МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЙКОВСКАЯ ШКОЛА» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
(Внеклассное мероприятие для 5-6-х классов)
Разработчик: О.В. Юрченко, учитель физики
2023 - 2024 учебный год
Цели мероприятия:
создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление), определить круг изучаемых явлений;
пояснить связь физики с другими науками и техникой;
ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений;
пробудить у детей интерес к изучению физики развить любознательность.
На доске, стенах высказывания ученых, поэтов
Царство науки не знает предела
Всюду следы её вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Русский поэт XIX века, Яков Петрович Полонский
Для того чтобы усовершенствовать ум,
Надо больше размышлять, чем заучивать.
Французский философ Гельвеций
Науку все глубже постигнуть стремись,
познанием вечною жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
узнаешь, предела для знания нет
Фирдоуси (персидско-таджикский поэт 940–1030 г.г.)
Учитель:Дорогие ребята, сегодня мы познакомим вас с удивительным
миром физики. Это предмет, который вы начнете изучить в 7 классе
Появляются (знайки)
1: Ох какая скука физика – наука!
Кто-то яблоню трясет, вот сорвался с ветки плод –
Вкусное творение! Сила тяготения.
2: Хорошо, что был Ньютон, что открыл закон нам он
Яблоко о нем узнало, с ветки в тот же миг упало.
До Ньютона как на грех подало то вниз, то вверх.
3: За тобой погнался пес, еле ноги ты унес
Это без сомнения, было ускорение!
Пес про сей закон не знал, потому и не догнал.
4: Не поднять с земли бревно, уф тяжёлое оно.
Видно, что-то тут не так, надо применить рычаг!
А не знал бы про рычаг, день пыхтел бы, как дурак.
Учитель: Сегодня мы с вами ребята лишь краешком прикоснемся к этой удивительной науке.Итак, встречайте «Физика»!
Выходит «Физика» (слайд 1)
Ф: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!
Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis» Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель.
Физика – это наука о природе, Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие
свойства окружающего нас мира.С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук- химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.
Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.
Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» -трех разделах: (показывает на схему на экране и говорит перечисляя разделы)(слайд 2)
МЕХАНИКА
ТЕРМОДИНАМИКА
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Итак, Механика!(слайд 3)
В1: Механика! Хвалу тебе пою. Ты в корне изменила жизнь мою,
Механика! Ты мой навек кумир! Конспекты все зачитаны до дыр,
В2: Движенье повсюду, движенье везде. И в воздухе птица, и рыба в воде.
И в жизни нигде без движения нет И солнце летит в хороводе планет.
В1: Вот листья по воздуху долго кружат,
А падает камень быстрее стократ.
В2: Быстрее ль то падает, что тяжелей?
И это проверить решил. . . Галилей.(слайд 4)
Ф: (Читает текст слайда 5)
О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенье дух
И опыт сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг
А.С.Пушкин Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты связанные с Механикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит жетон.
За демонстрационный стол проходят 2 уч-ся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Механика».(слайды 6,7)
1) Падение тел в воздухе (два листка одинаковых по массе, но разных по форме).
2) Инерция (стакан с водой, монетка и открытка).
3) Плавание тел (картофелина в обыкновенной и соленой воде).
Учитель: Спасибо нашим ученым – старшеклассникам за такие
интересные фокусы, которые в физике называют опытами.
Сегодня в роли фокусников для вас были (имена________________________.
А сейчас – встречаем наших веселых загадочников! Аплодисменты!
Появляются загадочники
В1: Привет, ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Хорошо ли поживаете? Пятерки получаете ли?
В2: Вот сейчас мы вас проверим! Ваши знания оценим!
Мы вам загадки. А вы нам отгадки.
В1: Так что кто знает ответ –поднимает руку и в случае
правильного ответа получает жетон.
В2: В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим победителя – лучшего физика 5 и 6 классов.
