СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешнее строение птиц

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме: "Внешнее строение птиц"

Просмотр содержимого документа
«Внешнее строение птиц»

Урок по биологии в 7 классе по теме: «Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 по теме «Внешнее строение птицы. Строение перьев» УМК: Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.

Цель: сформировать знания об особенностях внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту.

Предметные результаты:

формировать умение определять приспособления птиц к полету;

формировать умение приводить аргументы в подтверждение преимуществ приспособлений птиц;

формировать умение устанавливать зависимость между приспособлениями и средой обитания;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: перо, крыло, киль.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире.

Оборудование: чучела птиц, набор перьев птиц, проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, ЭОР.


Этап

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.





  1. Актуализация знаний.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

2. Постановка проблемы урока.

Погружение в тему «Блиц-опрос

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)


Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (ворона).


Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

Итак, тема нашего урока?

Какова же цель нашего урока?

Наши задачи?

Запишите в рабочий лист нашу тему: «Внешнее строение птиц»

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (вопрос урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

II.

Совмест-ное откры-тие знаний.

Работа в группах.
Задание для группы 1:

Рассмотрите чучело  птицы.

а) отметьте, чем покрыто тело птицы;

б) какие отделы тела лишены оперения;

в) как налегает перо одно на другое;

г) все ли перья на теле одинаковые (по размерам, окраске, строению);

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16fd52-0a01-022a-00cc-9d70f8b39624/%5BBIO7_11-44%5D_%5BMA_02%5D.SWF


Задание для группы 2:

Рассмотрите чучело птицы.

д) как расположены на голове глаза;

е) какую форму имеет клюв;

ж) чем покрыты ноги птицы;

з) как расположены пальцы на ногах.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8ebf5-0a01-022a-003b-32ecb2b6007b/%5BBIO7_11-44%5D_%5BIM_03%5D.swf


Задание для группы 3:

Используя дополнительный текст, ответьте на вопрос:

-  Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту.

а) прочитайте внимательно текст;

б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;

в) сделайте вывод по данному вопросу.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8ebf5-0a01-022a-003b-32ecb2b6007b/%5BBIO7_11-44%5D_%5BIM_03%5D.swf


Каждая группа выступает с сообщением по своим вопросам. Учащиеся заполняют рабочий лист.

Работа в парах.

– Рассмотрите рис. 152 - 153. Какие виды перьев выделяют у птиц? Опишите их.

Рассмотрите набор перьев.

Каково строение пера? Составьте схему, отражающую строение перьев.

– Заполните таблицу.


Тип пера

Строение

Функции





– Определите свойства пера: вес,

как сохраняет тепло. Взмахните пером: притягивает или отталкивает воздух? (Можно предложить смочить перо в воде, масле и обсудить, как изменятся свойства пера в таких ситуациях, обговорить экологические проблемы.)

– Какие возможности и преимущества у перьевого покрова?


Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире.

III. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы 1, 3 в конце параграфа.

Самооценка и взаимопроверка по алгоритму.


Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

Объясните название параграфа.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

«Завершение образовательного мероприятия»

«Кафе». Предлагается ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Ученики пишут свои ответы, комментируя.

«Дерево ожиданий» (Подготовка: дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры).

Выявление, какие ожидания и опасения сбылись.

В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными


Домашнее задание.

§ 43, вопрос 4 (устно); приготовить презентацию в соответствии с требованиями про любой отряд птиц