СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в начальной школе о Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается учебно - воспитательная игра с 5 этапами о героях Великой Отечественной войны. Этапы: угадай мелодию, сделай подарок ветерану, объясни слова из  войнной поры, реши ребусы и математические задачи, собери их фраз стихотворение.  При рефлексии просмотр видео о войне и написание синквейна со словом "герой".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в начальной школе о Великой Отечественной войне»

Конспект внеклассного мероприятия к Году памяти и славы


Автор: Васильева Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», Советского района Республики Марий Эл

Направление: начальная школа

Тема, класс: «О том, что было, не забудем…», 3 класс

Вид мероприятия: учебно-воспитательная игра

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности, количество обучающихся 15 - 20 человек, социальный статус - средний, психологические особенности - средние, выше среднего, преобладающие качества - общительность, доброжелательность, развитый тип мышления, креативность, умение сострадать и сочувствовать.

Цель мероприятия:

формирование представления о Великой Отечественной войне, ее героях; создание образ войны, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Задачи:

Познавательная: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению, повторению и углублению знаний о Великой Отечественной войне;

Развивающая: Содействовать развитию творческих способностей детей, взаимопомощи, коллективизма. Обеспечить условия для развития логического мышления, познавательной активности, расширения кругозора.

Воспитательная: Обеспечить условия для воспитания гордости и чувства сопричастности к подвигу народа, бережного отношения к истории, воспитание патриотизма, гражданственности у обучающихся.

Формирование УУД:

Личностные УУД: 

Получение представления о базовых общечеловеческих ценностях, характерных для культуры российского народа.

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам. Развитие чувства сострадания и сочувствия к погибшим и прошедшим войну людям, гордости за подвиг всего народа в годы войны.

Регулятивные УУД: 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 

Составлять план и последовательность действий.

Выделять и понимать учащимися то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Оценивать качество и уровень усвоения материала, составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД: 

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить дополнительную информацию, используя справочный материал.

Создать условия для раскрытия творческих способностей детей.

Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: 

Умение слушать и вступать в диалог, понимать высказывания других людей. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

Уметь формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.

Уметь осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к друг.

Межпредметные связи: математика, русский язык, литературное чтение. технология, музыка, история.

Мультипликативность: мероприятие проведено в 3 классе обычной средней общеобразовательной школы, может быть распространено на все начальные классы с изменением (усложнением или упрощением) заданий в стадии «Осмысления» (задания «Объяснялки», «Подумай-ка») Задания может поменять любой учитель начальной школы.

Педагогическая технология: критического мышления, игровая технология

Методы: ситемно – деятельностный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Приемы: «Корзина идей», «Ключевые слова», «Толстые и тонкие вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Мозговой штурм», « Повтори..», «Синквей» и др.

Организация пространства: групповая (командная)

Форма организации занятия: игра

Форма организации детей: самостоятельная работа, совместная групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа

Место проведения: учебный класс

Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация игры, раздаточный материал, видео и аудио файлы

Оборудование: проектор, музыкальный центр, ноутбук, раздаточный материал, презентация с гиперссылками, выполненная в программе Microsoft Power Point.






Конспект мероприятия


Слайд 1

I. Вызов.

1.Актуализация знаний.

1.1.Объяснение слова «герой».

Есть события, над которыми не подвластно время, и чем больше лет проходит, тем больше становится их величие. Сегодня мы поговорим о таком событии и о людях, которые его пережили.

Слайд 2

А для этого я прошу вас посмотреть на эти буквы и назвать слово, которое можно из них составить. (ответы детей «герой»)

Слайд 3

Кто такой герой? Как вы понимаете это слово? Даю командам время на обсуждение и прошу ответить на этот вопрос.

Назовите нам ваше токование слова «герой». (Обучающиеся высказывают своё мнение о токовании слова «герой» (в группах), высказывают свои предположения о героизме.)

Слайд 4

В толковом словаре С. И. Ожегова слово герой объясняется так: «Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Может ли совершить подвиг вся страна?

Слайд 5

1.2.(Просмотр видео фрагмента «Начало войны») В какой стране был совершен массовый подвиг людьми? (в Советском Союзе)

1.3.Озвучивание темы мероприятия.

