Внеклассное мероприятие
«Веселый математический поезд»
Цели:
обучающие: актуализировать знания по разным разделам математики; познакомить ребят с некоторыми старыми и интересными задачами и путями их решения; систематизировать знания, полученные ранее по математике; формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики;
развивающие: развитие умения применять в игре полученные знания; развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления; развитие культуры коллективного умственного труда; формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой; расширить математический кругозор учащихся; развивать мыслительные операции: навыки устного счета и математическую смекалку; прививать познавательный интерес к предмету;
воспитательные: воспитание выдержки, терпения; воспитание заинтересованности к математике; проявить интерес к проведению подобных мероприятий.
Оборудование: кроссворд; числовые ребусы; кроссворд; спички или счетные палочки; медали, сделанные из бумаги - «Вундеркинд класса», «Великий математик»; набор листков:
Касса;
Маршрутный лист;
Станция «Геометрическая»;
Станция «Счетная машина»;
Станция «Поэтическая»;
Станция «Математическая»;
Станция «Внимательная»;
Станция «Тайны слов»;
Станция «Поспешишь-людей насмешишь»;
Станция Кто хочет стать миллионером?»;
Станция «Поздравительная»
В е д у щ и й . Сегодня у нас праздник – праздник математики. Математика –
царица наук. Мир математики увлекательный и интересный. Думаю, что многие
из вас интересуются математикой и любят решать занимательные задачи,
головоломки, ребусы. Сегодня вы можете показать, как хорошо вы знаете и
любите математику.
КУДА ПРОПАЛА МАТЕМАТИКА?
(Читают учащиеся 5–9 классов.)
1. Прости, Катюша, я спешил,
Извини за опоздание,
Не мог задачу я решить.
Ну что за наказание!
2. Ты ж математик был у нас!
Что случилось в этот раз?
1. Ты назначила на десять,
А до парка метров двести.
Было девять на часах…
Все считал я впопыхах…
Сколько надо мне минут,
Чтоб проделать этот путь?
Не мог решения найти,
Чтобы вовремя прийти.
И делил, и умножал,
Но, как видишь, опоздал.
2. Ведь есть таблица умножения,
Есть и правила деления.
Что тут думать и решать
Тут сложить, а там отнять!
1. Ничего не понимаю!
Давай вместе порешаем!
3. А у меня часы стоят
И показывают пять.
А Москва «сказала» семь.
Я запутался совсем.
Скажите мне, который час
Не в Москве, а здесь, у нас?
4. Купила я себе конфет,
Положила их в пакет…
Сколько стоят? Сколько сдачи?
Очень сложная задача!
К рублям прибавила конфеты,
Отняла потом пакет,
Получила я ответ:
Нет ни денег, ни конфет!
5. Я вокруг парка обошла,
Еле-еле вас нашла!
Мне б с угла на угол пройти,
Не было б проблем в пути.
Если б правило я знала,
Меньше б времени теряла.
Мы это правило учили,
Но почему-то все забыли…
6. Прихожу сегодня в школу,
Там не уроки, а приколы…
Все перепуталось, смешалось,
Будто что-то потерялось.
7. Купил в трамвае я билет,
Говорят мне: сдачи нет!
Как же так? Я дал десятку.
Отвечают: все в порядке.
8. Что творится кругом, братцы?
Надо в этом разобраться!
3. Я сейчас новость узнала:
Математика пропала!
4. Что за бред? Что за напасть?
Кто посмел ее украсть?
Ведь без этой без науки
Пропадем мы все от скуки.
5. Я – шапки вязать мастерица.
Взяла нитки, взяла спицы,
Но, чтобы шапочку связать,
Надо петли рассчитать.
Я считала и сбивалась,
Путалась и распускала.
Все не этак и не так -
Получается колпак.
Бросила клубок и спицы -
Свяжу завтра рукавицы.
6. Вы о чем здесь говорите?
Лучше в небо посмотрите!
Кружит в небе самолет.
Непонятно, где пилот?
7. В чем причина? В чем загадка?
Идти надо на посадку.
8. Кружит он не для красы…
1. Рассчитать не может штурман
Длину взлетной полосы!
3. Я сейчас новость узнала:
Математика пропала.
Ищут все, уж сбились с ног.
Кто ее похитить мог?
4. Математика пропала -
Жизнь невыносимой стала.
5. Я б ее сейчас учила…
И решала б, и зубрила.
Только бы она нашлась.
Все отдать… я б поклялась.
9. Вы все ворчали на уроках:
В математике нет проку,
Математика скучна,
О, кому она нужна…
Я решил в один момент
Провести эксперимент:
Математику-царицу,
Премудрейшую девицу,
Что важней других наук,
Спрятал в золотой сундук
И закрыл на семь замков
От лентяев без мозгов!
Чтоб замочки те открыть,
Надо кое-что решить.
А никто не ошибется -
Математика вернется.
В е д у щ и й . Математика пропала! А как же наш праздник? Ребята,
математику надо вернуть. Вы согласны отправиться за математикой? Нас много,
и мы отправимся за математикой на поезде, но необычном поезде – он будет
математический. Я думаю, нам предстоит увлекательное путешествие.
Обязательно остановитесь на каждой станции и попытайтесь найти там
математику.
Вы согласны? Ну тогда в путь!
В путешествии участвуют 2 команды: «Экспресс-компания» и «Весёлые математики».
“Математический поезд” состоит из двух вагонов: купейного, плацкартного. При входе в класс размещается кассовый зал, при входе в который вывешиваются условия участия в игре.
Ребята! Внимательно прочтите правила получения билетов для посадки в “математический поезд”.
- При входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с задачами и шестью жетонами.
- Садитесь за парту, достав из конверта карточки с заданиями и ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задачи.
- Обратитесь в кассу за получением билета.
- Если вы не можете решить какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесь за помощью в “Справочное бюро”. В зависимости от содержания справки определяется “плата”.
Справочное бюро
Правила выдачи справок.
- Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.
- За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.
- Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.
- Плата за решение задачи – 3 жетона.
Условия получения билета
- Правильное решение всех задач и наличие двух жетонов дает право на получение билета в купейный вагон.
- Для получения билета в плацкартный вагон достаточно одного жетона при правильном решении всех задач.
- Полученный билет предъявите проводнику вагона.
(Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.)
Задачи:
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? ( 0 ).
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? ( 4 ).
Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (2)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)
По дороге шли два мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще 4-ро идут, сколько они найдут? (0)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
Найти два таких числа, произведении которых 24 и частное тоже 24.(24 и 1)
Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1,2,3)
В семье у каждого из 6-ти братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)
Кто быстрее решит задачу Корнея Ивановича Чуковского:
Шел Кондрат в Ленинград,
А на встречу 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки – 12 котят
У каждого котенка в зубах по 4 мышонка
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несли в Ленинград?
( Глупый, старый Кондрат
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему,
В Кострому. )
За 15 минут до отправления поезда дежурный по вокзалу дает звонок и объявляет посадку.Итак, поезд отправляется в путь. Получите маршрутные листы.В вагоне проводятся игры, математические викторины, различные развлечения. Через каждые 15 минут после отправления поезда объявляются остановки (на 10 минут): «Геометрическая», «Счетная машина», «Поэтическая», «Математическая», «Внимательная», «Тайны слов», «Поспешишь –
людей насмешишь», «Кто хочет стать миллионером?»
Победители на любой станции могут перейти в вагон разрядом выше!!!
Станция « ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ»
Расставьте геометрические фигуры (цилиндр, конус, куб, пирамиду). За каждую правильно названную фигуру – 1 балл.
Назвать плоские геометрические фигуры и начертить их от руки. За каждую правильную фигуру – 1 балл.
Посчитать треугольники – 2 балла. (правильный ответ – 6).

Из пяти спиц сделать два треугольника – 2 балла.

2. Станция «Счетная машина»
Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину. К сожалению, она Недостаточно точна. Результаты перед вами, Быстро все исправьте сами. | |
За каждый правильный ответ – 1 балл.
4а2-b2=(2а+ *)(2а- *) 16у2-9х2=(* -3х)(* +3х) 25х2-0,16=(5х- *)(5х+ *) 100а4-4b6=(10а2- *)(* +10а2) 121р10-k8=(* - k4)(* +k4) | |
3.Станция « Поэтическая»
Ведущий выбирает 2 ребят из разных команд, приглашает их сесть у стола, на котором лежит приз .Он объясняет, что приз достанется тому, кто окажется более внимательным. Затем читает стихотворение. Кто выигрывает та команда получает балл.
Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз, Лишь скажу я слово " три ", Приз немедленно бери. | |
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну , а целых ... две
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри ,
А жди команду : раз, два, ... марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше ... пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
4.Станция «Математическая»
Каждой команде дается рисунок и набор цифр от 1 до 9. расставьте цифры по сторонам треугольника так, чтобы на каждой стороне было 4 цифры, сумма которых равна 20.

5.Станция «Внимательная»
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок)
У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, и они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей).
6. Станция «Тайны слов».
1. Прочитайте полезный совет, воспользовавшись таблицами.
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
Е | Д | Д | И | Й |
Г | А | У | П | Н |
Е | Н | К | Й | Т |
Е | А | В | Д | Р |
О | З | Р | Е | А |
(Никогда не предавайте друзей.)
2. У русского народа мудрых высказываний не счесть. Одно из них
зашифровано в криптограмме. Расшифруйте его, прочитайте и, как говорится,намотайте на ус. Для начала разгадайте ключевые слова и определите, какие буквы скрываются под соответствующими номерами.
Ключевые слова.
Денежная единица России – 16, 7, 2, 1, 8.
Волосяной покров животных – 12, 10, 16, 13, 3, 8.
Специалист по приготовлению пищи – 15, 9, 6, 17, 16.
Месяц года – 11, 17, 5.
Мера длины, различная в разных странах – 11, 14, 1, 4.
7 11 10 1 9 12 14 2 14 3 8 13 4 – 7 11 10 5 14 15 9 15 16 17 6 14 3 8 13 4!
(Рубль, шерсть, повар, май, миля.
Умел ошибиться – умей и поправиться!)
7.Станция «Поспешишь – людей насмешишь»
Задание: Разгадать кроссворд..
Запись из одной или нескольких цифр. Число.
Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений. Задача.
Геометрическая фигура. Треугольник.
Математическое действие. Деление.
Часть прямой, соединяющая две точки. Отрезок.
Число разрядов в классе. Три.
8.Станция «Кто хочет стать миллионером?»
Правильный ответ подчеркнут.
1. Какая наука не относится непосредственно к математике?
А. Алгебра.
В. Тригонометрия.
С. Комбинаторика.
D. Механика.
2. Число 666, увеличенное в полтора раза, равно:
А. 1330
В. 333.
С. 66,6.
D. 999.
3. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?
А. 4 десятка.
В. 400.
С. о десятков
D. 40.
4. Слово “периметр” в переводе с греческого означает “измеряю...”
А. Рядом.
В. за.
С. перед
D. около
5. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 0, 2, 5?
А. 6
В. 5.
С. 4.
Д. 3
6.В чем измеряется площадь земли?
А. В килограммах.
В. В км.
С. В минутах.
D. В арах.
7.Какое из чисел не является простым?
А. 7.
В. 5.
С. 11.
D. 1.
8. Какой из перечисленных четырехугольников не является параллелограммом?
А. ромб
В. квадрат
С. трапеция
D. Прямоугольник
9. Кто сказал слова: “Математику уж затем учить надо, что она ум порядок приводит”
А. Декарт
В. Лобачевский
С. Аристотель
D. Ломоносов
10. Каким числом является сумма натуральных чисел?
А. натуральным
В. положительным
С. целым
D. отрицательным
11. Условный знак для обозначения чисел – это ...
A. точка
B. тире
C. цифра
D. буква
12. Как переводится слово “геометрия”
А. землемерие
В. изучение
С. измерение
D. Наука
13. Сколько диагоналей можно провести в треугольнике?
А. две
В. одна
С. ни одной
D. шесть
14. Кто ввел прямоугольную систему координат?
A. Ньютон
B. Пифагор
C. Декарт
D. Виет
15. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики ...
А. арифметика
В. тригонометрия
С. алгебра
D. геометрия
16. В переводе с греческого “конус” означает ...
А. сосновая шишка
В. волчок
С. вулкан
D. квадрат
17. Объем измеряется в:
А. в кубических арах
В. кг
С. в тоннах
D. в литрах
18. Какие числа соответствуют сторонам египетского треугольника?
А. 3, 4, 5
В. 11,12,13
С. 1, 2, 3.
D. 6,7,8
9.Станция «Поздравительная»
Подведение итогов.Награждение.
Ведущий.И правила, и формулы
Все так легко забыть, но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: «Математика - Царица всех наук!»