Цели:- создать условия для формирования у учащихся добрых наклонностей; -сформировать потребность в совершении добрых дел; -выявить представления о добре и зле; -формировать коммуникативные качества; - развивать речь учащихся. Оборудование: компьютер, проектор, весы-разновесы, таблички со словами, детали аппликации, аудиозапись детских песен. Слайд 1 I. Организационный момент (звучит запись песни «Если добрый ты…» (из мультфильма «Прогулка кота Леопольда») Учитель: - Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости. Слайд 2 Если хмуримся с утра Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! Учитель: -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 2 . Сообщение темы классного часа. Ученик 1.(Ахмед) Достаётся недёшево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Ученик 2. (Илана) Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Ученик 3. (Салим) Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому. Ученик 4. (Ясина) В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. Ученик 5. (Рустам) И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты, Что от этой доброты Приживаются цветы, Рыбки, ёжики, птенцы?.. Учитель: -Как вы думаете, ребята, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (о доброте и добрых делах). Учитель: -А девиз нашего классного часа: давайте прочитаем вместе. Девиз: Слайд 3 Если добрым вырос ты Злыднем быть не пробуй. Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы. Учитель: - А что такое добро для вас? (ответы детей). Верно, это всё хорошее, светлое, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама… Слайд 4 Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Учитель: -Что же есть зло? (ответы детей). Слайд 5 Это нечто противоположное добру: беда, несчастье, всё плохое. Учитель: -Мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Слайд 6 Учитель: -Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство. (Звучит космическая музыка). Мы прибыли на Планету Добра. Учитель: -Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей). - К Планете Добра мы ещё вернёмся. А сейчас мы на родной планете, чтобы делать добрые дела. Ученик 6. (Фатима) Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Ученик 7. (Данял) Понять и исполнить желанье другого- Одно удовольствие, Честное слово! Ученик 8. (Ринат) На клумбе – цветок, Его листья повисли Грустит он…О чём? Угадал его мысли? Ученик 9. (Алина) Он хочет напиться, Эй, дождик, полей! И дождик струится Из лейки твоей. Ученик 10. (Ислам) А что же сестрёнка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестрёнке! Ученик 11. (Усман) И ты совершаешь Великое чудо – Пол засверкал, Засияла посуда! И ахнула мама, Вернувшись домой: -Да это, как в сказке, Волшебник ты мой! Учитель: -Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей). Учитель. Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в любую минуту прийти им на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её. Ученик 12. Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла – Тот людям вовеки Не сделает зла. Р. Сэф Слайд 4. Учитель. Ребята, в народе живёт замечательная пословица «Доброе слово и кошке приятно». -Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют «волшебные». -А какие «волшебные» слова вы используете всвоей речи? Слайд 7. Добро пожаловать! (вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.) В добрый час! (пожелание удачи, благополучия) В добрый путь! (доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь) Всего доброго! (доброе пожелание в конце встречи, телефонного разговора) Слайд 8 - Докончите предложения «вежливыми словами». Ученик 14. ( Дарина) Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! - Солнцу и птицам! -Доброе утро! - Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. Учитель: Слово «ДОБРО» является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит. Доброта лучше красоты. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым. Учитель: - Ребята, а какие пословицы о добре вы знаете? -Много добрых слов в нашей речи и пожеланиях. Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Учитель. Ребята, а только ли добрые слова нужны людям? (ответы детей) -Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как говорит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Учитель: -Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей.) Ученик 13. (Исуф) Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета. Слайд 9. Учитель. Все вы любите сказки. Одной из главных тем в русских народных сказках всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Баба - Яга, Золушка, Мальвина). Слайд 9. -Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (показываю весы-разновесы). -На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями:Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Трусость). -А что надо сделать, чтобы победить зло? Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте на другую чашу весов и по капельке положим «добро» и посмотрим , что у нас получиться. Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручей – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело. - Вспомните, вначале классного часа мы с вами представляли, какая должна быть Планета Добра. Давайте сейчас её изобразим. У вас на партах разные картинки. Сейчас каждый приклеит свою картинку на нашу Планету Добра. А потом мы часто будем смотреть на нашу Планету и вспоминать, о чём мы с вами сегодня говорили. (На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, облака, солнце, фигурки детей, цветы, фигурки птиц и зверей.Получается красивая аппликация). -Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (ответы детей). Учитель. Наш классный час подходит к концу. Что вы поняли? Что вам показалось важным? Я хочу каждому из вас подарить маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и тем, кто вас окружает. Впереди вас ждёт много славных дел, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Ученик 15. ( ) Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла – Тот людям вовеки Не сделает зла. 3. Рефлексия У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка). С помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты). Слайд 10. И скажем все вместе (спасибо) |