СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " А.А. Леонов: первый в открытом космосе" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позакомить учащихся с историей освоения космоса. Знакомство с биографией А.А.Леонова, космонавта, который первый из землян вышел за пределы космического коробля.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " А.А. Леонов: первый в открытом космосе" 3 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара».















Конспект внеурочного занятия

« А.А. Леонов: первый в открытом космосе»







Выполнила: С.В. Тищенко

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат №113 г.о. Самара

























Конспект внеурочного занятия.

Тема: « А.А. Леонов: первый в открытом космосе»

Класс: 3

Цель: Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с космонавтом А. А. Леоновым, который первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос.
Задачи:
Образовательные: формирование представления об освоении космического пространства человеком; систематизация и расширение представлений детей о том, что такое космос; расширение кругозора.
Развивающие: формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры; развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Воспитательные: воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств; воспитание чувства уважения к космонавтам и людям, влияющим на развитие космонавтики в России.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; выставка рисунков детей и иллюстрации по теме.

1.Организационный момент. Тема занятия.

Мотивация.

Современные греки приветствуют друг друга словами «Будь здоров!», арабы «Мир с тобой», индейцы « Все хорошо!». Здравствуйте! Будьте здоровы! Мир с вами! Все будет хорошо! Прежде чем начнем наше занятие, вот, что мы сделаем. Я принесла с собой мешочек куда мы будем кидать все плохие ощущения, тревогу, грусть, печаль, обиды, ссоры, боль, злость. И у нас остались только хорошие ощущения, радостное настроение, добро, улыбки (улыбнемся).

2. Вступительная часть

Когда люди смотрят на ночное небо то, они любуются им, размышляют, появляется чувство радости от небесной красоты. Люди всегда хотели понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются.

В апреле наша страна будет отмечать праздник «День космонавтики».

Какого числа? (день космонавтики - 12 апреля). Это будет 64-я годовщина полёта первого человека в космос.

Отгадайте загадки:

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведет не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд (ракета) 

- Верно, вы молодцы, отгадали все мои загадки! Так какая же у нас сегодня тема? (Космос) Верно, мы с вами сегодня отправимся исследовать открытый космос вместе с космонавтом А.А. Леоновым.

Мы с вами уже немного знакомы с этой темой. Мы все участвовали в оформлении тематического уголка Ко Дню Космонавтики. Вы узнали много нового о космосе. Рисовали рисунки. Сделали макеты ракет из бумаги и мысленно представляли себя космонавтами.

Давайте вспомним, что мы знаем о освоении космоса

Физминутка «Раз, два, три, четыре»

Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)
В космос мы лететь решили! (показываем пальцем в небо)
Чтобы в космос полететь
Нужно многое уметь.
Влево, вправо наклонись (наклоны)
И нисколько не ленись! (грозим указательным пальцем)
Руки вверх, вперёд и вниз, (движения)
Космонавтом становись!

Кто были первыми космонавтами-разведчиками?

- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.  На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась, она навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки – Белка и Стрелка Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю. 

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли.

Как вы думаете, что космонавты делают в космосе? (Изучают поведение различных растений и животных в состоянии невесомости в космосе).
А что такое невесомость? (Когда предметы не притягиваются к земле, а всё как будто плавает).
Космонавты получают различные вещества, изучают погоду на Земле, фотографируют её, следят за стихийными бедствиями (ураганами, бурями), изучают космос.
Во что одеты космонавты? (в космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.)

Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавта создана специальная одежда. Отгадайте ребус - и вы узнаете, как она называется.

А Д А С Ф Р Н К

3 7 5 1 4 8 6 2

(Скафандр.)

Учитель: Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр, который защищает его и позволяет ему дышать. Скафандр  имеет  свою  систему  подачи  воздуха. Если  к  нему подключить  автономную  систему дыхания, то  человек может  выходить в открытый космос.  Эта система находится  в ранце.  Надевают его  за  спину, как  и  ваши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов.

 В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, все что не закреплено - все летает. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается. Например, в  невесомости, когда человек спит, кровать не нужна. Уснуть можно где угодно и в любом положении: сидя, стоя, вися вниз головой. Бока не отлежишь, не онемеет рука.  

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? 

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Физкультминутка.

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск (резко подпрыгивать и руки в верх).

Летим, Летим!

В устах учёных много лет

Жила мечта заветная-

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

Мы совершим экскурсию в пространство межпланетное.

Сегодня я вам расскажу о космонавте, который первым вышел в открытый космос и пробыл там 12 минут. Он пережил очень сильный стресс, пот залил скафандр до колен, он похудел на 6 кг.

Мысленно представим, что мы как это происходило.

3. Основная часть.

1.« А.А. Леонов: первый в открытом космосе»

60 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек: командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Для выхода человека в открытый космос был создан специальный переходной шлюз. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем специальным шлангом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом.

