«Лунная соната – идеал любви»
Цель: Через восприятие и анализ художественного образа раскрыть чувства одиночества и неразделенной любви, воплощенные в «Лунной» сонате Бетховена.
Задачи:
1. Научить воспитанников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.
3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл художественного образа, музыкального произведения.
Ход занятия.
Эмоциональный настрой.
Учащиеся входят в кабинет под песню «Вечная любовь» сл. Шарля Азнавура, муз. Жоржа Гарвареца.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, -
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было - или будет.
П.Б. Шелли
Педагог:
- О чём эта песня?
-Что хотел показать автор этой песней?
Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь.
- Что такое любовь?
- Есть ли она вообще?
- Нужна ли она, если она существует?
Рассуждение педагога и воспитанников: Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.
Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное.
Тема занятия «Лунная соната – идеал любви ».
- Какие задачи будут стоять перед нами?
- О чем мы с вами будем говорить?
- Почему музыкальный критик Стасов назвал «Лунную сонату» «памятником любви»? (Ответы воспитанников).
Говорить о Бетховене, о любви и о его сонате - произведении, которое производило и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал его "одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык".
Людвиг ван Бетховен - что мы о нем знаем? В какой стране и когда жил и творил композитор, какие его известные произведения вы слышали? (Ответы воспитанников).
Я предлагаю вам посмотреть видео «Биография Бетховена»
«Яркое пятно»
Видеофрагмент – биография
Легкая жизнь была у него, счастливое детство? (Ответы воспитанников)
Как вы думаете, почему я остановила фильм на этом фрагменте жизни композитора? (Ответы воспитанников)
Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться. Джульетта была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем. И Бетховен поддался ее очарованию. «Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, — писал он Францу Вегелеру — Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека». Но Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.
В результате личных переживаний появляется соната №14. Нам она известна как «Лунная» сам автор назвал её «Соната вроде фантазии». Что это за жанр - соната? (Ответы воспитанников)
Соната - инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырех или трех различных по темпу и характеру частей. (подвижную первую, медленную, менуэт и быстрый финал)
Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди.
Предположите, какая может быть музыка по характеру, о какой любви рассказывает нам она. Послушайте. (Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л.Бетховена)
Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка? - Как вы можете её охарактеризовать? (Ответы учащихся). Тяжело было слушать, хотелось, чтобы поскорее она закончилась. А почему музыка такая медленная? Как вы думаете, ему тяжело было?
В первой части композитор рассказал о себе самом, своих чувствах.
А что дальше во 2 части, о чем или о ком будет идти речь?
Звучит 2-ая часть Сонаты № 14
Педагог:Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её?
Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди. Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, - строгая и холодная. Какой перед нами предстаёт Джульетта в музыке композитора?
Бетховен описывает Джульетту с любовью, словно любуется своей возлюбленной. Джульетте Гвиччарди было всего 16 лет, а Бетховену- 28, и разве могла встреча таких разных людей закончиться счастливо?
Скажите, а как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории?
Звучит 3-я часть Сонаты № 14.
Какие чувства переданы в этой музыке? Как же поступает Бетховен? Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие. Бетховен борется не с самим с собой, своими чувствами. Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её. Даже посвятил ей Сонату…
Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и великодушный. Каждый ли человек мог так поступить?
Первоначальные выводы.
Конечно, Бетховен не сдался! Если бы он сдался, то 1-ю и 3-ю части он поменял бы местами. Бетховен – борец, оптимист, в 3-ей части пытается «вырвать» свою любовь из сердца, он борется. В его музыке всё, как в жизни, как у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания. Об этом можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»
Разрешение проблемной ситуации.
Послушайте, что о любви композитора рассказывает искусствовед. Сравните наши ощущения и его.
Казиник - эффект Бетховена.
Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет. (возвращение к первоначальным предположениям).
Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке (История любви", "Сентиментальный вальс " Чайковского), живописи ("Мадонна " Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи) и, конечно, литературе.
Рефлексия.
Прочитайте литературные произведения, которые видите у себя на листочках. Выберите то стихотворение, которое на ваш взгляд, можно соотнести с произведением Бетховена, объясните свой выбор.
А. С. Пушкина «Ночь»
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит, мои стихи, сливаясь и журча.
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою,
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг…люблю… твоя…твоя.
Как только меня моя жизнь не учила….
Как только меня моя жизнь не учила!
Последний профан научиться бы смог.
Но тянет меня к ней какая - то сила
И снова планета плывет из - под ног.
И снова весна.
Распускаются листья.
А старые подле гниют.
Ну и пусть
О чем мне жалеть?
Я так сладко ошибся,
Что если смогу-
То ещё ошибусь.
(О.Мартыненко)
С.Есенин. Я положил к твоей постели
Я положил к твоей постели
Полузавядшие цветы,
И с лепестками помертвели
Мои усталые мечты.
Я зашептал моим левкоям
Об угасающей любви,
И ты к оплаканным покоям
Меня уж больше не зови.
Ты говорил, что пройдет
Ты говорил, что пройдет,
Но не проходит.
Я не могу понять, что происходит.
Тебя увижу…
Боль меня пронзает.
А нет тебя - скучаю, не хватает.
Как разлюбить
Того, кого ты любишь?
Не понимаешь, как ты меня губишь!
Зачем надежды
Смелые давал?
Чего хотел? На что же намекал?
Не видишь ты.
Что таю на глазах.
Я слишком поздно ощутила страх.
А.С.Пушкин Я вас любил: любовь ещё, быть может….
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она
Вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно.
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?
Что вам особенно понравилось на уроке?
Хотели бы вы ещё раз послушать музыку Бетховена?