Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» г. Курска.
Тема доклада:
Внеобрядовая песенная лирика Курской области
преподаватель высшей квалификационной категории
по классу народного пения
Симонова Юлия Владимировна
Курск 2019
Внеобрядовая песенная лирика Курской области
Лирические необрядовые песни знал любой русский человек, их исполняли в минуты радости или печали, традиционным было пение без музыкального сопровождения, песни пелись одним исполнителем или хором. У каждого хора, у каждой возрастной группы был свой репертуар.
Вопрос о традиционной лирической песне непростой по ряду причин, так как устная форма бытования и следы древнего синкретизма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лиро-эпических, лирико-драматических и лирико-хореографических.
Большинство фольклористов склоняется к мысли, что лирические песни возникли в недрах обряда, отделившись от песен заклинательных и величальных, от причитаний. Уже к XV-XVI вв. лирические песни существовали вполне самостоятельно, со своими темами и со своими принципами художественной типизации жизни. Определенный пласт лирических песен остался в рамках обрядовой поэзии, но наряду с этим оформился огромный внеобрядовый песенный репертуар, который выразил характерные переживания русского человека в разных жизненных ситуациях.
По тематическому принципу внеобрядовая лирика подразделяется на:
песни бытовые (любовные, семейные, шуточные),
песни социального содержания (разбойничьи, солдатские)
песни крестьянских отходников — людей, временно уходивших из своих деревень на заработки (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).
Историческая справка
В XVI-XVII веках, чтобы отражать набеги крымских татар и польских шляхтичей, Московское государство сооружало порубежные города-крепости, среди которых очень важное место занимали Курск, Обоянь, Суджа, Белгород и другие. В этот же период происходит усиленное заселение Курского края, что было вызвано необходимостью обороны русской земли. Здесь селились выходцы из центральных областей Московского государства и с Украины, сюда ссылали «воров», «преступников», «беглых крестьян». В Курском крае было много и служилых людей, которым приходилось нести опасную сторожевую службу. Почти вокруг всех городов жили пушкари, солдаты, стрельцы, что сказалось и на песнях. В XVII веке куряне считали себя частью Московского государства. Недаром в Обояни говорили: «Обоянь городок — Москвы уголок».
Положение крестьян, ремесленников, солдат в Курском крае было очень тяжелым. Здесь часто вспыхивали крестьянские восстания. В XVII веке куряне поддержали движение бывшего холопа Ивана Болотникова. Настроение крестьян нашло свое выражение в песнях о добрых молодцах, «ворах», «разбойниках». Распространение «воровских» песен в Курском крае объясняется тем, что здесь скопилось множество противников феодального строя, охотников до обличительных песен. Недаром тогда же сложилась пословица: «Нет у белого царя вора пуще курянина».
В XVIII и первой половине XIX века положение курских крестьян еще ухудшилось. Н. А. Полевой — известный русский писатель-курянин в книге «Рассказы русского солдата» устами героя, отставного солдата-инвалида так описывает горемычную крестьянскую жизнь своих земляков: «...на голой степи, по косогору, несколько избушек, общипанных, как после пожара, кругом ни леса, ни перелеска, а только поля с плохим хлебом, подле реки несколько землянок, где мылись мы грязною водою, глинистая гать с ветлами. ...Все дома у нас — черные избы, закоптелые от дыма, покрытые соломой, которую мы стаскиваем с крыш в голодный год для корма скотины».
Отставной солдат нарисовал грустную, тяжелую, но правдивую картину жизни курских крестьян в первой половине XIX века. Курская губерния была главным оплотом барщины, которая являлась наиболее тяжелой формой феодальной эксплуатации. В селах Суджанском, Фатежском, Верхне-Любажском района Курской области до сих пор сохранились песни о барщине.
Положение крестьян не улучшилось и после реформы 1861 года. Курские крестьяне задыхались от малоземелья, от недостатка покосов, лесных и других угодий. У крестьян хватало своего хлеба только до нового года. Чтобы не умереть голодной смертью к весне, они вынуждены были идти к кулаку или уходить на заработки за пределы области (в Харьков, Киев, Донбасс, Москву и т. д.), так как промышленность в губернии была очень слабо развита. Отходничество в Курской губернии получило широкий размах, возвращаясь домой, отходники приносили в курские села разнообразный песенный материал. В Курской области до сих пор еще продолжают бытовать солдатские, чумацкие и ямщицкие песни. По тону эти песни грустные, в них реалистически отражаются эпизоды из жизни и быта чумаков, доставлявших из Дона и Крыма соль. В солдатских песнях звучит жалоба на горькую государеву службу, распроклятое солдатское житье, тоска по родной жене, чадушкам осиротелым, прощание раненого с жизнью, героизм солдат в бою, верность родине и ненависть к врагу.
Самой ценной в художественном отношении и самой обширной была традиционная крестьянская лирика, тесно связанная с феодальным бытом. Значение старинных курских крестьянских песен определяется не только их содержанием, но и их высокой поэтичностью, музыкальностью. Следует отметить, что некоторые курские варианты общерусских песен стали хрестоматийными. Для песен характерна стихотворная форма, но рифма для них необязательна. Песня обычно состоит из строф, куплетов.
В основе построения песен чаще всего лежит параллелизм или прием ступенчатого сужения образов. Некоторые песни носят диалогический характер.
Рассмотрим пример крестьянской лирики д. Быстрец Тимского района Курской области. Руднева А. описывает свою встречу с одним их лучших знатоков протяжной старинной народной песни Фёдором Васильевичем Ореховым. Свои песни он называет «тягальными», то есть протяжными. Этот термин по отношению к лирическим песням употреблял в своих публикациях текстов песен П. В. Халанский. В исполнении Ф. В. Орехова были записаны песни «Сидел Ваня на диване» (печальная, мужская), «Ты воспой, жавороночек» (тягальная, мужская), «Горы Воробьёвские» - сольный вариант (мужская тягальная). В его исполнении лирические песни предстают индивидуально окрашенными. Он придаёт большое значение тексту и начинает рассказывать содержание песни своими словами: «Ходит он, хозяин, между гуртоправцами и говорит:-Берите, ребята, волов, гонитеих, говорит в Москву». И лирическая песня превращается у него в эпический сказ.
Необходимо отметить, что мужская лирическая песня связана с историческим развитием региона (появление служивых людей). Исполняется мужскими ансамблями и бытует в мужской среде. В селе Плёхово помнят много лирических песен: рекрутских, покосных, бурлацких (их усваивали, уходя на заработки – «бурлачить» – за пределы родного села). Например бурлацкая песня «Ох, усходились, только усшатались тучи грозные»
Южнорусская лирическая песня приобрела специфические особенности. Здесь бытует архаическая женская лирика, связанная по своему происхождению с карагодными песнями (медленными хороводами) и покосными песнями (приурочены по форме, но по содержанию лирические).
Самые большие циклы крестьянской песенной лирики - это циклы бытовых песен на темы любви и семейных отношений. Есть немало песен, в которых говориться о сердечных и нежных отношениях молодца к девушке, но преимущественно любовные переживания девушки - крестьянки. В таких песнях проявляются нравственно-этические и эстетические взгляды народа.
Главные признаки красоты девушки, по народным понятиям, «это свежий цвет лица и румянец во всю щёку».
Семейно бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением песен любовных. Однако в отличии от девичьих любовных песен, в которых, наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем. Одним из самых распространённых мотивов таких песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. В большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. Выйдя замуж , молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. Однако следует заметить, что на бедность тяжёлую физическую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень редко. Всё это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего - это враждебное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях называется «свекровь лютая». Главный источник всех бед женщины крестьянки - патриархальная семья.
Поскольку традиционная бытовая песня одна из самых популярных форм песенного творчества, и она не является канонически ограниченным произведением в смысле четкости развивающегося сюжета, композиционного строения, использующейся лексики или художественных приемов, то, вариантов текстов лирических песен гораздо больше, чем у других фольклорных жанров. Существование песенных вариантов свидетельствует о том, как широко распространено то или иное фольклорное произведение, о различном понимании его и стремлении уточнить и углубить смысл.
Наличие большого количества вариантов отдельных песен объясняется склонностью исполнителей к самостоятельной импровизации, обусловленной желанием певца выразить свои чувства и впечатления в данный конкретный момент времени. Каждый народный исполнитель в конечном итоге озабочен не тем, чтобы как можно более точно воспроизвести известный поэтический текст, а желанием наиболее полнее выразить свои личные чувства и мысли, донести их до своих слушателей.
Список литературы:
Артеменко Е. Б. Фольклорная формульность и вариативность в аспекте текстообразования //Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985.
Артеменко Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования. -Воронеж, 1988.
Астафьева-Скалбергс Л. А. Символика в русской народной лирической любовной песне. - М., 1971.
Бульбанюк П. И., Лебедев П. Ф. Курские народные песни. - Курск: Кн. Изд.,1962.
Владимирова В. А. Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области. Вестник ТГУ, т.14, вып.2, 2009.
Волкова Н. Г. Фольклорные песни Курской области. - Вып. 1.- Курск 2010.
Волкова Н. Г. Фольклорные песни Курской области. - Вып. 2.- Курск 2010.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Село Плёхово. Курская область: Обучение основам музыкальной традиции. – М.: Всероссийский государственный Дом народного творчества, 1992.
Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966.
Ермакова Н. В. Старинная русская свадьба. Село Плёхово Суджанского района.- Курск: Курск. Дом народного творчества, 2012.