Когда это было? О чем мы будем сегодня говорить? (о Великой Отечественной войне) Слайд 6

Слайд 7

Героям войны этот день посвящаем!
Спасибо за то, что вы есть!
За то, что Россию вы отстояли!
Заслуг ваших нам и не счесть.
Вы ловко и храбро сражались с врагами,
И смело в разведку вы шли.
Вы молодость, юность и жизни отдали
В суровые годы войны.

    1. Беседа о героях войны.

Кого из героев войны вы знаете? Назовите фамилии этих людей. (Ответы на вопросы учителя. Высказывания о героях в семье, героях- пионерах, героях -комсомольцах и т.д.)

Учитель показывает слайды и рассказывает о некоторых героях.

Справочный материал для учителя:

Слайд 8

Виктор Талалихин

Виктор Талалихин был летчиком. С 22 июля 1941 года он участвовал в отражении немецкой атаки на столицу. 6 августа он сбил свой первый немецкий бомбардировщик. А в ночь на 7 августа 1941 г., охраняя границы Москвы, Талалихин вступил в бой с другим немецким самолетом. Израсходовав все патроны, советский летчик увидел, что сбить вражеский самолет не удалось, поэтому он решил пойти на таран с немецким самолетом. После удара собственный самолет Талалихина перевернулся, и пилот был вынужден катапультироваться. Виктор успешно приземлился, а бомбардировщик противника был уничтожен. В 22 года Виктор Талалихин получил звание героя СССР за свой подвиг в небе.

Слайд 9

Зоя Космодемьянская С первых дней войны отважная Зоя хотела сражаться за Родину и отправиться на фронт. Вскоре её приняли в отряд диверсантов. Её команда поздней осенью 1941 года получила задание сжечь дома, где живут немцы в десяти населенных пунктах под Москвой. Зоя успела поджечь три дома, и была схвачена немцами. Немецкие палачи жестоко пытали девушку, они хотели узнать кто и зачем прислал её. Мужественная комсомолка не сказала ни слова и была повешена немцами. А в начале 1942 года Зое Космодемьянской посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Её было всего 18 лет.

Слайд 10

Валя Котик Когда началась война Валя закончил 5 классов. Уже в это время юный Валентин стал оказывать посильную помощь в борьбе с фашизмом. Вместе с другими подростками он собирал на полях брошенное оружие, которое потом передавалось партизанам. Затем Валя был принят в партизанский отряд и его часто использовали в качестве разведчика для сбора информации в городах и селениях. Он участвовал в нападениях на немецкие эшелоны, подрывах мостов, сидел в засадах. Часто ему поручалось следить за немецкими патрулями. В начале 1944 года Валя Котик геройски погиб в бою, за его подвиги ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 11

Александр Матросов Александр Матросов был на фронте стрелком-автоматчиком, было ему 19 лет. В феврале 1943 года его батальон вел бои в Калининской области. Советские солдаты попали под шквальный огонь трех немецких дзотов. Два из них удалось нейтрализовать, однако попытки уничтожить третий не увенчались успехом. Огонь третьего немецкого пулемета не позволял всему батальону продолжать движение вперед, простреливая всю местность. Добравшись до дзота, Матросов бросил две гранаты и пулемет замолчал. Когда же его бойцы поднялись, чтобы продолжить движение, дзот опять заработал. Тогда Александр своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, позволив тем самым батальону продолжать движение. Ценой собственной жизни этот отважный юноша позволил завоевать высоту, за свой подвиг Александр Матросов удостоен звания Герой Советского Союза (посмертно).

А как вы думаете, ребята, много ли было таких героев на войне?

Слайд 12

Да. Вы правы героев было много, наверное, каждый на той войне.

Слайд 13

Мы сегодня с вами немного поговорим о войне и вспомним некоторые её события.

  1. Осмысление.

2. Выполнение заданий по этапам.

Слайд 14

Перед вами пять звезд, которые являются символом героев. Каждая звезда имеет свое название и задание для вас. Вы в ваших командах будете выполнять эти задания и проходить от одной звезды к другой, пока не пройдете все этапы. За время выполнения заданий вы узнаете много интересного о людях – героях, о Великой Отечественной войне. Желаю вам всем успеха. Начать можно с любой звезды. Итак, начнем!

Слайд 15

2.1. Угадай мелодию.

Шла война – до песен ли! Нужны ли они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ слагает военные песни. Это песни о Родине, о разлуке и встрече с родными, о надежде выжить в эти страшные годы и о потере друзей, о героизме солдат и о желании победить. Эти песни придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, помогали на короткое время забыть, что идет война. Много на фронте сложено было песен. Песни - как люди: у каждой своя судьба, своя биография.

Я предлагаю Вам послушаю фрагмент мелодий песен военных лет и угадать эту песню, назвав фразу из неё или название песни.

Справочный материал для учителя:

Слайд 16

Песня «Священная война» сл. В.И. Лебедева – Кумача, муз. А. В. Александрова .

24 июня 1941 года в день начала войны на первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи В.И. Лебедева – Кумача «Священная война». Газету со стихами показали руководителю краснознаменного ансамбля песни и пляски А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на следующий день он пришел на репетицию и написал мелодию к стихам «Священной войны». Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, от его перронов уходили тогда эшелоны на фронт. Послушайте её фрагмент. (звучит песня)

Слайд 17, 18

Песня «Катюша» сл. М Исаковского, муз. М Блантера

Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. «Катюша» сразу же покорила сердца слушателей. Но грянула война и «Катюша» с её лиричной и простой мелодией и словами в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу, за что её все очень любили и часто пели. Уже на фронте появилось много вариантов слов этой песни. Послушайте её фрагмент. (звучит песня)

Слайд 19, 20

Песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова

Эту песню любят все — и стар и млад, а появилась она к 30 - литию Победы к конкурсу песен о войне. Но песня не произвела особого впечатления на жюри конкурса. И только в ноябре 1975 года её исполнил Лев Лещенко с хором МВД в прямом эфире. Песня произвела фурор!  Зал аплодировал стоя, и это увидела вся страна. С тех пор эта великая песня стала гимном героям войны.

Послушайте её фрагмент. (звучит песня)

Слайд 21, 22

Песня «Три танкиста» сл. Б. Ласкина, муз. Д. Покрасс.

Строки «Три танкиста, три веселых друга…» знакомы наверняка многим. Причем, некоторые люди абсолютно уверены в том, что эта песня появилась во время Великой Отечественной войны. Но нет, песня появилась раньше. Летом 1938 года японские войска пересекли границу и вторглись на территорию нашей страны, на Дальнем Востоке шли  бои с переменным успехом. Тем не менее советским военным удалось защитить и сохранить территорию Советского Союза. Об это и поется в песне, созданной в 1939 году. Есть версия, согласно которой персонажи песни не были выдуманы. Три танкиста действительно были членами экипажа «машины боевой». Они служили на Дальнем Востоке именно тогда, когда там происходили эти события. Послушайте фрагмент этой песни. (звучит песня)

Слайд 23

2.2. Подарок.

Гордость за великую победу и память о страшной цене, которую заплатил наш народ, никогда не исчезнут из памяти людей. Но тех, кто сражался за Родину, выжил и победил, с каждым годом становится все меньше и меньше. Ветеранам и труженика тыла необходимо наше сердечное отношение и наше внимание. Дарить пожилым участникам Великой Отечественной войны заботу, внимание и общение - очень просто и так важно. К счастью, у нас еще есть возможность сказать «спасибо» им за Победу, помочь им и подарить подарок. Следующая звездочка называется «Подарок».

Слайд 24 - 28 и разложить на столы раздаточный материал из приложения

Сейчас вы по технологическим картам сделаете подарок – открытку к Дню Победы. А мы оценим вашу командную работу, скорость выполнения задания и аккуратность. Распределите обязанности и можете приступать. (Технология изготовления открытки описана на слайдах)

Слайд 29 и разложить на столы раздаточный материал из приложения

2.3. Стихотворная.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они чувствовали себя призванными поддержать веру людей в победу, решимость преодолеть все испытания, которые выпали на долю страны и народа.

Стихи были также оружием, которое помогло добиться победы. Войне поэты посвящали и посвящают много стихов. Наиболее известными поэтами той великой эпохи были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. И после войны поэты пишут стихи о войне. Родина и война, смерть и бессмертие, боевое братство и уважение, любовь и верность, мечта о победе – вот основные мотивы военной поэзии.

