СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России при Николае 1. Крымская война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование понятия о кризисе феодально-крепостнического строя в России. Причины Крымской войны, ее характер, причины поражения царской России в Крымской войне.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России при Николае 1. Крымская война»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Цели урока: продолжить формирование понятия о кризисе феодально-крепостнического строя в России; дать понятие о том, что кризис крепостнического строя определял внутреннюю и' внешнюю реакционную политику Николая I, что внешняя политика является продолжением внутренней политики; уяснить причины Крымской войны, ее характер; уяснить, что причины поражения царской России в Крымской войне обусловлены в первую очередь экономической отсталостью феодально-крепостнической России; сделать вывод о том, что поражение царской России в Крымской войне явилось тем катализатором, который ускорил созревание всестороннего кризиса крепостнической России и, безусловно, спо­собствовал росту революционного движения в стране; что необхо­димость отмены крепостного права стала еще более очевидной для общества, а также для многих представителей правящего класса; что внешнеполитическое влияние царизма было подорвано и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в Европе; развивать умение составлять таблицы, хронологические таблицы.

Тема героизма, мужества и стойкости русских солдат, матро­сов, офицеров, генералов и адмиралов в Крымской войне на дан­ном уроке должна служить военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Основные понятия: Восточный вопрос, мюридизм, имам, конвенция, интервенция.

Наглядные учебные материалы: диафильм «Крымская война»; карта 12. «Крымская война»; картина художника В. Ф. Подковыркина «Адмирал Нахимов на Малаховом кургане».

Ход урока

I. Изучение нового материала. Методические рекомендации по проведению урока

Этот урок весьма велик по содержанию и по объему, поэтому целесообразно начать его с объяснения нового материала, особое внимание при этом уделить центральному вопросу – Крымской войне.

Крымская война должна изучаться во взаимосвязи двух ее сторон - внешнеполитической и внутриполитической.

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступле­ния против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как ре­зультат столкновения двух систем: с одной стороны - отсталой феодально-крепостнической (Россия), а с другой - прогрессивной (капиталистической) (Англия и Франция).

К концу урока необходимо подвести учащихся к выводу:

- поражение России в Крымской войне, обнажив до предела гнилость феодально-крепостнического режима и показав экономи­ческую отсталость России, способствовало росту революционного движения в стране;

- необходимость отмены крепостного права в России стала очевидной для всех;

- внешнеполитическое влияние российского царизма было подорвано, и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в

Европе.

Объяснение-рассказ учителя о сражениях Крымской войны, и особенно о героической обороне Севастополя, должен быть образ­ным и эмоциональным.

Для этой цели можно использовать и порекомендовать уча­щимся для чтения замечательную художественную литературу, например: Л. Н.Толстой «Севастопольские рассказы», С. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда» и другие.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Охрана абсолютистских порядков.

2. Восточный вопрос.

3. В преддверии Крымской войны.

4. Крымская война 1853-1856 гг.

Объяснение учителя.

1. Охрана абсолютистских порядков. Как мы уже выясни­ли, внешняя политика, как правило, есть отражение внутренней политики. Для периода правления Николая I это правило особенно характерно.

При Николае I внешняя политика имела два основных на­правления:

1) охрана Европы от революционной опасности (Россия -| жандарм в Европе);

2) решение так называемого Восточного вопроса.

Решение первой задачи Николаю I во многом удалось (на­пример, подавление Венгерской революции). Польское освободи­тельное движение 1830-1831 гг. также подавлено царскими вой­сками.

Николай I отменил польскую конституцию и объявил Поль­шу «неотъемлемой частью Российской империи».

В 1848-1849 гг. по Европе прошла волна революций. В их подавлении Николай I также принял активное участие. Совместно с султаном он подавил восстание в дунайских княжествах.

2. Восточный вопрос. В конце XVIII века явно обозначилось начало распада Османской империи. Входившие в ее состав сла­вянские и другие нетурецкие народы все более активно вели борь­бу за свою независимость.

Таким образом, возникновение так называемого Восточ­ного вопроса связано с ослаблением Турции и возникшим в связи с этим соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем Востоке и на Балканском полуострове.

К этому времени резко усилилось английское влияние на Балканах. Не желая этого, Николай I активизировал политику в Восточном вопросе. Он, например, оказал помощь православным грекам в их борьбе против Турции. (Более подробно - читать на с. 174-175 учебника.)

