствованное имя (польское, немецкое и т. д.) и, наконец, могли даже изобрести новое имя.

Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые, за редким исключением, никогда не привьются на русской почве. Здесь такие имена, как Дуб, Береза, Гвоздика, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы Менделеевской системы (Радий, Ванадий, Вольфрам, Иридий, Рутений и т. д.), минералы (Гранит, Рубин). В качестве личных имен выступают географические названия (Алтай, Гималай, Казбек, Арарат, Волга, Онега, Амур, Каир и т. д.) и все названия месяцев, начиная с января и кончая декабрем, математические термины и технические названия (Медиана, Радиана, Гипотенуза, Алгебрина, Трактор, Турбина, Дрезина, Дизель, Комбайн и т. д.).

Очень много имен было образовано от революционных лозунгов, названий учреждений и т. п. Например, Икки (Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала), Роблен (родился быть ленинцем), Ремизан (революция мировая занялась), Реввола (революционная волна), Ревдит (революционное дитя), Лорикэрик (Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, коллективизация, электрификация, радиофикация и коммунизм), Лориэкс (Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, электрификация, коллективизация, социализм).

О таких неблагозвучных именах, как Цас (Центральный аптечный склад), Гласп (Главспирт), Райтия (районная типография) и им подобных, не приходится и говорить.

В послереволюционное время усиливается приток иностранных имен. Встречаются имена, заимствованные у разных народов: Роберт, Ромуальд, Рудольф, Ричард, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т. д.

Появляются имена, состоящие из двух и даже из нескольких слов: Белая ночь, Артиллерийская академия, Серп-и-молот, Жан-Поль-Марат. Л. В. Успенский в статье

Зовут Зовуткой” приводит такие женские имена: Великий рабочий (!) и Цвет вишневого дерева в мае.

Есть еще особый вид имен, названных автором, может быть не особенно удачно, “родительскими”. У родителей Михаила и Ольги сын Миоль, а дочь Миолина, у Владимира и Екатерины три дочери — Владикатра, Влена и Века, и т. д.

Наконец, есть еще имена — от слов, прочитанных с конца: Нинель — Ленин, Авксома — Москва.




22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!