СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Вопросы экологии в Конституции РФ и РА"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вопросы экологии в Конституции РФ и РА"»

Методическая разработка открытого урока знаний

«Вопросы экологии в нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республике Алтай»

Подготовила учитель географии МБОУ «Коргонская СОШ» Воробьева Л.Г.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Задачи:

- обратить внимание учащихся на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.)

- развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление;
- формировать навыки креативной деятельности.


Материал и оборудование: проектор, презентация «Экология и культура - будущее России», лозунги, призывы, фотографии экологических десантов, аудиозапись, чистые листочки для выполнения заданий, бытовой мусор, корзина для мусора, фотовыставка, шлемы мечи богатырей, магнитофон, деревца и т.д.


Учитель: Добрый день дорогие ребята, гости, учителя, юристы, которые прибыли к нам на урок знаний. Вот и кончилось лето. Лето пора отпусков, отдыха на природе, туристических походов. Я предлагаю вам, посмотреть сценку может, кто - то себя в ней узнает.

Сценка: туристы на природе Выходят под громкий рэп туристы, танцуют, разжигают на поляне костер, разбрасывают мусор, шумят, ломают веточки, веселятся. Уходят.

Тревожная музыка (появляется девочка в образе природы)

То не ветра шум в к'амыш-зарослях,
То не 'огня треск полыхающего. 
Не морской прибой громыхающий,
То не зверя вой в полнолуние.
Это Русь-Земля горьки слезы льет!
Причитаючи надрывается:
"Что творите вы - люди добрые,

Надругались вы над Землё - Матушкой,
Растревожили душу р'одную.

Место дивное стало свалкою,
Водяная гладь в речках-'озерах
Тиной бурою вся подернулась.
Это Русь-Земля возмущается!
Надрывается призываючи!

Появляются богатыри. (Под музыку «Богатырская наша сила»)

Добрыня Никитич: Эх, полюшко-поле... Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища...

Илья Муромец: Ну и заехали мы!

Алеша Попович: Не к добру всё это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! (Хватаясь за меч)

Природа: Не спеши, богатырь, за меч браться! Это люд простой славно тешится, свалки мусора оставляет, воздух, воду загрязняет. Не мечами землю-матушку защищать надо бы, а речами звучными да правдивыми призывать надо бы!

Илья Муромец: Видать, опять наше время пришло - богатырское! (выносят камень с кодексом) Вот вам кодекс жителя земли.

Добрыня Никитич: В лес пойдёте ….

Природа: Животных не убивайте, гнёзд не разоряйте, тишину соблюдайте!

Алеша Попович: В поле пойдёте…

Природа: Цветы не губите, по тропинке ходите, насекомых берегите!

Илья Муромец: К реке пойдёте…

Природа: Мусор не оставляйте, берега не засоряйте

Природа:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Учитель: - О какой проблеме сегодня пойдет речь на открытом уроке? ( Об экологической)

- Почему именно эту тему выбрали на урок знаний? (2017год объявлен годом экологии. 2013 год – год охраны окружающей среды)

- Что вы знаете о проблемах человека с окружающей средой?

(Примерные ответы)

Биоразнообразие
Воздушная среда
Здоровье
Земельные ресурсы

Климат
Опустынивание

Горные районы
Лесные ресурсы
Полярные районы
Пресноводные ресурсы
Прибрежные и морские зоны
Экосистемы

Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствуют экологи и юристы. Давайте их поприветствуем. Предлагаю вам послушать экологов о проблемах на нашей планете.

(Выступление экологов)
1. Какое море умирает? (Аральское море) . Начало этого процесса - 50-е годы XX
века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса.
Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из
Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала
стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже
климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль.
Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась
урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.


2. Одним из наиболее опасных загрязнителей морей является нефть.
Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и
всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые
бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях
выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться.
Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их
хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.


3. Рост потребления электроэнергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы.
Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю
температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии
загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению
кислотных дождей.


4. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок,
мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они
изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих
организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в
водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно
действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты
моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие
средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их
разложение в природной среде.)



5. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула
кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется
вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе
рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона,
вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое
использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в
некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые
дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы
XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового
излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

6. Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное
количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время
чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки
лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в
организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд
оказываются под угрозой.

Учитель: Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической
катастрофы. Но потребности человека к природным ресурсам с каждым годом только растут. Состояние природы начинает угрожать существованию самого
человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим
здоровьем. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы,
подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и
её богатствам . К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.


Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Юристы (2 ученика) напишут письмо ученикам нашей школы.

(Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения)



Учитель: Приглашаю к доске представителей групп для защиты своих проектов.

(К доске выходят представители групп и читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.


Учитель: Экологи из Великобритании озвучили интересные выводы: если человек исчезнет с лица Земли, то она вполне успешно восстановится, и феноменально быстро для планеты – за одну тысячу лет. Земля без особых усилий сотрёт с себя все следы пребывания человека, несмотря на то, как он её изменил. Тогда складывается вывод ведь Земля нужнее нам, чем мы ей!

Что мы, люди Земли можем сделать, какие меры принимаются у нас в России?