3. В преддверии Крымской войны. Николай I решил, что настала пора поделить наследство Турции. Он считал, что ни Франция, еще не оправившаяся от революции, ни Австрия, якобы благодарная и обязанная России за спасение от революционных венгров, в борьбу не вмешаются.

С Англией Николай I рассчитывал договориться о разделе сфер влияния.

Однако Николай I жестоко ошибся.

Во Франции Луи Бонапарт стремился упрочить свое положе­ние за счет победоносной войны, поэтому он охотно пошел на ан­тирусский союз с Англией. Англия имела колонизаторские планы на Ближнем Востоке и соперничала здесь с Россией. «Благодарная» же Австрия также препятствовала России. Турция, подталкиваемая Англией и Францией, стремилась к войне с Россией, чтобы сохра­нить свои позиции на Балканском полуострове и вернуть себе За­кавказье.

Таким образом, война была неминуема и закономерна. Рос­сия же оказалась перед этой войной в полной международной изоляции.

4. Крымская война 1853-1856 гг. Еще раз подчеркнем, что главной причиной Крымской войны явилось обострение Восточно­го вопроса: стремление России, Англии и Франции, используя сла­бость Турции, поделить ее владения.

Поводом к войне стал вопрос о «святых местах» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции.

В 1850 году в Палестине возник конфликт между православ­ным и католическим духовенством. Речь шла о том, кто будет блю­стителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением Франции турецкий султан решил этот вопрос в пользу католиков.

Россия потребовала от султана признать русского царя по­кровителем всех православных в Турции. После отказа Россия объ­явила о разрыве дипломатических отношений с Турцией (октябрь 1853 года) и ввела свои войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, турецкий султан в октябре 1853 года объявил войну России.

Так начался первый этап Крымской войны. (Объяснение во­енных действий требует работы с картой. Кратко учитель рас­сказывает о двух фронтах - на Дунае и в Закавказье, и подробно, с использованием картосхемы, о разгроме турецкого флота у Синопа. При этом уместно остановиться на характеристике замеча­тельного русского флотоводца - адмирала П. С. Нахимова.)

Вступление в войну Англии и Франции, обеспокоенных ус­пехом России в войне с Турцией, является началом второго этапа Крымской войны. Этот этап характеризуется также мощным на­ступлением турецких войск в Закавказье. Наступление поддержи­валось с севера войсками чеченского лидера имама Шамиля.

Русским войскам удалось остановить турок и одержать ряд побед, взять непреступную крепость Каре.

Далее следует остановиться на австрийской угрозе.

На Дунае русские войска осадили крепость Силистрию. Од­нако Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала от России вывода войск с территории Дунайских княжеств. Россия вынужде­на была подчиниться ультиматуму.

Главные события разворачивалась в Крыму - в борьбе Рос­сии против Англии и Франции.

После сражения при реке Альме англо-французские (шести­десятитысячная союзная армия, отлично оснащенная и вооружен­ная) войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона, продолжавшаяся 349 дней и ночей, с 13 (25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года.

Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбиниро­ванным ударом с моря и суши.

Однако, затопив свои корабли у входа в бухту, защитники Севастополя не позволили врагам использовать для штурма города вражеский флот.

Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Ис­томин.

В защите города участвовали все его жители.

(Ученики должны знать имена и подвиги защитников Сева­стополя - это матрос Кошка, первая сестра милосердия в русской армии Дарья Севастопольская, великий хирург Н. И. Пирогов и многие другие.)

И все же в конце августа 1855 года ценой огромных потерь после ожесточеннейшего штурма неприятель захватил ключевую позицию Севастополя - Малахов курган.

Таким образом, падение Севастополя предрешило исход войны. Силы обеих сторон были истощены, и ни у кого уже не было сил продолжать военные действия.

II. Обобщение, закрепление изученного.

В заключение урока разбираются причины поражения цар­ской России в Крымской войне.

С помощью учителя ученики могут, в основном, сформули­ровать эти причины сами. Эта работа может быть организована и как обобщение, и как закрепление материала урока.

Глубокий разбор причин поражения России в Крымской вой­не крайне важен с точки зрения дальнейшей работы над понятием о кризисе феодально-крепостнического строя для подведения уча­щихся к пониманию необходимости отмены крепостного права.

