Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанская школа –интернат № 7 для детей с ОВЗ»
Внеклассное занятие на тему:
«Цена ломтика»
Воспитатель: Насыбуллина Л.Л
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе;
Рисунки детей или иллюстрации;
Разные виды хлеба (по возможности):булочки ,белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т.д.
1.Вступительная часть.
- Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе. (хлеб)
2. Беседа с детьми.
Откуда же берётся хлеб? (его выращивают в поле).
-Какие вы знаете зерновые культуры?
Рассмотреть и сравнить колосья ржи и пшеницы (рисунки)
-Чем похожи рожь и пшеница? ( это хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают хлеб.)
-Чем они отличаются друг от друга? (колос пшеницы толще, чем ржи, зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные; изо ржи получают муку тёмную, поэтому из неё пекут не булочки, а чёрный хлеб – ржаной.)
Показать пшеничный и ржаной хлеб. Прослушать песню «Рожь» (частично)
-Отгадайте:
Не море, а волнуется.(Поле)
-Где сеют хлеб? ( в поле)
3. Чтение стихов о хлебе.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Поднимались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны – комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
И, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
4.Физкультурная разминка.
Ча – ча – ча –наша печка горяча;
Чи – чи –чи – печёт печка калачи (полуприседания);
Чу – чу – чу – будет всем по калачу;
Чо – чо –чо –осторожно, горячо (хлопки перед собой);
5. Обобщение данного материала.
-Какие виды пшеницы вы знаете? (яровая, озимая).
(Яровую сеют весной, озимую осенью, в зиму.)
-Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
-Знаете ли вы, как раньше собирали урожай? (вручную, при помощи серпа)
-Обращали ли вы внимание, как сейчас собирают урожай? (людям помогают машины)
-Какие сельскохозяйственные машины, работающие в поле, вы знаете? (тракторы, косилки, комбайны)
Рассмотреть картину «Уборка урожая». (Комбайн срезает колосья, они попадают в середину, и из длинного рукава (бункера) высыпаются в самосвалы пшеничное зерно)
-Кто собирает урожай на полях?
-Что делают трактористы? (пашут землю)
-Куда везут зерно на машинах? (на элеватор)
-Мы с вами посмотрели, где хлеб родится, как его выращивают, как собирают, где хранят. Я хочу рассказать легенду, как человек впервые столкнулись с готовым хлебом.
Это было давно, во время каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жару и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб»
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг «Мир народам, хлеб – голодным». Так в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125г. хлеба, рабочему – 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- В заключении мы с вами поработаем с пословицами.
Задание:
Досказать вторую часть пословицы.
- Не шуба греет, а … (хлеб)
-В дороге хлеб не… (помеха)
-Не будет хлеба,… (не будет и обеда)
-Без соли не вкусно, а без хлеба… (несытно)
-Хлеб всему… (голова)
-Без печки холодно – без хлеба… (голодно)
Заучивание понравившейся пословицы.
Заключительная часть.
Всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба»
Придержемся русской традиции гостеприимства ( на рушнике на блюде выносят сухари, угощают всех).