Внеклассное занятие в 4 классе. "Права человека" на примере сказки А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" учитель начальных классов Супрун Ольга Васильевна
Цель: Создание условий для личностного развития учащихся через анализ сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Задачи: Дать школьникам первоначальные представления о правах и обязанностях человека. Показать роль и значение сказки в жизни человека, повысить при этом уровень их эмоциональной отзывчивости. Развивать логическое мышление, воображение и речь. Групповая форма работы с учениками позволяет развивать коллективную ответственность, чувство сопереживание, умение договариваться. Оборудование: Столы для команд, мультимедийное оборудование,
презентация мультфильм “Буратино”. Ход занятия I. Организационный момент. Звучит музыка. Старшеклассники в костюмах сказочных героев встречают детей.
Пьеро: Заходи, честной народ.
В гости сказка вас зовет.
Артемон: Двери открываются.
Сказка начинается.
Все встают в круг. Мальвина: С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
Ответы детей (Эта книжка называется Азбука, а мальчуган – Буратино) В класс входит Буратино и раздает каждому ребенку эмблемы. II. Актуализация знаний -Сегодня у нас интересный урок. А будем мы с вами не просто играть: По группам задания выполнять. - Разбейтесь на команды в соответствии с цветом эмблемы. (Ребята садятся по группам за три стола.) - Посмотрите и скажите, что нарисовано на эмблемах? (золотой ключик) Почему именно этот знак? Что делают ключиком? (Выслушиваются ответы детей). - Вас встретили персонажи сказки А. Толстого “Золотой ключик”, которые помогут узнать тайну золотого ключика и приоткроют заветную дверцу счастливого мира, который нас окружает, где каждый человек должен знать о своих правах и обязанностях. - Начинаем наше путешествие по сказке “Золотой ключик, или Приключения Буратино. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По количеству набранных баллов определяется команда победитель. Наше жюри: Пьеро и Артемон. 1 задание. Название команды. - Выберите капитана и придумайте название команде. - Объясните свой выбор. Название должно соответствовать теме урока. - Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно вместе с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют право? И появилась на свет Всеобщая декларация прав человека.[1] (Мальвина и Буратино знакомят детей с правами человека, показывая им плакаты, а содержание каждой статьи дети читают вместе, объясняя смысл непонятных слов).
Мальвина: Без Декларации прожить нам нельзя.
Поведаем вам о правах друзья.
Вспомним права, которые важны для нас. И покажем плакаты сейчас.
А вы не зевайте и права свои запоминайте.
Буратино: Ты родился и криком огласил весь мир.
Ты – личность, ты гражданин.
Статья3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Мальвина: Необразованным быть так смешно в наш 21 век.
Право забыл ты свое – на образование человек.
Статья26.Каждый человек имеет право на образование.
Буратино: Право на отдых, право на труд Всеобщая Декларация тебе дает.
Делу - время, потехе – час. Народная мудрость гласит для нас.
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг. Мальвина: Выбор профессии всегда за тобой. Кто ты будешь такой?
Выбор профессии важен вдвойне.
Он обеспечит уровень жизни тебе и твоей семье.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, справедливые условия труда. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи. Буратино: Все народы равны в правах. Помни!
В обществе тебе жить и надо с соседом дружить.
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг другу по-братски. -Итак, мы познакомились с основными правами человека. Какие права вы запомнили? (Дети называют права человека, набирая баллы для команды. Учитель вывешивает плакат с перечнем изученных прав).
Основные права человека: Право на жизнь и свободу. Право на образование. Право на труд. Право на отдых. -А еще ребята мы не назвали несколько прав, чтобы их узнать, ответьте на мои вопросы: - Что подарил Папа Карло Буратино? Какое имущество было у Буратино? (Азбука, курточка, колпачок, золотой ключик) Право владеть имуществом. - Кто силой ворвался в каморку Папы Карло, тем самым, нарушив данное право? (полицейские и Карабас-Барабас) Право на неприкосновенность жилища. - Кто мешал Буратино найти заветную дверцу? (Карабас –Барабас, Дуремар)
Право на свободное передвижение. 2 задание. Отрывок из сказки. - Каждая команда получает карточку, на которой написаны ситуации из сказки. Ваша задача правильно и быстро ответить, каким правом герои воспользовались, а какие права героев были нарушены? Карточка 1. Шарманщик Карло выстрогал из полена деревянного мальчишку Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса напали на Буратино ночью и отняли у него монеты. Карточка 2. Папа Карло купил Буратино цветную азбуку, курточку и колпачок. Карабас – Барабас заставлял кукол выступать в своем театре, бил их за любую провинность. Карточка 3. Говорящий сверчок посоветовал Буратино отправиться в школу и набраться там ума. Буратино, лиса Алиса и кот Базилио вместе пошли в страну Дураков. Физкультминутка. Буратино, поиграем?
Азбуку перелистаем,
В слове азбука 6 букв,
Упражнения для ног и рук.
(Дети показывают буквы А З Б У К А).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать. - Какое право мы сейчас использовали? (Право на отдых) Выслушиваются ответы по карточкам. 3 задание. Отрывок из мультфильма “Буратино”. -Посмотрите отрывок из мультфильма “Буратино” и ответьте на вопросы: -Кто находиться в подневольном состоянии? Какое право нарушил Карабас – Барабас? -Никто не должен подвергаться жестокому обращению. 4 задание. Документы. -Какое право отражено в этих документах? Свидетельство о рождении. Паспорт. Страховой медицинский полис. Аттестат о среднем (полном) общем образовании. Диплом о высшем образовании. Трудовая книжка. Пенсионное удостоверение. III. Обобщение. - Давайте подведем итоги. Слово жюри. Команда – победительница награждается золотым ключиком, как символ новых открытий и сладким призом. - Как понимаете смысл этих слов? Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (Выслушиваются ответы детей). -Почему дети и взрослые любят сказки? Какие открытия вы сделали для себя сегодня? - Сейчас Буратино и Мальвина приоткроют вам заветную дверцу счастливого мира, который нас окружает, где каждый человек должен знать о своих правах и обязанностях. А теперь посмотрим сказку о правах “Буратино” на новый лад (слайдовая презентация) см. Приложение.
БУРАТИНО: Много сказок есть на свете,
Вам расскажем сказку дети. МАЛЬВИНА: В этой сказке без подсказки
Мы найдем свои права
Посмотрите нашу сказку “Буратино”
БУРАТИНО: У отца был мальчик странный
Необычный деревянный.
Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. БУРАТИНО: Папа Карло мне счастья желал
И в школу меня собрал.
Каждый имеет право на образование. БУРАТИНО: Мой папа Карло меня любил
Цветную азбуку мне подарил,
Курточку и колпачок.
Каждый имеет право владеть имуществом. БУРАТИНО: Ну, а я то дурачок – о школе позабыл
И билет в театр купил и зрителей повеселил.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг. БУРАТИНО: Карабас-Барабас своих артистов в театре не любил
И за любую невинность их плеткою бил.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. БУРАТИНО: Мне Карабас-Барабас 5 монет подарил,
И строго-настрого говорил:
“В каморке своей вы живите и холст с очагом берегите”.
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. БУРАТИНО: Я еще встретил девочку с голубыми волосами и огромными глазами.
Но любит всех она учить, как правильно всем надо жить.
МАЛЬВИНА: А ты, Буратино, не ленись и усердно учись!
БУРАТИНО: Ну, вот, опять она за свое…
МАЛЬВИНА: Буратино ты знаешь, что у тебя не только права,
Но и обязанности есть?
И кто их знает, тому хвала и честь: Не опаздывать без уважительной причины. Выполнять домашние задания. Хорошо учиться. Не пропускать уроки без уважительной причины. Не врать старшим. Не обижать младших и своих сверстников. Не драться. Не молчать, если его обижают.
БУРАТИНО: На земле и под водой искал я ключик золотой
А этот ключик не обычный и он приносит счастье в жизни.
МАЛЬВИНА: Счастливым каждый может стать
Но надо главное познать… - Декларация прав человека – это свод законов, по которым нам всем следует жить. Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы. IV. Домашнее задание. Объявляется конкурс рисунков “Сказки и права”. Нарисуйте героев сказок и подпишите, о каких правах идет речь или какие права нарушены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Изд-во “Вита-Пресс”, 1996. стр. 3