Затем рассматриваются условия Парижского мирного дого­вора (март 1856 года), итоги войны, последствия поражения России в Крымской войне.

Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России. Она лишилась южной Бессарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Черном море.

Поражение России было обусловлено, прежде всего, эконо­мической и военно-технической отсталостью страны.

= В чем же заключалась эта военно-техническая отсталость? (Вопрос обращен к учащимся и звучит проблемно, и далее с помо­щью учеников формулируется ответ.)

Российская армия была вооружена кремневым оружием (ее противники - Англия и Франция - нарезным).

Устарела и артиллерия в российской армии. Хроническую нехватку боеприпасов не могла восполнить военная промышлен­ность с ее крепостными рабочими и отсталой техникой и техноло­гией.

Из-за отсутствия железных дорог опаздывала доставка войск, снаряжения, техники, боеприпасов и т. д. Парусный флот России явно уступал паровому флоту Англии и Франции.

Снабжение армии было крайне неудовлетворительным из-за неорганизованности начальников, коррумпированности чиновни­ков, казнокрадства и откровенного воровства.

К тому же русская армия, будучи еще рекрутской, не могла на равных соперничать с армиями, комплектуемыми на основе все­общей воинской обязанности.

Что касается последствий войны, то надо отметить, что был по­дорван международный престиж России. Поражение России наглядно показало необходимость проведения буржуазных преобразований, особенно в промышленности, на транспорте и в военном деле.

Еще одно важное последствие Крымской войны - новый подъем освободительной войны на Балканах.

В качестве закрепления изученного материала - составление опорных конспектов.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I (примерный опорный конспект)

Охрана абсо­лютистских порядков

- подавление восстания в Польше в 1830-1831 гг. (отмена польской конституции 1815 года)

- подавление революции в Венгрии в 1849 г.

- подавление освободительных движений в Дунай­ских княжествах





Восточный во­прос

Русско-английское соперничество

Русско-турецкая война 1828- 1829 гг.

Ункиар-искелесийский договор 1833 г.

- Балканы

- Кавказ

- Средняя Азия

- устье Дуная

- Греция, Сербия, Валахия, Молдавия

- свободный проход русских судов через черноморские проливы


В преддверии
Крымской войны

- активность России после подавления революций в Европе

- внешняя политика Николая I, приведшая Россию накануне Крымской войны к политической изоляции

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг. (примерный опорный конспект)

Причины войны

Крымская война 1853-1856гг.



I этап войны



II этап войны

- обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения

- русский царь - покровитель православия в Турции

- октябрь 1853 г. - оккупация Валахии и Молдавии

- военные действия - Балканы и Закавказье

- ноябрь 1853 г. - Синоп - Нахимов

- март 1854 г. - вступление в войну Англии и Франции

- наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса

- осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход рус­ских войск с Балкан

- сентябрь 1854 г., высадка у Евпатории - 60 тысяч

- затопление русского флота в Севастополе

- оборона Севастополя - 349 дней

- август 1855 г. - падение Севастополя



Итоги Крымской войны

Парижский договор 1856г.


Причины пораже­ния

- Россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море; право покровительства балканским народам

- экономическая и военно-техническая от­сталость

- отсутствие ж/д транспорта

- парусный флот

- коррупция, воровство чиновников

- рекрутская система


Значение Крымской войны

- подорван международный престиж России

- показала необходимость проведения буржуазных реформ

- освободительная война на Балканах и образование Румынии Работа над основными понятиями, составление таблицы.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

Восточный вопрос

клубок международных противоречий, свя­занных с ослаблением и началом распада Ос­манской империи и соперничеством европей­ских держав за преобладание на Ближнем Востоке и Балканах

Мюридизм

реакционное религиозно-политическое дви­жение у мусульман, основанное на фанатиче­ской ненависти ко всем инаковерующим и защищающее классовые интересы духовных и светских феодалов

Имам

титул верховного правителя у мусульман

Интервенция

насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью захвата террито­рии, подавления революции, установления своего господства и т. д.

Конвенция

международный договор по какому-либо специальному вопросу


Задание на дом: § 63; ознакомиться с документом; ответить на вопросы учебника.