СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие . Поговорим о сквернословии..

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  внеклассного занятия, классного часа  в форме диспута .

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие . Поговорим о сквернословии..»

Внеклассное занятие  \Урок-диспут «О скверном и святом…» Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс … язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…

Внеклассное занятие \Урок-диспут «О скверном и святом…»

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс … язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…

Наш «великий, могучий русский язык» -  явление уникальное:  в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Наш «великий, могучий русский язык» -

явление уникальное:

в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Запишите в колонки слова, которые вы относите к категории «Скверных» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Святых» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Запишите в колонки слова, которые вы относите к категории

«Скверных»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

«Святых»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже,  Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь.  Сказать лишь можно,что с лица  И не дикарь он вовсе:  Не носит он в носу кольца  Монет в ушах не носит. Его одежду описать Словами можно тоже: Он по одёжке, так сказать, На всех на нас похожий.  Но передать его язык  Поэт не правомочен:  В таком бы случае мой стих  Был сплошь из многоточий. Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт  Подобный «математик».  Пусть лексикон дикарский пуст,  ­Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого «шаг-матиста».  Дикарь на площади.  Он рад стать мастером особым,  Чтоб сделать трёхэтажный мат  Скабрёзным небоскрёбом.  И дикарей вокруг щадят, Обходят стороною, Как будто речь на площадях Должна стать площадною.  А надо, что ни говори,  Пресечь их брань вначале   ­Пресечь, покуда дикари  Совсем не одичали!      АНАТОЛИЙ ЛЫСОВ

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Сказать лишь можно,что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный «математик».

Пусть лексикон дикарский пуст,

­Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого «шаг-матиста».

Дикарь на площади.

Он рад стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале

­Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

АНАТОЛИЙ ЛЫСОВ

«Скабрёзный» - неприличный, нецензурный, скверный, матерный.

«Скабрёзный» -

неприличный, нецензурный, скверный, матерный.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века ...

 Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудренен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, - и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».

Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудренен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, - и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».

Первый духовный (церковный) стих «Пьяница» Который человек хоть однажды По матерну взбранится, В шутках или не в шутках, Господь почтет за едино.

Первый духовный (церковный) стих «Пьяница»

Который человек хоть однажды

По матерну взбранится,

В шутках или не в шутках,

Господь почтет за едино.

Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным»: Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречитсая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом… Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом. Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение. И за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби.

Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным»:

  • Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречитсая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…
  • Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.
  • Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.
  • И за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби.
В древнерусской письменности матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань - речь иноверца - человека иной веры: язычника, чужестранца. Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» - Мать-Земля. Матерная брань наказывается стихийными бедствиями.
  • В древнерусской письменности матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения.
  • В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань - речь иноверца - человека иной веры: язычника, чужестранца.
  • Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» - Мать-Земля.
  • Матерная брань наказывается стихийными бедствиями.
Матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника , к которому обращено ругательство, но прежде всего - родную мать самого бранящегося.

Матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника , к которому обращено ругательство, но прежде всего - родную мать самого бранящегося.

По своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а заклинанием, заклятием, проклятием. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский.

По своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а заклинанием, заклятием, проклятием.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я.Козловский.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить: О такте; О чувстве меры; О бережном отношении к окружающим; Об уважении к самому себе; «Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное» (Л.И. Скворцов)

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить:

  • О такте;
  • О чувстве меры;
  • О бережном отношении к окружающим;
  • Об уважении к самому себе;
  • «Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное» (Л.И. Скворцов)
Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью - болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия!
  • Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью - болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия!
Научи нас, Бог, дарить букеты,  Состоящие из мудрых, добрых слов!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Домашнее задание: Изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный

Домашнее задание:

Изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный