СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: «Вместе поможем пернатому другу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чьи голоса вы слышите?(Птиц)

Какую пользу людям приносят птицы ?

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: «Вместе поможем пернатому другу»»

«Вместе поможем пернатому другу»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

( Звучат птичьи голоса)

Ведущий 1:-Чьи голоса вы слышите?(Птиц)

Ведущий 2:-- Какую пользу людям приносят птицы ?( слайд 2)

Ведущий 1:-.- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

Ведущий 2:-- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

Ведущий 1:-- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

Ведущий 2:-- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

Ведущий 1:-- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками.

Учитель.-Отгадайте загадки. За отгадки будете получать жетоны

Ведущий 2:

-1. Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)


-Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.Еще существуют разные виды синичек : большая , лазоревка, гаечка.


Ведущий 1:-

2.Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут ... Клестом)

 

Чтение статьи. Ведущий 1:-

- Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты  свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся.  Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится  о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама  тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная?

«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам  тоже нужна каша, но другая  -  птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек!


Ведущий 2:

3.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)

-Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.  

Ведущий 1:-

4.Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ... (Воробей)

-По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

 - Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

- А воробьи бывают двух видов: полевые и городские.

Ведущий 2:-

5.Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

 Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

- Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена.


Ведущий 1:-
6.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

- Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.


Ведущий 2:-
7.Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень,  где дятел долбит шишку, добывая семена.)


Ведущий 1:-
8.Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)


Ведущий 2:-

9.Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.) 

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

- Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.


Ведущий 1:--Ребята , что нового вы узнали на этом этапе ? ( Слушаем ответы детей )

-Теперь подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на этом мероприятии?(О зимующих птицах ).

( Звучит тихо муз. Вивальди " Времена года. Зима" )

Ученик 1.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь


Ведущий 2:-- Красиво зимой. Однако для животных и птиц наступила суровая пора.


Ученик 2.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей


Ученица 3

Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок. Синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?


Ведущий 1:-

-Какую проблему птиц мы сейчас будем решать?(Холодно птицам)

Ведущий 2:-

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

Ведущий 1:-

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.

 И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?


Ведущий 2:-

- Есть ли у вас кормушки?

- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. 


Ведущий 1:-

Игра " Покорми птичку"

-Ребята, вы должны разукрасить рисунок птицы и прочесть стихотворение о ней. Прочитав стих вы прикрепляете птичку к кормушке

3 и 4 класс читают сами дети)

1.Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.

Ведущий 2:-

- Что же любят есть воробьи ?


(Сами дети)

2.Поползень

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под чёрной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул:"Эй вы,дятлы!
Клювом вниз скачу...
Вам такое вряд ли,
Дятлам,по плечу!"

Ведущий 1:-- Какую пищу предпочитают поползни ?


(Сами дети)

3.Дятел подолгу стучит по сосне,
Ищет жучков и личинок в коре,
Ими питается, кормит птенцов,
За это зовут его – лекарь лесов.
Зимой в холода, снега и метели
Трудные настают времена,
И дятел шишки сосны или ели
Долбит и ест из них семена.

-Дятлу мы дадим сало , мясо,желуди , орехи, подсушенный белый хлеб.


Дети)

4.Сойка – какая нарядная птица,
Вся разноцветная, словно петух.
Рыжая шея и грудка пушистая,
А на подбрюшьи – серебряный пух.

Крылья с отливом – от белого к саже
И голубого меж ними налёт,
Ты и представить не мог себе даже,
Как оперенье ей это идёт.

- Орехи , желуди, калина , рябина.


дети

5.Не гони голубей, что стучатся в окно
Не гони, даже черных как вороны.
Не гони голубей, им и так тяжело
Лапы сбиты, да крылья поломаны...
Не гони голубей как проходишь средь них,
Среди стай голодных, усталых.
Не гони голубей для потехи на миг,
Не гони голубей для забавы.
Не гони голубей, не гони бедных птиц
Не гони, не гони их напрасно!
Покорми голубей, дай чуть дольше прожить
И кормить их намного приятней...


дети

6.Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны.

-6 птичек прилетело на нашу кормушку.


Ведущий 2:-

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.


Ведущий 1:-

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.

Ведущий 2:-

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.


Ведущий 1:-
3. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Ведущий 2:-

4. Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.


Ведущий 1:-

-Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.


Ведущий 2:-

Правила укрепления кормушек.

- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.


  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

  • В кормушке не должно быть снега.

  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.


Ведущий 1:-

Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

-Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Ведущий 2:-

1. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Ведущий 1:-

2. Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Ведущий 2:-

3. Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Ведущий 1:-

4.Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

Ведущий 2:-

5.Семена репейника – основной корм щеглов.

Ведущий 1:-

6.Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

Ведущий 2:-

1.Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Ведущий 1:-

2. Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Ведущий 2:-

3.Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Ведущий 1:-

4.Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Листовки «Покормите птиц зимой».

Ведущий 2:-

- мы приготовили листовки с призывом помочь птицам. Давайте сфотографируемся на память. И потом разнесем листовки. И тогда весь поселок будет участвовать в акции.


Ведущий 2:-

- Если птицы накормлены, то что они делают ?( поют)


Афонина Соня

 «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить то интересней,

До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой! ( М. Глазков)


Итог мероприятия.

- Ребята, давайте смастерим кормушки и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Поделимся с пернатыми.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься ввысь, чтобы спеть свои звонкие песни.


.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!