Слово предоставляется юристам ( ученики 11 класса)

Юрист -1: Вопросы охраны окружающей среды на сегодняшний день стоят очень остро, государство делает все возможное, чтобы сберечь и защитить ресурсы. Правовой основой государственной политики в сфере природопользования является Конституция РФ, но кроме неё в области экологического права, важными источниками являются, такие как:

- Закон «Об охране окружающей среды»

- Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г.;

- Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

- Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 г.;

- Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;

- Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

- Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., которые содержат нормы экологического права и применяемую ответственность за несоблюдение правовых норм.

Юрист -2 Нормы Конституции РА  обязывают наших граждан  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Наш регион установил перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Республики Алтай.

Нам необходимости  бережно относиться к земле, повышать ее плодородие и рационально использовать природные ресурсы. Эти важные направления также закреплены в нашей Конституции. Как и  нормы, обязывающие каждого гражданина беречь памятники истории, культуры, природы, археологии.

25% территорий региона находятся под охраной государства, куда входят два государственных природных биосферных заповедника «Катунский» и «Алтайский», государственный национальный парк «Сайлюгемский», ботанический сад. К региональным особо охраняемым территориям относятся 4 природных парка: «Ак Чолушпа», «Уч—Энмек», «Белуха», «Зона покоя Укок»; 2 биосферных заказника-«Шавлинский» и «Сумультинский»; 43 памятника природы. Я уже не говорю о том, что именно на территории нашего региона расположилось сразу пять природных объектов, находящихся в номинации «Алтай-Золотые горы».

В настоящее время в Республике Алтай проводится большая работа по созданию памятников природы регионального значения «Аскатская долина» и урочище «Еланда», по экологической реабилитации озера Манжерок, открыт после реконструкции памятник природы—водный источник «Бугузунский», а также в Минприроды России внесен паспорт приоритетного проекта «Сохранение Телецкого озера», включающий в себя проект федерального закона «Об охране Телецкого озера».

Юрист -1: Основным органом управления в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов РФ.


Учитель: Давайте посмотрим, насколько мы хорошо знаем экологические права. Юристы вам зададут несколько вопросов. Вы постарайтесь на них ответить.

  • Вопрос: « Является ли нарушением сжигание мусора в черте села, города? Если да, то какая ответственность наступает?»

  • Ответ: «Да, является, если это нарушение противопожарной безопасности. Наступает административная ответственность (ст. 20.4 КоАП) (Наказание – штраф для физических лиц и административное приостановление деятельности для юридических лиц)

  • Вопрос: «В городском парке была злоумышленниками срублена ель к Новому году. Является ли это деяние правонарушением? Если да, то, какие формы ответственности существуют за это правонарушение?

  • Ответ: «Данное деяние является правонарушением. Лицо, срубившее ель будет привлечено к административной ответственности (ст.8.28 КоАП). (Наказание – штраф от 1 до 30 тыс. рублей)

  • Вопрос: «Завод по производству химических продуктов сбрасывает опасные отходы в лесной водоем. Какая ответственность за это наступает?»

  • Ответ: административная ответственность (ст. 8.2 и ст.8.31, п.2 КоАП). Наказание – штраф, административное приостановление деятельности, а если это повлекло за собой причинение существенного вреда рыбным запасам – уголовная ответственность для должностных лиц предприятия (ст. 250 УК РФ) (Наказания – штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы, лишения права занимать определенную должность)

  • Вопрос: «Какая ответственность наступает за выбросы предприятием в атмосферу вредных веществ?»

  • Ответ: административная ответственность (ст.8.21 КоАП). Наказание – штраф для физических лиц, административное приостановление деятельности для юридических лиц, а если это повлекло причинение вреда здоровью человека и в других случаях - уголовная ответственность (ст. 251УК РФ) (Наказания – штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы)

  • Вопрос: « Группа подростков отправилась в лес на пикник и развела там костер без специальных мер предосторожности ».

  • Ответ: административная ответственность (ст. 8.32 КоАП) (Наказание – штраф)

Учитель: вывод: за экологические правонарушения наступает уголовная либо административная ответственность. Спасибо юристам за выступление.

- А какую экологическую работу можем сделать мы с вами. Какую пользу принести природе? (Слайды акции по уборке села от мусора, обращение к гражданам села)

Игра «Мусоробол»

Возьмите использованную бумажку, сомните в шарик и бросьте в мусорницу. ( Ребята стараются попасть в урну)

Учитель: Задача была не попасть в корзину, можно было подойти и положить мусор. Разбросанный мусор нужно собрать. Запомните простую истину «Чисто не там где убирают, а там где не сорят».

Экологический аукцион

Тот из участников аукциона, кто последним назовет слово на одну из букв «экология» получает приз. Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».
Например:
Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;
К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;
О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;
Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;
Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;
И – истребление, истощение, ископаемые и т. д.;
Я - ядохимикаты и т. д.

 Учитель: Посмотрите ребята на слайд это экологические даты и праздники. Назовите те которые мы с вами отмечаем в школе.

Экологические даты и праздники:

Международный День Земли (22 апреля)

День работников леса (18 сентября)

Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)

День птиц (1 апреля)

Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)

Народный праздник Иван Купала (7 июля)

Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

Всемирный день окружающей среды (5 июня)

Всемирный день туризма (27 сентября)

Всемирный День животных (4 октября).

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

Звучит песня «Я-Эколог»



Спасибо за урок!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!