Выход в открытый космос начался на втором витке. В это время корабль находился над Египтом. В 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов выплыл в безвоздушное пространство.

Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый шланг надежно связывал его с кораблем.

Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!».

Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Черное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещенный Солнцем. Леонов проплывал над Кавказским хребтом, над Волгой, над Иртышом, над Енисеем.

Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С.


Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, но эти минуты навсегда вписаны в историю Космонавтики!

Второй космический полет Леонов совершил 15 - 21 июля 1975 года в качестве командира космического корабля Союз-19. Во время полета была осуществлена стыковка с американским космическим кораблем Apollo. Это была первая в мире стыковка кораблей двух разных стран. Полет продолжался 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду.

О своих ощущениях в открытом космосе Алексей Леонов рассказывал: «Когда я выплыл из шлюзовой камеры в космос, в глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки. Пришлось срочно опустить светофильтр. Небо было и черное, и светлое одновременно. Бесконечность - больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу голубая Земля. Было видно, что она круглая. Гляжу вверх: надо мной медленно вращается наш корабль-громадина, как будто он больше планеты. Отрываю одну руку от поручня, другую, отплываю. Меня удерживает крепкий пятиметровый фал. Слышу в наушниках голоса наблюдающих за мной при помощи телекамер с Земли: «Смотри-ка, живой...» Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю: «В Сочи хорошая погода». «Без тебя знаем. Выполняй задание», - коротко ответили мне. Волновались, не хотели отвлекаться. Земля медленно плыла-вращалась подо мной, как большой и красивый... глобус. Я видел Новороссийск и Цемесскую бухту. Так же медленно проплыли и ушли на закруглениях горизонта огромные черные поля Кубани, серебряная лента Волги, темная зелень тайги, Обь. Мы с кораблем медленно вращались вдоль продольной оси, и Земля оказывалась то внизу, то вверху. Когда под нами поворачивался Енисей (с начала моего выхода прошло 12 минут), поступила команда возвращаться на корабль».


Какие появились у вас ощущения?

2.Задание «Космонавты».

А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь? Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?

На столе лежат карточки со словами: умным, здоровым, сильным, необщительным, добрым, находчивым, рассеянным, тренированным.  Из карточек нужно выбрать подходящие к ответу. Проверка выполнения задания.



3.Артикуляционная гимнастика

- Давайте проведем гимнастику: Космонавты обрадовались (покажите, как вы радуетесь), когда приземлились на Марс. Видят, что к ракете идут непонятные существа, удивились (покажите, как вы удивляетесь): неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты (покажите, как вы сердитесь) на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись (давайте улыбнёмся друг другу) им


4.Биография А.А. Леонова

Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 году в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Отец, Архип Алексеевич (1893-1981), работал председателем сельсовета Мать, Евдокия Минаевна была учительницей.


В 1955 году Алексей Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге, в 1957 году - Чугуевское военное авиационное училище летчиков. В 1960 году Алексея Леонова зачислили в особый отряд. Далее последовали курсы ЦПК и бесчисленные тренировки. В 1964 году конструкторское бюро под руководством Королева начало постройку нового космического корабля, позволявшего космонавтам выходить в безвоздушное пространство. Этим кораблем стал «Восход-2».

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Алексей Архипович Леонов умер 11 октября 2019 года в реанимационном отделении госпиталя имени Бурденко. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность

Именем Леонова назван кратер на обратной стороне Луны, школа № 4 в городе Гагарине Смоленской области (родина первого космонавта Ю. А. Гагарина), улицы в городах: Перми, Калининграде, Кемерово, Кременчуге. Его именем названа Каргопольская школа № 4, Международный аэропорт Кемерово переименован в честь космонавта в «Международный аэропорт Кемерово имени Алексея Архиповича Леонова. Бронзовые бюсты установлены в Москве, на Аллее Космонавтов, в Кемерове на Весенней улице и на родине космонавта в посёлке Листвянка, в Калининграде его имя увековечено на монументе «Землякам-космонавтам».

Алексей Леонов обладал всеми качествами космонавта, но еще был талантливым разносторонним человеком.

О своём полете А.Леонов написал книгу «Я выхожу в космос».

Алексей Леонов серьезно увлекается живописью.

Неоднократно его работы экспонировались на выставках и вернисажах. Алексею Леонову

первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда

огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на

короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий

старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными

карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».


Ребята нашего класса тоже участвовали в конкурсе рисунков на космоса и лучшие работы мы сейчас рассмотрим


Работа Гуськова Никиты. Работа Назмутдиновой Яны

Вот так видят Яна и Никита выход человека в открытый космос.

Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Вы запомнили, как звали первого человека в космосе?

Кто вышел первым вышел в космическое пространство?

Давайте поделимся впечатлениями:

Мне понравилось занятие, потому что…

Мне не понравилось занятие, потому что…

Сегодня на занятии я узнал/а…

Мы с вами знаем, что космонавт должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос.

Занятие окончено, всем спасибо!