Внеклассное занятие по чтению в 1 классе
Тема: «Путешествие в страну веселого детства.
Произведения А. Л. Барто»
Цели:
-расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодами из ее жизни;
-формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
-побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Оборудование: презентация, выставка книг, стихотворение «Снегирь», видеозапись стихов поэтессы.
Ход занятия
Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.
Дети выбирают средство передвижения, отгадав загадку:
Крылья есть, есть нос и хвост,
Но, поверьте, я не прост.
Есть моторы у меня –
Очень быстрый я, друзья. (Самолет)
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется самолет. Дети имитируют средство передвижения.)
1 остановка.
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в ….
Учитель. Сейчас мы отправимся в путешествие в библиотеку.
Выясняется значение слова «библиотека».
Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто?
Дети. А.Л. Барто писала стихи для детей.
Учитель. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
Учитель. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!”
Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок.
Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Снегирь» про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Дети читают стихотворение, текст, которого есть у каждого.
Снегирь.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал её в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал.
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за всё благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса сказала мама
И купила снегиря.
Я принёс его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Значит, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Вторичное чтение вслух, логически законченными частями.
Обсуждение прочитанного:
- Понравилось вам стихотворение?
- Оно грустное или веселое?
- Что показалось тебе веселым?
- Почему стихотворение называется «Снегирь»?
- Назовите главных героев?
- Почему мама сначала не соглашалась покупать снегиря?
- Исполнилась ли мечта мальчика?
- Каким образом главный герой добивался исполнения своего желания?
- Мальчик на самом деле изменился?
2 остановка. «Детский сад»
Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили…..(дети дополняют) в детский сад.
Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
(Дети читают стихи из цикла «Игрушки» А. Л. Барто и предлагает детям, если есть желание, читать вместе с детьми.)
Учитель. Вспомните, когда вы впервые услышали эти стихи, какие воспоминания связаны с ними, какое настроение они у них вызывают?
Физкультминутка «Самолет»
3 остановка. «Школа».
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
Дети отгадывают загадку.
(На доске появляется надпись «Школа».)
Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
Учитель читает стихотворение «Сережа учит уроки».
- Вы будете брать пример с Сережи? Почему?
Учитель. Ещё стихи.
(Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.)
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Сонечка.
Тронь её нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Он, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит...
Я бы полежала бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Лялечка.
Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
- Не надену белое -
Плохо отутюжено!
Не надену жёлтое -
Жёлтое измятое.
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая!
Бабушка сконфужена -
Гладит после ужина.
Для вожатой платьице
Будет отутюжено.
Есть такие люди -
Им всё подай на блюде!
Учитель. Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?
Учитель. Готовясь к сегодняшнему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много стихов А. Л. Барто. Я предлагаю вам послушать как сама Агния Барто читает свои стихи. Смотрим и слушаем внимательно. (Видео)
Учитель. Следующая остановка «Викторина».
Приглашаю вас принять участие в викторине. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.
Вопросы:
1. Как звали мальчика, который взял свою тетрадь – решил учить уроки: озера начал повторять и горы на востоке? (Сережа)
2. Девочка, которая «тронь её нечаянно, сразу «Караул!» (Сонечка)
3. Назовите причину по которой Любочка за хлебом не пойдет? (Уроков много)
4. Чем не нравились Лялечке её платья? (Плохо отутюжено, измятое)
5. Что чинил Сережа в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Самокат)
6. Ради какой птицы терпел мучения герой стихотворения? (Ради снегиря)
7. Почему Петя просыпался десять раз? (Идет в первый класс)
8. Герой стихотворения «Мама или Я?» (Новиков Илья)
9. Какое стихотворение заканчивается словами: «…А потом вернемся к маме»? (Самолет)
Учитель. Молодцы! Подходит к концу наше путешествие.
-Как называется страна, по которой мы путешествовали?
-Какое стихотворение вам понравилось?
-Что нового узнали?