Расширять знания о разных объектах окружающего мира; расширять кругозор учащихся.
Работать в группе, используя предоставленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации на доске, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
№ п/п | Этапы урока, (занятия) | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент Мотивация к учебной деятельности | Включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Организует обучающихся, мотивирует к учебной деятельности, контролирует их готовность к уроку. - Ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по удивительной стране. Согласны? | Приветствуют учителя . Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; Развитие мотивов деятельности; формирование личностного смысла учения |
2 | Актуализация знаний. | 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Организовать выполнение учащимися учебного действия. | Организует коллективную работу. Сядьте удобно, закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок записи «Голоса птиц»). Давайте попробуем отгадать какая это волшебная страна?. (Звучит запись птичьего пения). (СЛАЙД 1) Слышите?! Догадались. К кому в гости мы отправимся? | Представляют себе птичью страну. Отгадывают страну. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю. |
3. | Мотивация познавательной деятельности | Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала | Создаёт проблемную ситуацию, помогает зафиксировать затруднения и определить их причину. - Ребята, а вы знаете, что птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь птиц. (СЛАЙД 2) Ежегодно в нашей стране 1 апреля отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому, что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов- вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний. ( На доске можно показать хищных птиц) | Слушают, наблюдают, запоминают. . | Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
4. 5. | Изучение нового материала. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами. Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах. Реализация двигательной активности. | Закон «Об охране и использовании животных» запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. (СЛАЙД 3 ) Под охраной закона находятся многие хищные птицы. Для их защиты создаются заповедники, заказники. Необходимо всегда помнить, что птицы - друзья леса, сада и огорода! Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развесить их весной. А зимой вешать кормушки, дуплянки. Не разорять птичьи гнезда, не обижать пернатых друзей. Вот мы с вами делали кормушки и помогаем птицам зимой. (СЛАЙД 4) Как вы считаете, доброе дело мы сделали? Ребята, в этой стране много интересного. Предлагаю выполнить интересное задание. После того, как вы выполните задание, вы узнаете, кто же придёт к нам в гости. Вы готовы? (Педагог предлагает по группам выполнить задание «Птичья мозаика») А что вы знаете о голубе? О попугае? Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку. Люди, которые разводят голубей, называются голубеводами. Попугай – это ярко окрашенная птица, оперение которой состоит из сочетания самых ярких цветов (синего, красного и желтого), Попугаи живут в лесах Африки, Америки и Австралии большими стаями. Гнезда строят на ветвях деревьев или в дуплах. Короткий и сильный крючковидный клюв нужен попугаю для того, чтобы разгрызать плоды и семена растений, которыми он питается. Кроме того, попугай пользуется клювом при лазанье по ветвям деревьев. (В это время в класс вбегают двое учащихся в костюмах голубя и попугая, которые становятся помощниками на занятии ). ПОПУГАЙ. Прр…ивет, рр…ебята! ГОЛУБЬ. Здравствуйте! Какая красивая получилась мозаика! ПОПУГАЙ. Мы прр…илетели, чтобы познакомиться с вами и вместе отпрр…авиться в путешествие. Учитель: Ребята, как вы думаете. Какими должны быть настоящие путешественники? Учитель: А давайте возьмём с собой этих милых птичек? Они нам приготовили интересные задания. Да, птичья страна принимает только добрых , вежливых ребят. Думаю, что мы докажем, что мы вежливые и добрые. ГОЛУБЬ. А мы с попугаем будем вам помогать. Летим! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Учитель предлагает ребятам встать со своих мест и, имитируя полет птиц, под музыку передвигаются по классу и возвращаются на свои места.) | Высказывают предположения Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Дети составляют мозаичные изображения птиц на парте. Вывешивают на доску. Затем отгадывают, какие птицы изображены на мозаиках. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Отвечают на вопросы Смелыми. Храбрыми. Умными, отважными, добрыми. Выполняют правильные движения. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
6 | Работа по теме урока (продолжение) | Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала | ГОЛУБЬ. Ребята, а докажите, что вы добрые дети. Давайте с вами поиграем. ПОПУГАЙ. Есть у нас игра для вас: Мы прочтем стихи сейчас. Мы начнем, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте! ГОЛУБЬ. Я в любую непогоду Тороплюсь забраться в воду. Но к обеду я вернусь. Га - га - га!- гогочет… (Гусь). (СЛАЙД 5) ПОПУГАЙ. Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это? (СЛАЙД 6) ГОЛУБЬ. У белой курицы ребенок- Пушистый желтенький… (СЛАЙД7) ПОПУГАЙ. На окне дремала птица. - Галка, галка! Что Вам снится? Отвечала птица сонно: -Я не галка. Я… (СЛАЙД 8) ГОЛУБЬ. Чик- чирик! К зернышку прыг. Клюй, не робей. Кто же это? ( СЛАЙД 9) ПОПУГАЙ. На шесте - дворец, Во дворце - певец, А зовут его… (СЛАЙД 10) ГОЛУБЬ. Молодцы, ребята! Учитель: Ребята, не всегда птицам весело. Наступает осень, и многие из них спешат в теплые страны, оставляя родные края. Им не выжить в лютые морозы. Печально осенью лесам, полям, лугам. Умолкают звонкие голоса птиц, они прощаются с нами до весны. Но, к сожалению, нашим пернатым друзьям бывает грустно не только от наступления холодов. Я предлагаю прочитать небольшой рассказ Л.