СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Вода - это жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания детей о значении воды; об источниках питьевой воды.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вода - это жизнь"»

Игра-викторина

"Вода - это жизнь "

Цели.

1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:

2. Закрепление знаний об источниках питьевой воды.

3. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.

Задачи:

  • привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

  • показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

  • расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Ход мероприятия

1 уч-ся. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,


2 уч-ся. Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Учитель. По инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО с 1993 года во многих странах мира 22 марта отмечается Всемирный день воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода- это жизнь».

В связи с постоянным ростом населения и развитием производства возрастает значение воды, необходимость её защиты. Надо всегда помнить о том, что ресурс воды не безграничны, наше здоровье и вообще жизнь прямо зависит от её количества и качества. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода). А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Мы будем путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры.

Заводь “Загадочная” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

  1. Что бежит без прогону? (Вода)

  2. Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

  3. Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)

  4. В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)

  5. Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)

  6. Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)

  7. Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнца свет –
    Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)


  8. В тихую погоду
    Нет нас нигде,
    А ветер подует –
    Бежим по воде. (Волны.)

  9. День и ночь кричит,
    А голос не устаёт? (Водопад.)

  10. Кругом вода,
    А с питьём беда. (Море.)

  11. Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня. (Ручеёк.)

  12. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали
    И пошли искать их днём,
    Ищем, ищем не найдём. (Роса.)

  13. Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадёт.
    И никуда я не иду,
    Покуда он идёт. (Дождь.)




  1. Дождь прошёл, а я осталась
    На дорожке во дворе.
    Воробьи во мне купались
    На потеху детворе.
    Но до завтрашнего дня
    Солнце высушит меня. (Лужа.)

Заводь “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны и моря – самые большие водоемы, хранилища воды на Земле. На нашей планете 4 океана и около 90 морей. Реки питаются водой ледников, болот и озер. Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера или из ключей и родников, бьющих из-под земли.

  1. Сколько на нашей плане океанов? (5)

  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

  3. Как называются плавающие глыбы льда? (Айсберги.)

  4. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)

  5. У какого водоема бывают рукава? (Река)

  6. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

  7. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

  8. Подземные воды выходящие на поверхность образуют ... (источник, родник).

9. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года.)

10. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк.)

Знаете ли вы?»

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

  3. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)

  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)

  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)

  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)

  7. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)

  8. Кто пьет водой? (Лягушка)

  9. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)

  10. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)

  11. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)

  12. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

Физкультминутка. Игра “Вода - не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

Заводь “Озерная”

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,


Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

- Ещё древнегреческий философ Фалес Милетский говорил , что вода – « единственное на земле вещество, встречающееся одновременно в трёх состояниях –твёрдом , жидком и газообразном.»

- А в природе существуют около 1330 видов воды . Какой только воды не бывает на свете!

-Есть вода морская, а есть вода…( речная),

Мёртвая и …( живая),

Чистая и…( грязная),

Ну, в общем, разная!

Сточная и …( проточная),

Озёрная и … (ключевая),

Газированная и…( минеральная),

Колодезная и …( водопроводная),

Дождевая и …( болотная),

Есть даже вода тяжёлая,

А есть и вода весёлая.

Солёная-…( пресная),

Привозная-…( местная),

Целебная-…( лечебная),

Волшебная и талая,

Большая и…( малая).

Заводь «А знаете ли вы?»

1. Какая вода на вкус?

2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать)

3. Будет ли ложка видна в стакане с молоком

4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде?

5. Что произойдёт, если воду вскипятить?

6. Что произойдёт если воду вынести на холод?

Заводь «Пословицы и поговорки о воде»

В пословицах и поговорках с давних пор также воспевалась вода. Предлагаю собрать пословицы о воде.

Капля по капле и камень долбит.
Решетом воду мерить - потерять время.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
Краденое богатство исчезает, как лед тает.

Заводь « Водопад вопросов».

1.Какая вода быстрее превратится в лёд- холодная или горячая? ( горячая).

2.Какие приспособления имеют животные для плавания? ( ласты, плавники, перепонки).

3.Какой злак растёт под слоем воды? ( рис).

4. Какие две рыбки , « обитающие» в разных сказках, исполняют желания поймавших их людей? ( золотая рыбка, щука).

5.Кто без глаз, а слезами плачет? ( туча, сосулька).

6.Кругом вода, а с питьём беда. ( океан, море).

7.Как называется освобождение реки ото льда? ( ледоход).

8.Как называется расстояние от истока до устья реки? ( длина реки).

9.По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт , тут и упадёт.( волна ).

10.Прозрачен , как стекло, а не вставишь в окно. (лёд).

11.Детки сели на карниз и растут всё время вниз. ( сосульки).

12.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике, а широкий в море.(река).

13.Что такое « морская капуста»? (водоросли).

14.Какое животное способно выпить 150 литров воды сразу? ( верблюд).

15.Один льёт , другой пьёт, третий зеленеет да растёт.( дождь, земля, растения).

16.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.( роса).

17.Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? ( названия морей).

18. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки.)

Заводь Дегустационная”

- А какая же вода на вкус . Надо определить вкус воды. (лимонная, луковая, сладкая, соленая, )

Песенная” заводь

Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …

Заводь «Охранная»

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и растрачивают её по пустякам.

Экологические эксперименты.

Учащиеся проводят опыты с водой, наглядно демонстрируя необходимость охранять воду.

  1. В емкость с прозрачной водой, воспитатель пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет.

Вывод: Последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

  1. В емкость с прозрачной водой добавить растительное масло – оно будет плавать на поверхности, если встряхнуть емкость жидкости смешаются, но потом снова расслоятся. Если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Вывод: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой, наглядная демонстрация способов очистки воды от нефтяных разливов.

  1. Очистка воды от загрязнений и примесей с помощью фильтров разной степени пропускной способности. В результате загрязненная вода становится чистой.

Вывод: Воду можно и нужно очищать перед использованием в быту, и после использования на производстве. Воду нужно беречь! Это должен помнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок). Вода – источник жизни для всего живого. Воду надо беречь, не загрязнять водоемы!

Конкурс «Водоемы»

(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.)

Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб – не сосчитать!

Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …

Представление полученных водоемов.

1 уч-ся. Ты можешь быть мягкой и жесткой,

Ты можешь дать жизнь и отнять,

Ты можешь, вращая турбины,

Полночную тьму разгонять.


2 уч-ся. Ты можешь согреть мегаполис

И льдами сковать полюса,

Ты сладостью душу напоишь

И солью прольешься в глаза…


3 уч-ся. Знакома от пара до снега,

Как солнце и воздух нужна

Природе, Земле, Человеку –

Живая, Святая Вода.

Учитель:

Для того чтобы сохранить водные богатства Земли необходимо каждому из нас бережно относится к воде. Не проходите мимо открытого крана, экономьте воду, не загрязняйте водоёмы. И эти простые меры помогут сохранить воду на нашей планете.

Проходят эры – миллионолетья,

Земля живет и будет жить всегда,

Пока в артериях ее не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода…