СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассные мероприятия по творчеству С.Г.Писахова. Выступление на 25-х Шергинских чтениях.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта на областных 25-х Шергинских чтениях. Использование регионального компонента во внеклассной работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассные мероприятия по творчеству С.Г.Писахова. Выступление на 25-х Шергинских чтениях.»

Ткачёва Татьяна Вадимовна, преподаватель русского языка и литературы, Архангельский техникум водных магистралей.

«Творчество С. Г. Писахова на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях».

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано:

«Архангельская область – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Архангельской области. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Архангельской области».

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.

Творчество Степана Григорьевича Писахова изучалось в школьной программе в составе регионального компонента, а затем регионального содержания на уроках литературы.

Целесообразно проводить уроки по творчеству писателя в 5-6 классах.

На знакомство учащихся с произведениями Писахова отводится 3 часа.

Темой первого урока является знакомство учащихся с жизнью и творчеством С.Г.Писахова. Я проводила этот урок как экскурсию. Причем в разные годы эти экскурсии были различны: это были и музейные уроки, и заочные экскурсии по городу, и видео-уроки с использованием презентаций, и библиотечные уроки.

Строя таким образом первый урок, я преследовала цель, состоящую в том, чтобы помочь учащимся увидеть Север как сказку, таким, каким его видел сам писатель. С.Г. Писахов однажды так подписал свою книгу: «С приветом не от того Севера, которым пугают людей юга: моржи, медведи, льды, дикие люди, наполняющие город Архангельск... — от Севера, красой своих просторов венчающего земной шар!».

Наша задача на первом занятии — не только заинтересовать учеников, но хотя бы отдельными штрихами показать многогранность таланта Писахова — художника кисти, сказочника, путешественника, «оберегателя» Севера, его культуры.

Второй урок строится на чтении и обсуждении сказок Писахова: «Не любо – не слушай», «Морожены песни», «Подруженьки», «Налим Малиныч» и др. Здесь можно использовать мультипликационные фильмы по сказкам Писахова. Читая и пересказывая сказки, дети постигают красоту и культуру северного быта, самобытность северного диалекта, учатся ценить и понимать искромётный юмор Писаховских сказок.

На этом уроке обязательно должен проводиться сопоставительный анализ фольклорных сказок и сказок Писахова.

Домашним заданием может быть создание рисунка или написание мини-сочинения «Какая сказка Писахова мне понравилась более всего».

Третий урок я строю на чтении и сопоставлении сказок С.Г.Писахова и Б.В.Шергина. Целью данного урока является характеристика двух центральных персонажей: Сени Малины и Шиша Московского.

В ходе беседы с пятиклассниками при сопоставлении сказок Писахова и Шергина выясняются черты поведения героев, дается их речевая характеристика, дается оценка взаимоотношений героев с другими персонажами сказок.

Малина умен, энергичен, смекалист, по-крестьянски ловок, умел, весел, азартен. Образ его гиперболичен. Он может и на паровозе сквозь землю промчаться — «на ту сторону» и обратно тут же вернуться, и на тучу усесться и поехать, и месяц с неба достать, и Уйму над землей поднять и «на

Уйме кругом света» прокатить всю деревню.

Малина — человек широкой, щедрой души. Грибы и ягоды он запасает на всю деревню; отправившись на бане в море, он «все суда полнехонько рыбой набил» и раздал ее соседям, с купцов «стянул» восемнадцать верст материи — на всю деревню, чтобы «в одночасье все мужики, старики и робята в новы брюки оделись». «Коли что людям на пользу — мне того не жалко».

Он крепко связан с землей, от земли черпает силы.

Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Поморье. Шиш весёлый, озорной, непослушный.

Шиш напоминает крестьянина, а также солдата из бытовых сказок, а ещё Иванушку-дурачка. Он храбр и находчив, как солдат, трудолюбив, как крестьянин. Он тоже, как Иванушка, совсем не дурак, он умный, ловкий, всегда оставляет в дураках тех, кто хочет его обмануть. Шишу часто приходится расплачиваться за свои проделки.

Из уст Шиша прозвучало живое поморское слово. Сказки искрятся здоровым народным юмором. Всё это благодаря самобытному таланту писателя Шергина. Эти сказки помогут лучше узнать свой северный край, его культуру, его народ.

Сравнив этих двух персонажей, можно предложить детям нарисовать Сеню Малину и Шиша так, как они их представляют, а затем рассказать о них. А для тех ребят, кто не умеет рисовать или стесняется, предложить составить словесные портреты.

Домашние задания могут быть совершенно разными: составление диафильма, презентации, написание сказки в стиле Писахова, иллюстрирование одной из сказок Шергина или Писахова – по выбору учителя или ребят.

Уроки по сказкам Писахова становятся стимулом для самостоятельной

творческой деятельности учащихся.

Писаховские сказки очень позитивны, ярки и самобытны. Учащиеся любых возрастов с удовольствием занимаются их инсценировкой.

Внеклассные театрализованные мероприятия, конечно, требуют очень много времени и сил, но они стоят того: Писахов своим словом, своими замечательными сказками продолжает творить чудеса.

Я проводила такое мероприятие, посвященное С.Г.Писахову, - театрализованная литературно-музыкальная композиция называлось «Не любо – не слушай!». Это был поистине весёлый праздник: инсценировки сказок «Как поп работницу нанимал», «Подруженьки», «Модница», «Лень и Отеть», хороводы, кадрили и, конечно же, искромётное слово Сени Малины.

Учащиеся с удовольствием участвовали в таком празднике и многое делали сами: рисовали портрет Писахова, шили или подбирали костюмы, разучивали танцы, вели мероприятие от начала и до конца.

В заключение хочется сказать, что сказки С.Г.Писахова – это золотой фонд Русского Севера. Читая, изучая сказки вместе с детьми, мы приобщаем их к культуре и слову Архангельского Севера, закладываем в их души любовь к родному краю.





Литература:

  1. Писахов С.Г. Сказки. Очерки. Письма / Сост. И.Б. Пономарева.

Архангельск, 1985.

  1. Галимов Ш.З. Волшебник слова // Галимов Ш.З. Уроки человечности.

Архангельск, 1984.

  1. Л.С. Скепнер Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников. Книга для учителя. – Архангельск: Поморский Государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2002.

  2. Шергин Б.В. Детство в Архангельске. // Шергин Б.В. У Архангельского города. – Архангельск, 1985.

  3. Овчинникова Л. Фольклорно – литературные сказки как составная часть отечественного литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) // Русская словесность. – 2002 - №3 – с.15-20

  4. Региональный компонент государственного стандарта общего образования, 2008