СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие о русском фольклоре «Колыбельная песня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассной занятие о русском фольклоре

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие о русском фольклоре «Колыбельная песня»»

Внеклассное занятие о русском фольклоре

«Колыбельная песня»

  • Скажите, славные мои ученики, кто из вас вполне серьезно верит в чудеса? (Ответы детей.)
    Значит, я не ошиблась в вас. Не все потеряно, если вы умеете замечать необыкновенное в жизни, любите шутить, смеяться, удивляться и радоваться. Итак, если вы верите в чудеса, то поймете, что вот эта книга — настоящее чудо. (Показы­ваю детям книгу «Жизнь человека в русском фольклор) Названий у нее три. И все золо­тыми буквами напечатаны. Вот первое. Прочти его, дети.

  • «Мудрость народная». '

  • Мудрость народная. «Народная» — Понятной слово. А «мудрость» — что это за слово такое? Мудрый человек — кто он: взрослый, ребенок, ста­рик? (Ответы детей). Не будем долго гадать. Обратимся к нашему надежному другу —Словарю» Ожегова.

Прикрепляю к доске заранее красиво оформлен­ные, написанные на полосе бумаги слова — «Муд­рость народная».

  • Второе название книги напечатано помельче, но тоже золотой линией подчеркнуто. Читай, дальше.

  • «Жизнь человека в русском фольклоре».

  • А здесь какое слово объяснения требует?

  • «Фольклор». (Смотрим словарь Ожегова.)

  • Итак, в этой книге описана жизнь человека в произведениях устного народного творчества. А какие из видов (жанров) народного творчества вам знакомы, мы сейчас узнаем. Предлагаю детям игру:

  • — Я начинаю песенку, а вы, кто помнит, подхватывайте. (Пою).

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — прост оквашкою,

Третий скажет — молочком

И румяным пирожком.

  • Какую песенку мы так ласково, нежно спели? (Колыбельную.) Правильно. Один из видов устного народного творчества — колыбельная песня. Продолжаем игру. Я говорю вместо мамы — вы отвечаете за Дунюшку. В классе тишина, Дунюшка еще не проснулась.

  • Вставай, Дунюшка, уже день занимается.

  • Пусть занимается.

  • Вставай, Дунюшка, уже солнышко восходит.

  • Пусть восходит.

  • Вставай, Дунюшка, каша готова.

  • А я уже, матушка, за столом сижу.

Это была прибаутка, небылица в лицах. Продолжаем вспоминать забытое.

Летела сова —

Веселая голова,

Она летела, летела,

На дубок села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять полетела. (2 р а з а.)

- А что это мы так интересно разыграли? (Ответы детей). Была сказка без конца и без начала. Ну, а теперь попросим по-доброму.

Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей.

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть,

В лес пойдут грибы искать...

Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей.

  • С помощью чего мы обратились к жаркому светиле нашему?

  • С помощью заклички.

  • А теперь подхватываем:

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала сова соседке синице:

Стать самой красивой сорока стремится.

  • А это была чистоговорка. Вы много знаете их, на каждом из уроков по букварю работали с ними.

  • Вернемся к разговору о книге. Второе название книги — «Жизнь человека в русском фольклоре». Означает это, что жизнь человека отражается в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках (вы их мастера отгадывать), сказках, закличках, скороговорках. Надеюсь, теперь это название понятнее стало? (Ответы детей.)

Есть у книги и третье название — подзаголовок — «Младенчество, детство». «Детство» — понятно, от слова «дети», а «младенчество»? (Ответы детей.) Правильно, младенец — недавно появив­шееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь — в руках матери. Поверьте, нет ничего прекраснее на свете моло­дой матери с младенцем.

Рассмотрим репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля. Дети молча, восхищенно рассматривают.

  • Созданы эти картины величайшими живо­писцами древности. По-другому, наверное, выгля­дела молодая русская мать. Но, бесспорно, она была так же прекрасна. Удивительна даже вот эта «Кормилка», дымковская игрушка, прославляющая материнство. (рассматриваем рисунок.)

  • Итак, наша книга рассказывает о жизни младенца, человеческого дитя с помощью различ­ных жанров русского устного народного творче­ства. И тему предстоящего разговора подсказала эта книга, вернее, один из ее разделов — «Ко­лыбельные песни».

  • Стоит ли специально говорить о колыбель­ной песне? Думаю, стоит, потому что вас навер­няка заинтересуют следующие вопросы:

Почему песни называются колыбельными?

Почему ребенок быстрее успокаивается, крепче засыпает под колыбельную песню?

Почему в гости к малышу с колыбельными песнями часто приходят Сон, Дрема, Котик-котован, Гули-гуленьки?

Много ли колыбельных песен существует?

Все ли колыбельные песни народные?

