СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Мы играем и познаем сольфеджио"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Мы играем и познаем сольфеджио"»

Внеклассное занятие « Мы играем и познаем сольфеджио»

Задачи:

- формирование понятийного начала в единстве с творческим;

- укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной

практики;

- формирование музыкально – слуховых представлений;

- воспитание и развитие музыкального слуха;

- формирование навыков владения элементами музыкального

языка;

- развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

- формирование навыков импровизации и ансамблевого

музицирования;

- развитие музыкального мышления;

- совершенствование гармонического слуха;

- воспитание раскованности, уверенности в себе;

- воспитание чувства формы;

- воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация



Ход занятия



  1. Организационный момент

  2. :1) приветствие;

  3. 2) эмоциональный

настрой;

3) информация о теме, цели и задачах урока.

Педагог: Сегодня уна занятие сольфеджио необычный. Главный персонаж

нашего узанятие- интервал. Еще в подготовительном классе мы,

ребята, познакомились с вами с музыкальной страной

«Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров,

живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только

слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело

использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее

важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с

гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом,

а также является частью таких выразительных средств в музыке как

мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать

взаимоотношения интервала в содружестве с различными

понятиями на примере творческих заданий.

Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.

Исполняются: «Песенка об интервалах» [5] и Песенки –

попевки [7].

Педагог: Предлагаю воспользоваться образными характеристиками

интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и

как звучат?

Воспитанники: предлагают разные варианты сравнительных

характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и

мелодическом виде вверх или вниз.

- Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и

суровая»;

- квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как

из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в

нижнем регистре);

- октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом»,

«хорошо ладят»;

- терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску

(малая – «зов кукушки»);

- секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом»,

«злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились»,

«скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида,

печаль»;

- септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны»,

«терпкая, грубоострая»;

- секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту»,

«королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет

ладовую окраску;

- тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики,

отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность»,

«таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч»,

«зубастые псы».

Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы

от любого звука.

Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную

фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один

из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз.

В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием

справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом

звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно

образные характеристики так разноплановы.

Педагог: Для успешного усвоения темы «Консонанс и

диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о

церковном музыканте . Вот она:

Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант.

Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал,

чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды

приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди

забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их

уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не

волновало их.

Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному

хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди

забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех

счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось

забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не

только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и

радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под

сводами церкви, потому что составляли ее только чистые

интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в

режиме «орган»).

Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел,

чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости.

Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он

не волнуется, не тревожится и не любит».

Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились

счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку,

такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и

мысли о Боге, и любовь.

«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.

Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие,

виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя

в роли церковного музыканта.

Исполнение двухголосных миниатюр учениками.

Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные

звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.

Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».

Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре

на фортепиано различных упражнений для создания неких

звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными

заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными

консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного

выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-

первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда

появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое

главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное

движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих»

интервалах действуют два основных закона - квадраты и

повторения.

Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и

дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).

Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные

существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть

становиться вверх ногами. Такой переворот называется

обращением.

Исполнение песни «Обращение интервалов» [5].

. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять

«Гороскоп» [9]. Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому

созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия

близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если

между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны.

Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу,

наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не

бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В

волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям

жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии

можно использовать любой ритм, размер.

Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в

обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться

разнообразием регистров и ритмов?

Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп».

Предварительно учениками показаны возможные варианты

использования конкретных интервалов.

Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к

примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не

играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она

как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими

и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить

волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и



Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И.

«Пиковая дама».

Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на

этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем.

Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали,

постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на

«колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом

регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais…

Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству».

Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди

всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном

виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит

немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой

рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу

и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы?

Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив

к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато,

варьируя мелодию, получились следующие зарисовки –

миниатюры.

Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова

Валерия, Лобода Софья).

Анализ на слух интервалов с аудионосителя

(«Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно

ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.

Педагог: Интересной формой развития творческих навыков

на уроках сольфеджио является досочинение. Дети охотно

импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое),

особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не

заканчивается банальным статическим завершением. Интересным

поводом для творческого задания явилась одна история, которая

называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска

Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с

какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме

никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть

как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался,

посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок,

песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная.

Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже

сразу его запомнил.



Воронята – у ворон,

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макоронята…



Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были

оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял

этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка

начинается так: (исполнение педагогом). На этом запись

обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.

Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).

И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до

завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта

четыре, не больше.

А вот и колыбельная (исполняется педагогом).

Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму

пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный

текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не

красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти

необычное решение дома», - решили всем классом. Особо

заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание

(с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и

даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило

целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка,



который выработался в течение не одного урока, являясь

следствием систематической творческой работы.

Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и

колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими

общего стиля неизвестного автора.

. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе.

Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная,

убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только

функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в

виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является

нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по

звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и

осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре,

и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и

от технических возможностей ученика, навыков музицирования.

Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует

сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это

колдовские заклинания! [10].

Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких

негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).

Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в

игру «Я знаю». Правила игры: строим на классной доске, в

тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз

(уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:

1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.

2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.

3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.

4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.

5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.

Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в

том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал

(например, только чистые квинты), причем каждый следующий

Воспитанник строит его от того звука (вверх или вниз), на котором

закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся

устно.

Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с

музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в

гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать

исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу

соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы,

ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук,

квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.

Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам

запомнился Интервал?





Данное занятие к сольфеджио является следствием многолетнего

опыта работы преподавателя, но не является примером для

подражания. Каждому преподавателю свойственен свой

индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут

быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был

захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и

слышимого конечного результата, без эмоционального отклика

слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя,

творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых

«плодов».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!