СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по изобразительному искусству и технологии в 1 классе "Пряничная страна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по изобразительному искусству и технологии в 1 классе "Пряничная страна"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по изобразительному искусству и технологии в 1 классе "Пряничная страна"»



Конспект занятия «Пряничная страна»

Подготовила учитель начальных классов: Макова Т.В.

Цель. 

1. Знакомство  детей с историей русского пряника.

2. Роспись пряников под руководством кондитеров Завьяловой В.В. и Шелопаевой А.А.

Задачи:

Образовательные.

  • Познакомить детей с  историей возникновения русского пряника.

  • Расширять знания о разнообразии пряничных изделий и способах их приготовления.

  • Познакомить детей с видами и изготовлением русского пряника;

  • Научить расписывать пряники, используя традиционные орнаменты (спирали, точки, волнистые линии и т.д.);

  • Расширять словарный запас детей;

Развивающие.

  • Развивать эстетический вкус, худ. способности.

  • Совершенствовать умение украшать силуэт пряника, используя элементы росписи: линии, точки.

  • Развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, активность, мелкую моторику рук;

  • Развивать способность самостоятельно выбирать способы украшения.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к изготовлению изделий из теста.

  • Продолжать воспитывать положительное отношение к труду, дружеское отношение детей друг к другу в процессе совместного труда.

  • Воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству, желание сделать что то, что доставляло бы радость.

продуктивная деятельность детей.


Материалы и оборудование: коробочки с пряниками, присыпка, салфетки, сахарная глазурь, аудиозаписи с песнями, презентация «Пряничная страна»

Ход занятия:


1. Ребята, сегодня мы с вами посетим музей, а для того, чтобы узнать какой, вам надо отгадать загадку.

Загадка.

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники).


«На Руси считался хорошим подарком – пряник. Пряники дарили на любое торжество. Пряник появился на Руси очень давно. Только раньше его не называли "пряник". Он звался "медовый хлеб" Почему, как вы думаете? – (ответы детей).

После этого пряники до того полюбились на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали как торт, изображениями деревьев, цветов, птиц, разными надписями.

В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей.

Рассматривание иллюстраций.


2.А вы, ребята, пробовали пряники? Почему пряник назвали пряником? Почему это лакомство?

Пряники делали из мёда, ржаной муки и ягодного сока. Да, именно добавление мёда отличает пряник от другой выпечки. А почему же он стал называться "пряником"? Потому что в него стали добавлять пряности.

Древние люди обнаружили на земле удивительные травы, коренья, пахучие семена и назвали их пряности. Это гвоздика, корица, имбирь, душистый перец, мята.

Пряности - это такие ароматные вещества, некоторых южных растений, которые растут в жарких странах.

- Имбирь (Пряный, терпковатый и горьковатый)

-Корица (Теплый, пряный, сухой, жгучий, резкий )

-Гвоздика (Сладкий, сильный, острый, сладкий и одновременно горький и вяжущий).

- А вот трава мята. Она очень полезна, убивает микробы, вкус освежающий. Все эти растения измельчают, сушат, добавляют в тесто.

Были медовики, а добавили пряности, стали пряники.


3. Пряники сейчас можно купить в любом магазине. А раньше их пекли сами, в каждой семье.

Пряники были вкусные, ароматные, с разными начинками, разнообразной формы: круглые, квадратные, в виде сердечка и т.д. Когда пекли пряники, аромат стоял по всей округе. Давайте познакомимся с тем, какие готовили пряники.

Мастера готовили их по – разному: печатали  с  резных  досок, вырезали  с  помощью  специальных  форм, лепили, как  игрушки.


Лепные пряники - самые древние пряники. Их просто лепили из медового теста в форме животных и птиц так же, как мы лепим из пластилина.

Еще лепили объёмные и плоские фигурки, добавляя сжённый сахар и они получались тёмные, в народе назывались такие пряники- "козули". Такие пряники лепили в Архангельске. Их так и называют Архангельские козули.

В старину говорили: "Без "козули" и праздник не праздник".


- Печатные Да, эти пряники изготовить было уже труднее. Нужно было специальное приспособление. Печатные пряники изготавливались с помощью специальных пряничных досок. Их делали из дерева. На них вырезали узоры или слова и отпечатывали их на тесте. А когда пряники были готовы и выпечены, их покрывали сахарной глазурью.

- Вырезные.

Их изготавливали так: раскатывали тесто, а потом специальными металлическими формами вырезали фигурки. Вы, наверное, так же с мамами дома печенье делаете? Вот печатные пряники полностью покрывали глазурью, а на вырезных пряниках глазурью рисовали.

Рассматривание пряников.


4. Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми  и шустрыми. А пряники в форме сердечек дарили тем, кого любили.

Рассматривание иллюстраций расписных пряников.


5. Совсем скоро Новый год и Рождество, а -это время сказок и чудес.

А, вы хотите свою сказку сотворить? Сегодня вы будете раскрашивать пряники. Наши пряники будут разные, и каждый на прянике попробует нарисовать свой узор.


6. Практическая часть. Кондитеры объясняют, какие бывают узоры и как правильно расписывать пряники.

Рассматривание раскрашенных пряников.












АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ

18 декабря в 1 классе проведено внеклассное занятие по изобразительному искусству и технологии «Пряничная страна», посвящённый Международному дню пряника. Ребята познакомились с историей возникновения пряников на Руси, способах изготовления и разнообразии пряничной продукции. Дети узнали, почему пряники назывались печатные, как изготавливались известные пряники. Рассматривали иллюстрации различных пряников, познакомились с элементами росписи для вкусного лакомства.

В практической части мероприятия был проведён мастер-класс по росписи новогодних пряников с элементами художественной росписи кондитерами, приглашёнными на это мероприятие.