— Итак, тема нашего занятия — «Колыбельные песни». Песни обычно поются. Многие из них будем рассказывать напевно, чтобы вдуматься, вслушаться в их содержание. Вот одна из них (Читает наизусть ученица.)

Спи-тко, усни,

Дитя материно.

Спи-тко, ты дитятко,

С богом, со Христом.

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам.

Куницы спят все по норочкам,

Соболи спят, где им вздумается.

Маленькие детки

В колыбелочках спят.

Эти песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем.

Вопрос первый. А что такое колыбель?

  • Колыбель — это люлька или зыбка. Зыбка - ящик, сделанный из луба и имеющий дно из
    тонких дощечек. Люлька — квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление. (Показываю люльку экспонат школьного музея «Поиск».)

  • Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется очеп. На нем ка­чается вверх и вниз зыбка или люлька.

В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же поду­шечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух. Теперь ясно, почему песню, под которую засыпает младенец, колыбель­ной называют? (Ответы детей.)

Второй вопрос. Почему ребенок успокаивается под колыбельную песню, а не под какую-нибудь иную, например, плясовую? Ваша версия.

Ответы были разнообразные. Один мальчик объяснил, что колыбельная — ниточка любви, свя­зывающая мать и дитя.

— Обобщаем сказанное: дети засыпают, ибо колыбельная исполняется нежно, негромко. Ее мо­тив однообразный, но добрый, успокаивающий,
убаюкивающий.

Вопрос третий. Много ли колыбельных песен бытует, живет в народе?

Дети отвечали по-разному: «Сколько матерей, столько и песен». «Песен колыбельных не очень много, ибо они передавались от бабушки к ма­тери, от матери к внучке».

  • Да, верно, колыбельных песен не очень много. Лет сто пятьдесят назад их собирали уче­ные-фольклористы, знатоки народного творчества.

  • «Сон ходит по сенюшкам и дрема по новыим...» Кто такие сон и дрема? По мнению ста­рых людей, сон и дрема — невидимые, могуще­ственные существа, обитавшие где-то рядом с людьми. Матери верили, что именно сон и дрема,
    вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку. А почему в гости к малышам вместе с колы­бельными песнями приходит кот-котован? Поче­му он — частый персонаж колыбельных песенок? (Ответы детей.)

Правильно, кот-котишка-плутишка днем любит спать, спит — песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. Вспомните, как в сказке П. Бажова «Серебряное копытце» кошка звонко мурлыкала и приговаривала: «Правильно говоришь, пра­вильно...» В прапрадедовские времена прежде, чем положить малышку в колыбель, клали в нее ко­шечку или котика, чтобы они могли передать свою привычку — мирно спать — младенцу. Обряд за­были, а котик остался самым любимым персо­нажем колыбельных песенок.

Послушаем еще одну колыбельную:

Зыбка поскрипывает,

Котенька мурлыкает,

Тихо песенки поет,

Дрему к Васеньке зовет.

Дрема к Васеньке идет,

Под головку сон кладет.

- По-моему, не бывает матери, не исполнив­шей ни одной колыбельной песни. Если мать очень молода, неопытна, не знает ни одной колыбельной, она сама создает их — придумывает и слова, и мелодию. Вот самые простые песенки:

  • А-а-а-а,

  • О-о-о-о, г

  • О-бай, о-бай,

  • Баю-бай, баю-бай.
    Или чуть посложнее:

Баю-баюшки-баю,

Баю, доченьку мою,

Баю милую,

Баю крошечку мою,

Баю маленькую...

  • Вот как много интересного вы сегодня узна­ли о русском народном творчестве, об одном из его жанров — колыбельной, материнской песне. Может быть, кто-то из вас попытается убаюкать куклу, исполнить колыбельную своей бабушки или
    матери? (Две-три ученицы исполняют песни напевают).

  • А как вы считаете, колыбельная песня, ко­торая исполняется в передаче «Спокойной ночи, малыши» — тоже народная песня или имеет своего
    автора? (Ответы детей.) Правильно. Слова песни написаны Э.Петровой, музыка композитора А. Острового.

  • — А сейчас я прочту вам восемь удивительных строчек:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю...

Строчки эти из стихотворения замечательного русского поэта Михаила Лермонтова. Оно написа­но им под впечатлением колыбельной народной казачьей песни.

— В начале урока эту совсем не детскую книгу с тремя названиями я назвала чудом. Наверно, вы поняли, почему. Эта книга помогла нам про­ вести необычный разговор о народном творчестве, о творчестве уникальном, преимущественно мате­ринском. Истоки его лежат в глубокой древности.

А чтобы все, о чем вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, каждому из вас я дарю неболь­шую самодельную книжечку. В ней вы прочтете народные колыбельные песни, которые пели в ста­рину (да и сейчас кое-где поют).