В1: По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.(Волна)
В2: На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)
В1: Что с земли не поднимешь? (Тень)
В2: В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,
Не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Стрелки часов)
В1: Кружится – жужжит, а падает – молчит.(Юла)
В2: Две сестры качались, правды добивались,
А когда добились, то остановились. (Весы)
Молодцы! Хорошо загадки отгадываете!
В1: А мы с вами еще не прощаемся, но на время покидаем
У нас загадки закончились, пойдем еще приготовим.
Физика: Чтобы физику понять Надо много наблюдать
Ставить опыты простые Зрить явления любые
Про теплоту начнем рассказ Все вспомним, обобщим сейчас (слайд 8)
Появляются ведущие
В1: Энергия! Работа до кипения! Чтоб лени наблюдалось испарение!
Мозги не доведем мы до плавления Их тренируем до изнеможения!
В2: И проявляем мы себя в труде,Как двигатель с высоким КПД
Но как же жизнь бывает непроста Стой долей, что зовется: «теплота».
За демонстративный стол проходят 2 уч-ся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Термодинамика»(слайд 9)
Примораживание нитки.
Давление (яйцо и бутылка).
Давление (достать монетку сухой из воды).
Почему гаснет бумага, если бутылку в которой она находится закрыть рукой?
Учитель: Дорогие ребята, наши фокусники (имена. . . .) очень старались при демонстрации опытов. Они хотели, чтобы вам было интересно. Поэтому давайте поблагодарим их аплодисментами.
Физика Составить новое слово , если к слову добавить( забрать) букву (слайд 10).
Например: Топка + и=Оптика
Ряд + о = ядро Алмаз + п =плазма
Динар + а =
Марк + е = Изба + с = базис
Катер + г = Статор + е =реостат
Горн + а = Алиса – а =сила
Астра + с = трасса Кузов – о =звук
Метро + е = метеор Томат – т =атом
Блок + а = колба Балкон – н = колба
Табор + а = работа Нуклон – н = уклон
Лапа + м = лампа
Ну а теперь отгадайте, про какое явление идет речь
1. Это мы не видим, но он греет.
Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных
и растениях.
2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.
3. Если он проходит в каком – либо приборе, то
становится электрическим. (Электрический ток)
Появляются ведущие. (слайд 11)
В1: Электричество кругом полон им завод и дом
Везде заряды: там и тут, в любом атоме живут.
В2: А если вдруг они бегут, то тут же токи создают
Нам токи очень помогают, жизнь кардинально облегчают.
В1: Удивительно оно на благо нам обращено,
Всех проводов «величество» зовется «электричество»
За демонстративный стол проходят 2 уч-ся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Электричество» (слайд 12).
1) Наэлектризованные шарики.
2) Статическое электричество (воздушный шар потереть о волосы – притягивает листочки, электризация вещей, волос и т.д.)
Взаимодействие заряженных тел (эбонитовой и плексигласовая палочки).
Опыт с султанчиками.
Учитель: Ох и умные у нас старшеклассники.
Сразу видно, что на пятерки учатся.А зовут их (имена________________________
Давайте ребята поблагодарим наших выпускников за то, что пришли к нам и мы узнали что-то новое.
Звучат аплодисменты. Появляются загадочники
В1: А вот и мы! А вот и мы! Приготовили загадки, и жетоны припасли!
Ну, а также постарались и дипломы принесли.
В1: Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.
Загадаем вам загадки очень занимательно.
В2: Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни
царица, ни красная девица.(Молния)
В1: Привела я солнце за свое оконце, к потолку повесила, стало дома весело.
(Электрическая лампа)
В2: К дальним селам, городам Кто идет по проводам?
Светлое величество Это
… (Электричество) В1: День и ночь стоит на крыше этот чудо - постовой
Все увидит, все услышит, всем поделится со мной. (Антенна)
В2: Видать глазами, да не взять руками.(Тень)
В1: Всем поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака(Барометр)
В2: А сейчас ребята мы предлагаем вам принять участие в блицтурнире.
