Своя игра
В лаборатории юного химика
Цель: обобщение и систематизация знаний о веществе, его составе, свойствах и изменениях, происходящих с ними и качественных реакциях на ионы
Задачи:
проверить степень усвоения материала
развивать умение быстро и чётко формулировать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике
стимулировать познавательную активность, развитие интереса к предмету, смекалки, эрудиции;
воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи и толерантности
Оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы викторины с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей, призы, дипломы, сертификаты, награждение (ордена, медали и т.д.).
Правила игры:
Игра состоит из 2-х блоков: командная игра и игра со зрителями
Для трех команд, включающих учащихся 7-8 классов, имеются пять игровых категорий (Приложение 1), содержащие 4 вопроса, каждые из которых имеет свою цену. Игроки команд по очереди выбирают категории и их стоимость. Выбранные задания выполняются всеми командами. Команда, первая выполнившая задание, забирает себе все очки. Время, отведенное на выполнение заданий этой категории 50 минут. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Игра со зрителями: химические загадки (Приложение 2).
Все команды по итогам игры награждаются – «ОРДЕН КОЛБЫ I, II, III степени» (Приложение 3)
В игре со зрителями за каждый правильный ответ болельщик награждается орденом «ОРДЕН РЕТОРТЫ» (Приложение 4)
В конце игры для всех присутствующих ведущий проводит опыт «Химический вулкан»
Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить вопросы и разделить их на четыре уровня сложности: стоимостью 100, 200, 300 и 400 баллов. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 5-7 игроков. Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, 3 человека для подсчета баллов игроков – жюри.
Жюри внимательно наблюдает за игроками:
какой игрок первым поднимет руку, если знает правильный ответ;
чтобы не было подсказки со стороны болельщиков;
ведет подсчет набранных баллов;
определяет победителя.
Продолжительность времени игры неограниченно.
Игроки: учащиеся 7-8 параллелей. Максимальное количество игроков 5–7 человек (они могут быть как из разных классов, так и из одного).
Один из участников выбирает сектор и цену вопроса. Необходимо определиться, какой из участников будет первым игроком. Для этого необходимо разгадать загадку.
Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет смайл
-если участник даёт правильный ответ, то баллы суммируются;
-если участник отвечает неверно, то эти баллы не вычитаются;
-если все участники игры не справились с вопросом, то на вопрос могут попытаться ответить болельщики.
На вопросы «Своя игра» отвечает тот участник, который сделает большую ставку;
В течение всей игры на интерактивной доске ведется запись очков, набранных игроками. В викторине побеждает участник, набравший большее число баллов.
Источники информации:
http://meth-chem.ucoz.ru/index/vneklassnoe_meroprijatie_po_khimii_svoja_igra/0-204;
http://www.vsezagadki.ru/2011/04/zagadki-na-temu-ximiya/;
Приложение 1
Задания игры и ответы
Категория | Цена вопроса | Вопрос | Ответ |
В химической лаборатории | 100 | Юный химик смешал растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, но забыл, как называется данная реакция. Как называется реакция взаимодействия кислот со щелочами? | Реакция нейтрализации |
200 | Юный химик смешал растворы гидроксида бария и сульфата натрия, в результате реакции выпал осадок. Какого цвета выпал осадок? | Белый осадок |
300 | Юный химик смешал растворы соляной кислоты и нитрата серебра в результате у него выпал необычный осадок. Какой цвет данного осадка и как он правильно называется? | Белый творожистый осадок |
400 | Юный химик смешал растворы гидроксида натрия и сульфат неизвестного двухвалентного металла, в результате реакции выпал голубой гелеообразный осадок. Сульфат какого металла использовал юный химик. | CuSO4 |
Тайны вещества | 100 | Соль, которая широко применяется в пищевой промышленности, имеет тривиальное название галит. Назовите формулу соли. | NaCl |
200 | Соль NaHCO3 (гидрокарбонат натрия) широко применятся в пищевой промышленности, хозяйки ее часто используют в качестве разрыхлителя теста. Назовите тривиальное название данной соли. | Питьевая сода |
300 | Вещество, широко применяемое в пищевой промышленности, окрашивает лакмус в красный цвет, часто используется для консервирования овощей и приготовления кондитерских изделий. Назовите данное вещество. | Уксусная кислота |
400 | Простое газообразное вещество, имеющее желто-зеленую окраску, с резким характерным запахом, ядовито, его атомы входят в состав поваренной соли. Назовите формулу простого вещества | Хлор Cl2 |
Великие химики | 100 | Назовите имя ученого, который создал периодическую систему химических элементов. | Дмитрий Иванович Менделеев |
200 | Назовите имена ученых, создавших закон сохранения масс веществ. | М.В.Ломоносов А.Л.Лавуазье |
300 | Назовите имя ученого, который создал данный закон «число молекул всегда одно и то же в одинаковых объемах любого газа». Также он создал постоянную величину, благодаря которой можно рассчитывать число атомов или молекул. | А.Авогадро |
400 | В честь этого ученого названа соль, из которой в лаборатории можно собирать кислород. Формула данной соли – KClO3. Назовите этого ученого. | К.Л.Бертолле |
Химические превращения | 100 | Назовите продукты реакции взаимодействия серной кислоты с гидроксидом бария. | BaSO4 и H2O |
200 | Назовите исходные вещества данной реакции … + … = AgCl + KNO3. | AgNO3 и KCl |
300 | Протекает ли данная реакция? Свой ответ поясните. Na2CO3 + HCl = … | Да, эта реакция протекает, т.к.образуется газ CO2 Na2CO3 + 2HCl =2NaCl + CO2 + H2O |
400 | Напишите уравнение разложения перманганата калия (марганцовки) KMnO4. | 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 |
Химия и медицина | 100 | Данное вещество имеет резкий характерный запах, используется для обеззараживания ран. Какое это может быть вещество? | Спирт |
200 | Вещество, имеющий резкий характерный запах, получают взаимодействием азота с водородом. Раствор данного вещества используется в медицине для приведения человека в чувство при обмороках. Назовите это вещество. | Раствор аммиака NH3 |
300 | Вещество, которое образуется в процессе фотосинтеза, необходимо для нормального функционирования организма. Недостаток данного вещества может привести к нарушению работы головного мозга. Назовите это вещество. | Глюкоза (C6H12O6) |
400 | Темно-фиолетовое кристаллическое вещество в лаборатории используется для получения кислорода, в медицине приготавливается разбавленный раствор данного вещества, который используется при пищевых отравлениях. Назовите это вещество. | Перманганат калия (марганцовка) KMnO4 |
Приложение 2
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
(Кислород.)
Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(Магний.)
Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.
(Алюминий.)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(Медь.)
Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа
(Вода.)
Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным-
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите-ка меня!
(Индикатор метиловый оранжевый.)
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор.)
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(Водород.)
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот.)
Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)
Приложение 3
Приложение 4