Внеклассное занятие: «Почему плачут трезвучия? Что случилось в музыкальной стране?»
(музыкальная сказка)
Пояснительная записка
Музыкальный спектакль – это произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами, положительными и отрицательными героями, которые в череде событий становятся друзьями.
Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.
В игровой увлекательной форме обучающимся даётся тот учебный материал, который в традиционном занятие усваивается без интереса. Когда обучающие разыгрывают сценки, они легко познают, запоминают новое. Музыкальная сказка «Что случилось в музыкальной стране, или, почему плачут трезвучия
В зависимости от характера персонажа сочиняется либо авторская музыка, либо цитируются классические мелодии. Цитирование классических мелодий преследует и чисто практические цели: обогащение музыкального багажа обучающихся , расширение их музыкального кругозора, на слушивание музыкального материала через пропевание, запоминание, выучивание на занятиях и репетициях, в выступлениях на конкурсе, перед различной аудиторией; применение полученных знаний на занятиях музыкальной литературы и сольфеджио.
Роли в музыкальной сказке распределяются в соответствии с вокальными данными обучающими, их артистичностью, умением держаться на сцене.
Учебное пособие поможет преподавателям занимательно объяснить непростой теоретический материал по сольфеджио.
Рецензент: О. В. Шафоростова
Сценарий сказки
Занавес закрыт.
Ведущий. В музыкальном царстве-государстве жили два Трезвучия: Мажорное и Минорное.
Занавес открывается.
На сцене стоят четыре девочки: две девочки - Мажорное Трезвучие (первая девочка – Большая Терция, вторая девочка – Малая Терция). Две девочки - Минорное Трезвучие. Вместе они исполняют «Песню трезвучий».
Звучит «Песня Трезвучий» (см. Приложение)
После исполнения песни Трезвучия поворачиваются спиной к зрительному залу. На сцене появляется Диссонанс.
«Ария Диссонанса» (см. Приложение)
Диссонанс. Привет, Трезвучия!
Трезвучия. Привет.
Диссонанс. Какой сегодня день чудесный, какое настроение!
Хочу позвать вас нынче в гости, ко мне на угощение.
Ну как, Трезвучия, придёте?
Трезвучия. К тебе мы, Диссонанс, придём, и вместе песенку споём.
Диссонанс. Споём, споём. (потирая руки, говорит в сторону)
Вы, Трезвучия, садитесь, (обращаясь к трезвучиям)
Моим чаем насладитесь.
Вам удобней будет здесь.
Ну, и вы, извольте сесть!
Диссонанс (усаживая Терции за стол, меняет их местами: Большую Терцию усаживает с Большой, Малую Терцию – с Малой).
Диссонанс. Ой, как славно получилось, как чудесно разместились!
Ешьте, ешьте на здоровье, пейте сладенький чаёк. (с ехидцей)
Большие терции. Ну, спасибо, Диссонанс, напоил и накормил.
Малые терции. Ты сегодня очень мил, раньше вредный был и злой.
Вместе. Нам пора идти домой.
«Ариозо Диссонанса» (см. Приложение)
Большие Терции пытаются спеть красивый романс, но, вместо этого у них получается мелодия, расположенная по звукам увеличенного трезвучия.
«Испорченный Романс» (см. Приложение)
Малые Терции пытаются тоже спеть романс, но, вместо этого у них получается мелодия, расположенная по звукам уменьшённого трезвучия.
«Испорченный Романс» (см. Приложение)
Терции морщатся от звуков спетой мелодии, смущаются и убегают. Диссонанс сидит, хохочет.
Диссонанс. Как красиво! Как приятно, восхитительно! (уходит)
Появляются Увеличенное и Уменьшённое Трезвучия.
Большие Терции. Как нам плохо, дискомфортно. Не поймём мы, почему?
Малые Терции. И романс мы пели странно – непонятно и печально.
Вместе: И по сердцу была песня Диссонансу одному.
Большие Терции. Увеличился наш дом. Как мы дружно жили в нём.
Малые Терции. Домик наш уменьшился, стал очень неуютным.
Вместе: Как мы будем дальше жить, всё тревожиться, тужить?
Трезвучия сидят, плачут. На сцене появляется Консонанс.
«Ариозо Консонанса», 1 куплет (см. Приложение)
Большие Терции. Мы ходили к Диссонансу, нас он чаем напоил.
Малые Терции. А потом всех рассадил, перепутал, разделил.
Вместе: Как запели мы романс – получился диссонанс.
Звучит «Ариозо Консонанса», 2 куплет (см. Приложение)
Консонанс меняет Терции местами. Появляется Диссонанс.
Все вместе поют «Романс». (см. Приложение)
Приложение:
Песня Трезвучий
Ария Диссонанса
Ариозо Диссонанса
Испорченный Романс
Ариозо Консонанса
Романс
Библиографический список
1. Борухзон Л. Мы любим Вас, маэстро Гайдн: театр вокруг рояля [опера-шутка по мотивам сказок Шарля Перро на музыку фортепианных сонат Йозефа Гайдна] / либретто Л. Борухзон и Н. Голя. СПб: Композитор, 2016. – 42 с.
2. Музыкальные праздники и игры на уроках ДМШ и ДШИ. Опыт работы преподавателей ДШИ г. Миасса по итогам областного семинара ДМШ и ДШИ «Синтетические виды учебно-музыкальной деятельности, их значение и роль в раннем воспитании детей» / сост. О. В. Шафоростова. – Челябинск: УМЦ, 2015. – 100 с.
3. Музыкальные сказки: для детей младшего и среднего школьного возраста: для пения в сопровождении фортепиано. М.: СК, 2017. – Вып. 5. – 128 с.
4. Музыкальные сказки: для детей младшего и среднего школьного возраста: для пения в сопровождении фортепиано. М.: СК, 2018. – Вып. 6. – 94 с.
5. Музыкальный теремок [Музыкальные сказки для детской художественной самодеятельности]: для детского дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано / Сост. Г. А. Портнов. Л.: СК, 2018. – Вып.2. – 92 с.
6. Рыбкина Т. В. Пластическое моделирование на уроках музыкальной литературы: сб. Как преподавать музыкальную литературу: мастер-класс / сост. А. И. Тихонова. – М.: Классика-XXI, 2017. – 172 с., илл.
О. В. Мокрушева, Н. Н. Авдеева, Сатка 2016