СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Мазурка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Мазурка"»

Внеклассное занятие «МАЗУРКА» -

весёлый польский танец,

В мундирах офицеры ведут прекрасных дам.

Там в зале гром оркестра,

нарядов блеск и глянец,

И юные панянки кружатся в вихре там...»

Танец этот родом из Польши.

Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер.

Этот народный танец горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. Исполняют его парами.

Откуда этот гордый танец? Откуда эти гордые движения - решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру? Этот гордый танец родом из Польши.

Эти решительные движения с вызовом, с бравым ударом каблука - от мазуров, древнего славянского племени, населяющего Польшу. В их честь танец был назван МАЗУРКОЙ и вскоре стал самым распространенным национальным танцем.

Крестьяне Мазовии танцевали этот стремительный и динамичный танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам всей Европы. Движения шляхетской мазурки более сдержанны и плавны, им присуща аристократическая позировка, нет подчеркнуто прыгающих шагов.

МАЗУРКА – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами. Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордится этим, как завоеванием, а соперникам своим представляет любоваться ею, прежде чем привлечь ее к себе в этом кратком вихревом объятии: на его лицевыражение гордости победителя, краска тщеславия на лице у той, чья красота завоевала ему триумф. Движения кавалера становятся решительными, точно бросают вызов; на минуту он покидает свою даму, будто обезумев от радости, и вслед за тем в страстном нетерпении вновь соединяется с нею. Многочисленные замысловатые фигуры разнообразят этот триумфальный бег.

Иногда выступают одновременно две пары: немного спустя, кавалеры меняют дам; подлетает третий танцор и, хлопая в ладоши, одну из них похищает у её партнера, как бы безумно увлечённый её неотразимой красотой и обаянием её несравненной грации. Когда такая настойчивость высказывается по отношению к одной из цариц праздника, самые блестящие молодые люди наперебой домогаются чести предложить ей руку.

Дама должна уметь легко лететь по залу, уметь схватывать движения и переходы, предлагаемые кавалером. Мазурка требует большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры.

Исполнителям танца предоставлялась большая свобода: не смотря на строго установленные фигуры и движения, каждый мог варьировать их по собственному желанию.

Как было отмечено в одном из танцевальных учебников XIX века, «главное очарование этого оригинального танца и вся его притягательная сила заключается в той сравнительной личной свободе, с которой каждый может, по своему усмотрению, сочинять комбинации, какие ему заблагорассудятся, — лишь бы не выйти из такта и не мешать другим» (А. Цорн „Грамматика В конце XVIII века МАЗУРКА получает распространение как бальный танец во многих странах Европы. Мазурка того времени —это сплав нескольких танцев, возникших и сложившихся в разных районах Польши. В основном в ней обобщаются черты мазура (mazur, от назв. жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец) и двух танцев изобласти Куявия:

ОБЕРЕКА и КУЯВЯКА.



МАЗУР отличался от других польских крестьянских танцев прихотливостью ритмики, перемещением на разные доли такта (на 2-ю или 3-ю) резких акцентов. Его музыка имеет задорный, весёлый характер. В этом зажигательном и темпераметанцевального искусства и хореографии", Одесса, 1890 г.). нтном «танце порывистых движений», сопровождающемся игрой на волынке, господствовала импровизационность и творческая изобретательность первой пары.



Фигуры народного мазура были очень разнообразны. Здесь мы встречаемся со спокойным положением танцующих, прыжками, плавными скользящими шагами, легкими пристукиваниями, ритмичным и мягким бегом, «голубцами», «высеканием искр шпорами», изящным узором движений рук.



КУЯВЯК отличается относительно умеренным темпом, плавной мелодикой и менее резкими акцентами. Характерной формой для него является период из двух фраз, причем акценты во 2-й фразе приходятся на те же места, что и в 1-й (обычно на ту или иную часть 4-го такта).

Из цикла польских народных танцев самым весёлым, занимательным, несомненно, является ОБЕРЕК.

ОБЕРЕК — парный танец в быстром темпе и размере 3/8 или 3/4, с акцентом обычно на 3-й доле каждого 2-го такта (как правило, являлся частью куявяка). Также как и куявяк, этот танец более плавный и по ритму и по мелодическому рисунку, наделен лирическими чертами. Этим он приближается к вальсу, но отличен от него более оживленным темпом.



Нарядные одежды дам, национальный польский или военный косюм кавалера придают мазурке особую пышность и красоту. Кавалер во время танца очень ловко то надевает, то снимает конфедератку и прищёлкивает шпорами в конце наиболее эффектных движений.





Хотя МАЗУРКА имела строго установленные фигуры и движения, каждый мог их варьировать. Исполнителям предоставлялась большая свобода — особенно кавалеру. Как и в котильоне, танцующие располагались широким кругом или полукругом. Число пар, как и танцевальных фигур, было неограниченным.

Из кавалеров, хорошо знающих па мазурки, выбирался распорядитель. Он устанавливал порядок фигур. Ему должны были подчиняться все танцующие. Количество фигур не было очень большим, чтобы не утомить исполнителей и гостей. Каждый кавалер заранее приглашал даму.

О начале танца оркестр оповещал особым сигналом и затем проигрывал восемь или шестнадцать тактов мазурки.

Сам танец начинался променадом — движением танцующих по кругу зала. Исполнители как бы показывали себя гостям: грациозно двигались дамы, гордо, с военной выправкой шли рядом.

После окончания мазурки кавалер становится перед дамой на колено, целует подол её платья, благодарит за честь и доставленное удовольствие...



В XIX веке мазурка выходит далеко за пределы своей родины, становясь одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Правда, она мало доступна широкому кругу любителей, так как требует специального обучения, большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры.