СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие: " Современный композитор-детям С. М. Слонимский"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие: " Современный композитор-детям С. М. Слонимский"»

Внеклассное занятие современный композитор – детям. С.М.Слонимский.

Ход занятия.

Цель: Научить детей фантазировать под музыку с помощью пьес С.М.Слонимского .

Задачи: 1.Знакомство с творчеством С.М.Слонимского .

2. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и навыков анализировать музыкальные произведения.

3.Воспитание любви к сказочным героям и музыки С.Слонимского.

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве замечательного современного композитора: Сергея Михайловича Слонимского .

Сергей Михайлович Слонимский говорит о своем творческом кредо: «Для меня суть музыки заключается в том, что в ней, собственно говоря, выходит на поверхность душа человека. Если человек не чувствует в себе душу и не верит, что она есть у него и у других людей, то это уже не человек. А если в нем нет души, то в нем нет и музыки».

Сергей Слонимский родился 12 августа 1932 года в Ленинграде в семье видного советского пианиста Михаила Леонидовича Слонимского. В раннем детстве ему посчастливилось увидеть близких друзей отца: Е.Шварца, М.Зощенко, К.Федина. Он окунулся в атмосферу напряженной и трудной писательской жизни.

Сережа рос эмоциональным и впечатлительным мальчиком, рано проявил творческие способности и самостоятельность суждений. Вот, что рассказывает композитор о своем детстве с присущим ему юмором: «Маленьким мальчиком меня повели на спектакль про Красную Шапочку. До волка я не досидел - меня лиса испугала. Я пришел домой и попытался изобразить лису на рояле. Сочинил песни лисы, волка и марш зайцев».

Слушаем: С.М. Слонимский «Уличная песенка»

В шесть лет Сережу отправили обучаться в музыкальную школу в класс фортепиано к знаменитому в то время педагогу А.Д.Артоболевской. Тогда же он начал заниматься композицией в классе у С.Я.Вольфензона. «Началась война, я попал в Пермскую область. Фортепиано не было, играть приходилось на столе. Переехали в Пермь, стал учиться в общеобразовательной школе. Нас, учеников, возили выступать на шефских концертах в госпитали. Как-то на одном концерте я играл на рояле, на котором клавиши западали, а рядом со мной сидел сотрудник госпиталя и аккуратно поднимал клавиши…».

В Перми будущий композитор часто ходил на спектакли эвакуированного из Ленинграда Кировского театра. Любимым балетом в то время был «Бахчисарайский фонтан», «Конек – Горбунок», оперы «Евгений Онегин». Сережа наслушался тогда хорошей классической музыки. Здесь же в Перми продолжались занятия юного композитора композицией под руководством дирижера Кировского театра И.Э.Шермана. Сережа создавал целые оперные сцены, сочинял пьесы, сонаты. Одно из сочинений было даже исполнено по радио. Это был лермонтовский романс «Ночевала тучка золотая». Главный дирижер театра А.Пазовский не поверил, что десятилетний мальчик написал романс сам.

Слушаем: С.М. Слонимский «Шарманка»

Мама послала некоторые сочинения юного композитора профессору Московской консерватории В.Я.Шебалину. В результате композитора ежу пригласили учиться в Центральную музыкальную школу. Здесь преподавателем по фортепиано стала все та же А.Д.Артоболевская, а по композиции – Е.О.Месснер. Одно из сочинений того времени – оркестровая сюита «Царевна – лягушка».

Любимыми композиторами Слонимского в то время были Р. Шуман, Э. Григ, П.И. Чайковский. Однако не все было так безоблачно в жизни Сергея и его семьи. Отец Сергея, Михаил Леонидович Слонимский, был сурово раскритикован вместе с Ахматовой и Зощенко. Постановление 1948 года фактически запрещало следовать по пути Прокофьева и Шостаковича, слушать их музыку, а ведь это их музыка дарила мальчику стимулы к творчеству.

Слушаем: С.М. Слонимский «Вальс Золушки и принца», «танец кота в сапогах»

В 1950 году Слонимский поступает в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами были О.А.Евлахов, В.В.Нильсен, Ф.А.Рубцов. В годы учебы в консерватории Сергей Михайлович начинает изучать русский музыкальный фольклор, так в 1951 году появляется «Квартет на русские темы». В 1957 году появляется его Карнавальная увертюра, а через год приходит время симфоний. Произведения 1964 года – «Голос из хора», Концерт-буфф для камерного оркестра, «Диалоги» для квинтета духовых, балет «Икар». В 1963 году появляется вокальный цикл для сопрано и флейты «Польские строфы» открывавший для слушателя нового Слонимского – утонченно-экспрессивного, с новой системой выразительных средств.

Свою композиторскую деятельность Слонимский неизменно сочетал с исполнительской. Премьеры его собственных фортепианных и вокальных сочинений редко обходятся без участия автора. Другим ярким показателем органичного сочетания его исполнительского и композиторского мастерства является искусство импровизации. Музыкант неизменно поражал умением быстро сочинить фрагмент, где слушатель легко находил характерные черты музыки «заказанного» композитора. При всей сходности с оригиналом при этом не использовалась, как говорится, «ни одна нота» из той музыки.

Слушаем: С.М. Слонимский «Менуэт»

В середине семидесятых Слонимский приступает к серьезным симфоническим замыслам. В 1976 году он создает Симфонический мотет – живое сочинение, отражающее феноменальное мастерство и гибкость музыкального мышления своего создателя. В 1978 году появляется Вторая симфония.

Композитор пишет: «Мне кажется, что с детьми надо говорить, как со взрослыми, о вещах серьёзных, но мне часто хочется пошуить и посмеяться в музыке. И когда я пишу детскую музыку, я даю этому волю. Вот, например, ябедник. Я думаю, вам известен какой – нибудь мальчишка или какая-нибудь девочка которые испачкают чужую тетрадь или испортят ребятам игру, но если их одёрнешь, то сразу захнычут: «Я расскажу, я пожалуюсь». Честно говоря, с детства не люблю таких ребят. И вот мне захотелось написать на них музыкальную карикатура».

Слушаем: С.М. Слонимский «Ябедник»



Интересны и разнообразны вокальные произведения семидесятых – «Десять стихотворений Анны Ахматовой», «Песня трубадуров», создается опера мощного лирико-трагического накала – «Мария Стюарт». В девяностые годы Слонимский вновь возвращается к симфонической музыке. Свидетельство тому Десятая симфония, симфоническая поэма «Аполлон и Марсий». В эти же годы композитор пишет четыре оперы – «Гамлет», «Король лир», «Видения Иоанна Грозного».

«Я люблю, когда меня просят сочинить музыку, и дают точное при этом указание, о чём должна быть музыка, какого содержания. Однажды А.Д.Артоболевская попросила меня сочинить для её маленьких учеников «капельные» пьесы. Я их написал - просто крошечны пьесы всего 16-24 такта: «Лягушки», «Кузнечик», «Под дождём мы поём». Сейчас вы услышите эти музыкальные произведения.



Слушаем: С.М. Слонимский «Лягушки», «Кузнечик», «Под дождём мы поём».

Плодотворно работает композитор и в жанре концерта. Два из них – «Еврейская рапсодия» и Концерт для виолончели были удостоены Государственной премии. В июне 2002 года знаменитый дирижер Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра записал музыку нового балета Слонимского «Принцесса Пирлипап» (по первой части гофмановской «Сказки о мышином короле»).

Слушаем: С.М. Слонимский «Бармалей»

Итог занятия.

Самое главное в творчестве Слонимского – сочинять в согласии с собой, не оглядываясь на бытующие музыкантские приоритеты, но зная и любя авангард, как и многие другие направления в искусстве. В его сочинениях разных лет пульсирует живое время, они не стареют, с годами становясь прочнее и открываясь по-новому.

Слушаем: С.М. Слонимский «Деревенский вальс», «Школьный полонез»