Слайд 30

И я вам предлагаю прочитать такие стихи. Но строчки в них переставлены местами. Ваша задача: переставить строчки по смыслу, чтобы была рифма и выразительно нам прочитать их.

Слайд 31 и разложить на столы раздаточный материал из приложения (Дети выполняют задание, читают выразительно стихи).

День Победы

Светлый праздник День Победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

Ольга Маслова

День Победы

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят

  Тимофей Белозеров

Слайд 32

2.4.Подумай – ка

Вам предстоит выполнить два вида заданий. Первое задание: решить математические задачи и второе: отгадать ребусы.

На решение каждой математической задачи и ребуса вам дается 20 секунд.

Слайд 33

  1. Если из наибольшего трехзначного числа вычесть 99, какое число получится? (900)

Как с Великой Отечественной войной связана цифра 900? (ответы детей)

Справочный материал для учителя:

Слайд 34

Блокада Ленинграда является одной из героических страниц истории Великой Отечественной войны. Трагедий, подобных той, что пережил город в 1941-1944 г. в мире не было. За 900 дней блокады погибло и умерло от голода 1 млн.200 тыс. человек. Но город выстоял и не сдался. Об этом страшном времени были найдены записи в личных дневниках блокадников. Именно по ним историки смогли сложить общую правдивую картину тех дней. Особенно трудно приходилось блокадной зимой детям. На весь мир известна страшная записная книжка ленинградской девочки Тани Савичевой: «Савичевы умерли, умерли все». Осталась одна Таня». Подвиг осажденного города, мужество и героизм ленинградцев, бесчисленные страдания и потери, которые принесла блокада, никогда не будут забыты. Вечная слава и вечная память ленинградцам!

Слайд 35

2)Это четырёхзначное число. Первая и третья цифры на 4 меньше, чем 5. Четвертая цифра на 2 больше чем 6. А вторая – в 10 раз меньше, чем 40. Что это за число? (1418)

Как с Великой Отечественной войной связана цифра 1418? (ответы детей)

Справочный материал для учителя:

Слайд 36

1418 дней и ночей длилась великая Отечественная война. За эти годы разрушены сотни городов и поселков, тысячи сел и деревень, уничтожены промышленные предприятия и заводы, взорваны мосты и железные дороги, заминированы и уничтожены пахотные земли. Фашисты говорили, что наша страна будет это восстанавливать десятками лет, но они ошиблись. Страна жителями, уже героями труда была восстановлена уже к 1948 году.

Слайд 37

3)Если число 70 уменьшить на произведение чисел 7 и 7, а потом к нему прибавить произведение чисел 2 и 3, какое число получится? (27)

Как с Великой Отечественной войной связана цифра 27? (ответы детей)

Справочный материал для учителя:

Слайд 38

Война унесла 27 миллионов жизней советских людей, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. Нет в России дома, который бы не обожгла война своим страшным крылом, не унесла бы жизни родственников. В каждой семье найдутся воспоминания, бережно хранимые о родственниках, передаваемые из поколения в поколение.

Слайд 39

  1. Если к 20 прибавить столько же, а потом еще пол столько, да ещё 50, а потом уменьшить на 25, какое число получится? (75)

Справочный материал для учителя:

Слайд 40

Как с Великой Отечественной войной связана цифра 75? (ответы детей)

Все население России и многих других государств вот уже на протяжении 75 лет вспоминают те страшные события. 75 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением своих предков, воевавших за нашу Родину против фашистки Германии! 75 лет нет на нашей земле войны!

Слайд 41

  1. Если из 100 вычесть половину, затем прибавить 9, а потом вычесть 50. Какое число получится? (9)

Как с Великой Отечественной войной связана цифра 9? (ответы детей)

Справочный материал для учителя:

Слайд 42

Каждый год 9 мая мы отмечаем замечательный праздник День Победы! День Победы - особый праздник. Он самый светлый, самый радостный и в то же время скорбный, печальный. Вечная слава мужественным сынам и дочерям нашей Родины! Победа советского народа в Великой Отечественной войне навсегда останется одной из самых памятных страниц в истории человечества. 12 городам присвоено звание «город-герой» за беспредельное мужество и героизм его жителей и защитников.

9 мая на Красной площади проходит военный парад, все люди радуются миру, несут в своих руках портреты своих родственников, воевавших в те далекие годы. Всюду идут концерты, праздничные мероприятия, посвященные этой дате.

Слайд 43 – 46 и разложить на столы раздаточный материал из приложения

А теперь отгадаем ребусы. (война, родина, победа, мир)








Слайд 47


2.5.Объяснялки

Вам необходимо объяснить значение некоторых слов, употребляемых в связи с Великой Отечественной войной. Соединить слово и его значение.

Слайд 48 – 49 и разложить на столы раздаточный материал из приложения

Слова: партизан, сын полка, «Катюша», Вечный огонь, треугольник

землянка.

Толкование слов:

- народное название реактивного орудия, появившегося в годы Великой Отечественной войны.

- участник боевых действий, ведущихся с врагом, на занятой немцами территории.

- сирота, живущий в военной части, общий воспитанник солдат и помощник. 

- постоянно поддерживаемое пламя у монументов, на мемориальных комплексах.

- жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли.

- способ запечатывания письма на фронте без конверта.

(показ этих предметов )и перекрёстные вопросы команд друг другу по этим предметам.

  1. Рефлексия

Слайд 50

Вот и пройдены все испытания этой игры. Я надеюсь, что вы узнали много нового про это страшное событие в истории нашей страны и нашего героического народа. Вы продолжатели традиций и хранители истории не должны забывать о тех, что спас нашу землю от фашизма, тех, кто защитил нас от смерти, ценой собственной жизни. Слава дедам и прадедам солдатам – победителям и освободителям всего мира.

Мы головы скорбно склоняем

Пред всеми, кто мёртв и кто жив,

Кто подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!

Слайд 51

Все меньше остается на земле ветеранов, людей, прошедших войну. Но независимо от того, как далеко от нас уходит война, события Великой Отечественной войны, память о суровых и героических ежедневных подвигах людей не должны умереть. События Великой Отечественной войны играли, играют и должны всегда играть огромную роль в воспитании замечательных человеческих качеств – смелости, стойкости духа, доброты, отзывчивости, любви к Отечеству, своей земле. Спасибо ветеранам за Победу!

А сейчас я предлагаю вам блиц опрос, вы должны будете хором ответить

«да» или «нет».

  • Великая Отечественная война началась в 1941 году. (да)

  • Она длилась 1516 дней и ночей. (нет)

  • Страшный голод унес жизни тысяч ленинградцев. (да)

  • Зоя Космодемьянская была партизанкой. (да)

  • 13 городам присвоено звание город – герой. (нет)

  • 27 миллионов жизней советских людей унесла война. (да)

  • Песня «День Победы» была написана к 40 - литию Победы. (нет)

  • Катюша – ласковое название артиллерийского орудия на фронте. (да)

  • В этом году 9 мая мы будем отмечать 75 лет Великой Победы над фашизмом (да)

Слайд 52

И, если говорят «Победа!»,
Ты никогда не забывай,
Про ту войну, про кровь, про деда…
Про самый долгожданный май!

Слайд 53

Просмотр видео клипа «И все о той весне»

Да, эти люди, каждый из них были настоящими героями. Вам предлагается в командах сочинить синквейн со словом «герой» и зачитать его.

Разложить на столы раздаточный материал из приложения

(Например: Герой
храбрый, отважный
Сражается, страдает, побеждает
Защищает страну от беды
непобедимый.)

В этом году знаменательная дата – юбилейный год со дня окончания Великой Отечественной войны. На нашу землю пришел долгожданный мир. И мы славим героев войны – простых солдат и генералов, детей блокадного Ленинграда и детей – сынов полка, женщин, трудившихся на полях и в медсанбатах. Слава народу – герою! Этот год объявлен в нашей стране Годом памяти и славы всех, кто жил в те страшные годы. 9 мая мы будем отмечать 75 лет со Дня Победы!

Стихи читаю дети:

Закончен бой. Вокруг всё тихо.

Разбиты танки, конец войне

И пулемёт стоит в сторонке.

Сейчас он явно не у дел.

Всё поросло травой, цветами.

Деревьев много, города.

Но то, что было там, а фронте,

Мы не забудем никогда!


Слайд 54

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Слайд 55

(звучит песня «День Победы»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!