СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по русскому языку. Игра-путешествие «В мире слов и словарей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский конкурс «Словарный урок». Внеклассное занятие по русскому языку. Игра-путешествие «В мире слов и словарей»

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку. Игра-путешествие «В мире слов и словарей»»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»






Внеклассное занятие по русскому языку

игра-путешествие «В мире слов и словарей»









Пономарева Елена Викторовна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11, учитель русского языка и литературы






п. Горняцкий, 2021 год






Пояснительная записка

Тема внеурочного мероприятия: «В мире слов и словарей»

Целевая аудитория внеурочного мероприятия: учащиеся 6 класса,12 лет Роль и место внеурочного мероприятия: игра проводится после изучения раздела «Лексика. Фразеология. Культура речи»

Цель: cоздать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме «В мире слов и словарей».

Задачи:

Личностные УУД:

- способствовать включению учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

- способствовать осознанию ответственности ученика за общее благополучие команды;

- способствовать воспитанию бережного отношения к языку, слову.

Метапредметные УУД:

Регулятивных УУД:

- принимать и сохранять заданную учебную цель;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; действовать по заданному плану;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно принимать оценку взрослого;

- контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия со взрослыми и сверстниками .

Коммуникативных УУД:

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

- учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и слышать собеседника.

Познавательных УУД:

-осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;

-строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

-осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из словарей как источников информации).

Предметные УУД:

-способствовать формированию картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях;

-способствовать формированию умения работы с различными словарями и использования приобретённых знаний в практической деятельности;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти;

произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Планируемые результаты:

- научиться работать со словарями, находить в них необходимую информацию;

-сформировать бережное отношение к слову;

-эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Форма проведения: игра-путешествие

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

- технология развивающего обучения;

-технология поэтапного формирования умственных действий;

-технология коллективного взаимодействия;

-технология полного усвоения;

-создание проблемной ситуации

Ресурсы:

Словари:

1. « Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.

2. «Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И., М. «Русский язык», 1990 г.

3. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.,М., « Просвещение», 1980 г.

4. «Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е., М. «Просвещение», 1988г.

5. «Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С., М, ЮНВЕС, 1999г.

6. «Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов», Крысин Л.П., М, ЭКСМО, 2011г.

7. «Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л., М. ООО «Издательство АСТ», 2003г.

8. « Словарь антонимов русского языка» Львов М. Р., М, Издательство «Русский язык», 1984г.

Основная часть

Игра - путешествие « В мире слов и словарей».


Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях предлагаются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов. При необходимости разрешено пользоваться словарями. (« Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И., «Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И., М. «Русский язык», 1990 г., «Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.,М., « Просвещение», 1980 г., «Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е., М. «Просвещение», 1988г., Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С., М, ЮНВЕС, 1999г., «Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов», Крысин Л.П., М. ЭКСМО, 2011г., «Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л., М. ООО «Издательство АСТ», 2003г., « Словарь антонимов русского языка» Львов М. Р., М, Издательство «Русский язык», 1984г. и др.). В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и баллы, за каждый правильный ответ 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов, является победителем. Состав команд – 6 человек, количество команд – 5. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 3 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

Учитель: Ребята, сегодня вам предстоит проверить свои знания по разделу «Лексика. Фразеология. Культура речи». На различных станциях вы выполните задания по русскому языку. В конце игры мы определим победителя. Учитель объясняет правила следования по маршруту. Проводится жеребьёвка, раздаются маршрутные листы, и путешествие начинается.

Станция «Словарей»

1 задание: Расскажите о представленном словаре. С какой целью он создан? Что можно из него узнать? (Учащиеся вытаскивают карточку с названием словаря, рассказывают о нем.)

1.М. Т. Баранов «Школьный орфографический словарь русского языка».

2. В. П. Жуков, А. В. Жукова «Школьный фразеологический словарь русского языка».

3. Школьный словарь иностранных слов.

4. М. Т. Баранов «Школьный словарь образования слов русского языка»

5. П. А. Лекант,В. В. Леденева «Школьный орфоэпический словарь русского языка»

2 задание: Покажите, как работать с данным словарем.

Станция « Устаревших слов»


1 задание: Используя необходимый словарь, объясните значения устаревших слов.

Стезя

Путь

Агнец

Ягненок

Тать

Вор

Ланита

Щека

Зеница

Зрачок

Вепрь

Кабан

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука



2 задание: Скажите, к какой группе устаревших слов относятся слова из задания 1. (Архаизмы)


Станция «Иностранцев»


1 задание: Используя необходимый словарь, скажите из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. Назовите словари, в которых вы можете найти данную информацию.


Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»



2 задание: Владимир Иванович Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Глазоём

Горизонт

Волнователь

Агитатор

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут


Станция «Фразеологизмов»

1 задание: Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

Пальчики оближешь

вкусно

Без году неделя

недавно

Битый час

долго

Днем с огнем

трудно

Кот наплакал

мало

На край света

далеко

Откуда ни возьмись

внезапно

Чуть свет

рано

Как снег на голову

неожиданно


2 задание: Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.


Деньги выпускаются в трубу

Вылетают в трубу

Душа кровью обливается

Сердце кровью обливается

Похоронить на корню

Загубить на корню

Скрепя зубы

Стиснув зубы, скрепя сердце



3 задание: Какие из представленных словарей помогли вам выполнить задание?

Словари:

1. « Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.

2. «Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И., М. «Русский язык», 1990 г.

3. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.,М., « Просвещение», 1980 г.

4. «Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е., М. «Просвещение», 1988г.

5. «Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С., М, ЮНВЕС, 1999г.

6. «Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов», Крысин Л.П., М, ЭКСМО, 2011г.

7. «Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л., М. ООО «Издательство АСТ», 2003г.

8. « Словарь антонимов русского языка» Львов М. Р., М, Издательство «Русский язык», 1984г.

4 задание: Сколько фразеологизмов в тексте А. Шибаева?

С ног до головы
– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!
– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
– Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

(На короткой ноге, встать с левой ноги, со всех ног, унести ноги, ни ногой, ноги не будет, из рук вон плохо, взять в руки, не давать воли рукам, дать по рукам, дать руку на отсечение, распускать руки, горячая голова, на свою голову, отвечать головой, в первую голову, голова кругом, вешать голову, ручаться головой, намылить шею. Итого: 20)

Итоги игры.


Подводятся итоги игры, подсчитываются баллы. Победителям вручаются грамоты и призы.


Выводы:

  1. Учащиеся успешно освоили раздел «Лексика. Фразеология. Культура речи».

  2. Учащиеся расширили знания о словарях, их названиях и назначении.

  3. Учащиеся научились находить нужную информацию.

  4. Ребята научились контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия со взрослыми и сверстниками .

  5. Ребята научились договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Список источников:

1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.

2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.


СЛОВАРИ:

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М. : Рус. яз., 1987.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.

8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.

9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.

10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.