Внеклассное занятие «В музыке семь нот»
Цель : формирование основ нотной грамоты учащихся через осуществление творческой деятельности в процессе вокально-хорового исполнительства и музицирования.
Задачи :
развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;
формировать навыки элементарного музицирования на простейших инструментах;
развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы музыкального обучения:
эмоционально-художественное «погружение»
метод сравнения и сопоставления
наблюдения за музыкой
музыкально-ритмической импровизации
вариантности впечатлений
обобщения
Виды деятельности на уроке:
Вокально-хоровая работа
Слушание и исполнение музыки
Рассуждения о музыке
Музыкально-ритмические движения
Импровизация
Формирование универсальных учебных действий:
Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Попевка-приветствие на звуках восходящей гаммы до-си
Исполнение учителя на слог «ту».
- Кто с нами здоровается?
- Поприветствуем паровозик песенкой:
Поезд подает сигнал -
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поет.
Разучивание с детьми.
- Паровозик отвезёт нас сегодня в страну МУЗЫКУ!
- Вы уже большие дети. Можете ли вы написать на доске слово «музыка»?
- А считать умеете? Проверим. Кто может написать цифру, сколько букв в этом слове?
- Мы умеем писать буквы и цифры. А как на доске написать мелодию песенки паровозика?
- Паровозик готов нас отвезти в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. Попробуем его завести.
Дети пишут на доске слово, считают.
Поезд
Поезд подает сигнал -
дети тянут «ту-у-у»
Он стоять уже устал.
произносят «чух-чух»
Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа,
Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш»
Дети исполняют упражнения, предлагают свои варианты шумовых звуков.
- Вот мы и добрались до страны Музыка. Открывает нам двери нота «ДО». (на доске появляется нота). Послушайте, как она звучит. Какой у неё голос?
- Сколько всего нот в музыке?
- Назовите их.
- Где живут нотки?
- Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их.
Исполняют «до».
В музыке семь нот. Учащиеся называют ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Живут они на нотном стане.
Принимают учебную задачу.
Сегодня я продолжу знакомство с нотами, познакомлюсь с новой грамотой. Научусь правильно петь.
- Нота «РЕ» знает правила пения. Мы её сможем вернуть, если вспомним эти правила.
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
(на доске появляется нота «РЕ»)
- Эта нотка есть у Мишки в миске, в камине, в минералке,...
- Споём ноту «МИ», чтобы вернуть её домой.
«Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми,
Поскорей к нам приходи»
• Четкая дикция;
• Штрихи
• Работа над динамикой;
Нота Ми прикрепляется на доску.
- Эту нотку нам поможет найти собака Альфа. Как собака говорит о том, что нашла пропажу?
(исполнение «аф» на высоте ноты «фа»)
- Вот и нота нашлась. Это нота «ФА», только Альфа её говорит её задом наперёд.
- Ребята, кто знает, что это такое?
В фасоли есть два музыкальных боба. Как их зовут?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту «СОЛЬ».
Нота прикрепляется на доску.
Физминутка
песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» (видео «Про следы»)
Как вы замечательно двигались,
А движение - это здоровье!
Любимая нота Маши и всех детей...
Нота Ля прикрепляется на доску.
Повторяют правила пения.
Исполнение попевки, импровизация.
Дети исполняют попевки группами, коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.
Называют ноту «МИ»
Работа над дикцией.
Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.
Нота СИ прикрепляется на доску.
Разучивание песни
Итог.
- Все ноты нашлись. Все они похожи друг на друга. Но чем они отличаются?
(если затрудняются, сыграть их)
- Поэтому они живут на разных этажах. Какая нотка самая низкая? высокая?
- На что похожи нотки?
- Послушайте песню. Как назвал нотки автор песни.
Ноты разные по высоте.
Помогают расставить ноты на нотном стане.
Цветопузики.
• Работа над дыханием;
• Пение по руке
Закрепление
- А сейчас мы проверим, подружились ли вы с нотками. Сколько всего нот?
Мне нужно 6 ребят. Теперь вы – нотки. Возьмите по одной карточке и узнайте, как вас зовут.
Задание: встаньте по порядку.
- Что заметили?
- Какой ноты не хватает?
Дети встают по порядку, находят ошибку.
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
- Что интересного вы узнали?
- Что особенно ярко запомнилось?
- Всё ли вам удавалось легко?
Мы сегодня хорошо поработали. Наше путешествие подошло к концу. Цветопузики провожают нас весёлой песенкой.
Используемые источники:
Логопед http://www.logoped.ru/komoev01_pril07.htm
Ноты "Петь приятно и удобно (распевка)" http://moemesto.ru/karkaev/link/14215226
Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» http://ololo.fm/search/Маша+И+Медведь/Про+Следы
Михаил Лазарев, «Цветопузики»