И вы увидите, что физику можно изучать с улыбкой.
Вопросы /их задает Физика /:
Что в физике и химии на втором и четвертом местах? (буква «И»)
Бумажный летательный аппарат …(Змей)
Ближайшая звезда… (Солнце)
Что идет не двигаясь с места (Время)
Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)
Его задача просто вертеться (Волчок)
Что есть и у фотоаппарата и у автомата? (Затвор)
Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)
9).Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)
10) Что можно приготовить но нельзя съесть. (Уроки)
11) Ученый Альберт (Эйнштейн)
12) Что такое млечный путь? (Галактика)
13) Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)
14) Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)
15) Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)
16) Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
Для всех: 17)Как может брошенное яйцо пролететь на 3 метра и не разбиться?
(нужно бросить яйцо дальше, чем на 3 метра, и тогда первые 3м оно пролетит целым)
В1:Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи, Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих Домечтаться люди смогли?
В2:Как придумать могли такое, Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою, И средь ночи день настает?
Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам…
Учитель:Кино, радио, телевидение, телеграф, телефон- без них невозможна.
Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизиться к ним нам помогает физика!
Выходят знайки
В1:А сейчас мы посмотрим как хорошо вы знаете технику.
В2:Узнаете ли вы в этих загадках вещи с которыми часто встречаетесь.
В1:В полотняной стране По реке Простыне
Плывет пароход То назад, то вперед. (Утюг)
В2: Я в Москве, он в Ленинграде. В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом, Разговариваем с ним. (Телефон)
В1: Два соседних колеса, собирают голоса.
Друг от друга тянут сами поясочки с голосами. (Магнитофон)
В2:Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)
В1: В нашей комнате одно Есть волшебное окно.
В нем летают чудо- птицы, Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет, А зимою_ сад цветет.
В том окне чудес полно. Что же это за окно? (Телевизор)
В2:Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. ( Пылесос)
В1:В белом сундучище Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища, В сундучище- холодище. (Холодильник)
Физика (девочка показывает на экран)
«Найди лишнее» (слайд 13).
1.Физические величины
Скорость, длина, вес, газ, давление, мощность.
2.Физические приборы.
Термометр, спидометр, линейка, весы, сила, барометр.
3.Физические явления.
Молния, движение, формула, нагревание, радуга, плавление.
4.Прсмотр видеоролика «19 занимательных опытов по физике в домашних условиях»
Подсчет жетонов. Награждение.
В1: Ученые великие, открыв законы новые,
Чтоб не пропасть им создали науку для людей.
В2: Нашли названье – физика и до сих пор живет она, как целое
собрание открытий и идей.
В1: Спасибо Архимеду, Копернику, Амперу, Ньютону Ломоносову,
да всех не перечесть.
В2: За то, что объяснили нам многие явления,
Большая благодарность им, почет, любовь и честь!
В1: Как много интересного мы на уроках физики
Узнали от учителя, и выучить смогли.
В2: Про силы тяготения, диффузию, конвекцию,
А сколько интересного узнаем впереди!
Физика
Почему вскипает чайник?Нагревается утюг?
А бутылка на морозе Ночью лопается вдруг?
Чтобы это все понять И пятерки получать
Надо физику любить на уроки все ходить
Заключительное слово учителя (можно зачитать высказывания великих ученых, которые располагаются в кабинете и говорят о большом значении учения в жизни человека;
Учитель Законы физики- это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.
И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика - самая древняя из всех наук о природе.
Кем бы вы не стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы.
В следующем году мы начнем вместе изучать эту удивительную, такую привычную и неожиданную, простую и необыкновенно глубокую науку – физику.
Успехов вам на этом пути!
Любят физики предмет,
Интересней его нет.
Ведь в основе мирозданья
Все физические знанья! (слайд 14).