Н.Толстого «Чиж». И постараемся ответить на вопрос: Почему чиж на воле будет весь день петь? (Рассказ Л.Н.Толстого «Чиж» СЛАЙД 11) Учитель: Милые птички, почему вы расстроились? ГОЛУБЬ. Нам стало жалко чижика. В неволе жить тяжело, не до песен! Учитель: Ребята, почему чиж на воле будет весь день петь? ( Конечно же на воле ему будет весело: он сможет летать, видеть родственников, друзей). Конечно, это произведение о том, как тяжело птицам жить в неволе. Как ни была бы хороша Тюрьма, где птицу запирают, Но не поёт уже душа, Когда свободу потеряет. (Кошкин В.) И все- таки на свете много добрых и умных людей, которые всегда дружелюбно, с большим уважением относятся к птицам. Как вы думаете, отпустит Варя чижика на волю? | Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают : Гусь Дети отвечают : Петушок Дети (хором). Цыпленок Дети:(хором). Ворона. Дети(хором). Воробей Дети(хором). Скворец Развитие внимания , анализ услышанного. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы. Дети: Да, ведь она добрая девочка. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. |
7. | Физкультминутка | Реализация двигательной активности. | - А сейчас я предлагаю всем немножко отдохнуть и полетать с Голубем. (Учитель предлагает ребятам встать со своих мест и, имитируя полет птиц, под музыку передвигаются по классу и возвращаются на свои места.) | Выполняют правильные движения. | |
8. | Работа по теме урока (продолжение) | | Учитель: Ну, что ж, отдохнули немного. Ребята, а вы знаете, какие бывают птицы? Бывают хищники, насекомоядные, зерноядные. А кто помнит, какую пользу приносят хищные птицы? Выберите на доске картинки птиц-хищников и покажите. А бывают ещё птицы перелётные, кочующие, оседлые. А теперь давайте примем участие в викторине. Я вам буду задавать вопросы о птицах, а вы, подняв руку, будите давать ответы. Каждый получит шаблон птички. (Учитель проводит викторину) Викторина. (СЛАЙД 13) 1. Какая самая большая в мире птица? (Африканский страус). 2. Какая птица живёт в Антарктиде? (Пингвин). 3. Птица- санитар леса? (Дятел) 4. Какая птица умеет дразниться? (Попугай) 5. Кого называют царем птиц? (Орла) 6. Какая птица считается хозяином ночного леса? (Сова) 7. Клюв, какой птицы настоящий мешок? (Пеликан) 8. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин) 9. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж) 10. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин) 11. Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди) (Викторина заканчивается. За правильно угаданные ответы, дети награждаются шаблонами птиц.) Учитель: Молодцы, ребята! Каждый из вас получил по шаблону какой-то птички. Постарайтесь не порвать и не потерять их - они нам сегодня еще пригодятся. ПОПУГАЙ. Спасибо, ребята! Вы много читали, хорошо подготовились к встрече с нашими пернатыми родственниками. Ну, нам уже пора. До свидания, ребята! | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Дети отвечают: « Они уничтожают мелких грызунов- вредителей полевых культур) Выходят к доске, показывая хищных птиц. Развитие внимания , анализ услышанного. Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы. Предлагают варианты, пробуют свои силы в нахождении способов решения учебной с помощью наводящих вопросов учителя. ДЕТИ: До свидания! | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: планировать исследовательский вид деятельности. Познавательные: уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь делать предположения и обосновывать их. Личностные: уметь осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
5 | Рефлексия. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель: - А что нового сегодня вы узнали? (Идет фронтальное подведение итогов.) Но это еще не все! Посмотрите на доску. На ней два дерева: одно с зелеными листочками, а другое- голое, высохшее. Так вот, каждый из вас, во время участия в викторине, получил шаблон. Я предлагаю раскрасить свои шаблоны яркими красками. Если вам понравилось наше занятие, вам было интересно, то пусть ваши птички летят на живое зеленое дерево, а если кому-то не понравилось занятие, то его птичка может прилететь на второе деревце. (Педагог наглядно демонстрирует ход работы.) Можете приступать к работе. (После того, как все дети завершат работу, педагог подводит итоги. Если кто-то из ребят нарисовал птичку на сухом дереве, можно поинтересоваться: почему ему так захотелось). Учитель: Ну, вот, вы своих птичек «посадили» на деревья и я хочу тоже в вам присоединиться. Мне очень понравилось, как вы работали, я получила массу положительных эмоций от общения с вами, поэтому моя птичка полетит на зеленое деревце. Что же понравилось вам в птичьей стране? | Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельная работа (дети раскрашивают) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: планировать исследовательский вид деятельности. Познавательные: уметь находить и выделять необходимую ин- формацию; уметь делать предположения и обосновывать их. Личностные: уметь осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
6 | Домашнее задание. | | В конце нашего занятия предлагаю вам отнести корм в кормушки и покормить птичек. | | |
1. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя/Н.С.Дежникова; под ред. Н.С. Дежниковой.-М.: Просвещение, 2003.-с.108.
2. Сайт: stihidi.ru Птица в клетке.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах/ Худ. М.В.Душин.- Ярославль: Академия, 1998.-256с.
4. Видеозапись: BBC Motion Gallery.