Внеклассное занятие « Мы играем и познаем сольфеджио»
Задачи:
- формирование понятийного начала в единстве с творческим;
- укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной
практики;
- формирование музыкально – слуховых представлений;
- воспитание и развитие музыкального слуха;
- формирование навыков владения элементами музыкального
языка;
- развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;
- формирование навыков импровизации и ансамблевого
музицирования;
- развитие музыкального мышления;
- совершенствование гармонического слуха;
- воспитание раскованности, уверенности в себе;
- воспитание чувства формы;
- воспитание потребности творческой деятельности.
Тип урока: урок закрепления
Жанр урока: творческая лаборатория
Вид урока: урок - презентация
Ход занятия
Организационный момент
:1) приветствие;
2) эмоциональный
настрой;
3) информация о теме, цели и задачах урока.
Педагог: Сегодня уна занятие сольфеджио необычный. Главный персонаж
нашего узанятие- интервал. Еще в подготовительном классе мы,
ребята, познакомились с вами с музыкальной страной
«Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров,
живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только
слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело
использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее
важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с
гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом,
а также является частью таких выразительных средств в музыке как
мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать
взаимоотношения интервала в содружестве с различными
понятиями на примере творческих заданий.
Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.
Исполняются: «Песенка об интервалах» [5] и Песенки –
попевки [7].
Педагог: Предлагаю воспользоваться образными характеристиками
интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и
как звучат?
Воспитанники: предлагают разные варианты сравнительных
характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и
мелодическом виде вверх или вниз.
- Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и
суровая»;
- квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как
из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в
нижнем регистре);
- октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом»,
«хорошо ладят»;
- терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску
(малая – «зов кукушки»);
- секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом»,
«злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились»,
«скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида,
печаль»;
- септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны»,
«терпкая, грубоострая»;
- секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту»,
«королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет
ладовую окраску;
- тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики,
отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность»,
«таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч»,
«зубастые псы».
Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы
от любого звука.
Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную
фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один
из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз.
В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием
справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом
звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно
образные характеристики так разноплановы.
Педагог: Для успешного усвоения темы «Консонанс и
диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о
церковном музыканте . Вот она:
Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант.
Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал,
чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды
приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди
забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их
уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не
волновало их.
Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному
хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди
забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех
счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось
забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не
только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и
радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под
сводами церкви, потому что составляли ее только чистые
интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в
режиме «орган»).
Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел,
чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости.
Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он
не волнуется, не тревожится и не любит».
Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились
счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку,
такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и
мысли о Боге, и любовь.
«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.
Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие,
виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя
в роли церковного музыканта.
Исполнение двухголосных миниатюр учениками.
Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные
звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.
Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».
Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре
на фортепиано различных упражнений для создания неких
звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными
заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными
консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного
выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-
первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда
появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое
главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное
движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих»
интервалах действуют два основных закона - квадраты и
повторения.
Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и
дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).
Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные
существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть
становиться вверх ногами. Такой переворот называется
обращением.
Исполнение песни «Обращение интервалов» [5].
. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять
«Гороскоп» [9]. Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому
созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия
близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если
между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны.
Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу,
наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не
бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В
волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям
жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии
можно использовать любой ритм, размер.
Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в
обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться
разнообразием регистров и ритмов?
Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп».
Предварительно учениками показаны возможные варианты
использования конкретных интервалов.
Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к
примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не
играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она
как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими
и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить
волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и
Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И.
«Пиковая дама».
Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на
этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем.
Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали,
постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на
«колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом
регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais…
Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству».
Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди
всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном
виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит
немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой
рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу
и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы?
Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив
к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато,
варьируя мелодию, получились следующие зарисовки –
миниатюры.
Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова
Валерия, Лобода Софья).
Анализ на слух интервалов с аудионосителя
(«Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно
ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.
Педагог: Интересной формой развития творческих навыков
на уроках сольфеджио является досочинение. Дети охотно
импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое),
особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не
заканчивается банальным статическим завершением. Интересным
поводом для творческого задания явилась одна история, которая
называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска
Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с
какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме
никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть
как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался,
посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок,
песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная.
Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже
сразу его запомнил.
Воронята – у ворон,
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макоронята…
Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были
оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял
этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка
начинается так: (исполнение педагогом). На этом запись
обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.
Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).
И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до
завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта
четыре, не больше.
А вот и колыбельная (исполняется педагогом).
Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму
пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный
текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не
красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти
необычное решение дома», - решили всем классом. Особо
заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание
(с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и
даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило
целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка,
который выработался в течение не одного урока, являясь
следствием систематической творческой работы.
Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и
колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими
общего стиля неизвестного автора.
. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе.
Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная,
убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только
функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в
виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является
нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по
звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и
осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре,
и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и
от технических возможностей ученика, навыков музицирования.
Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует
сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это
колдовские заклинания! [10].
Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких
негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).
Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в
игру «Я знаю». Правила игры: строим на классной доске, в
тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз
(уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:
1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.
2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.
3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.
4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.
5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.
Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в
том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал
(например, только чистые квинты), причем каждый следующий
Воспитанник строит его от того звука (вверх или вниз), на котором
закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся
устно.
Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с
музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в
гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать
исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу
соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы,
ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук,
квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.
Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам
запомнился Интервал?
Данное занятие к сольфеджио является следствием многолетнего
опыта работы преподавателя, но не является примером для
подражания. Каждому преподавателю свойственен свой
индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут
быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был
захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и
слышимого конечного результата, без эмоционального отклика
слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя,
творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых
«плодов».