СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внешняя политика России в XVII веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Форма: самостоятельная работа обучающихся  в малых группах

Просмотр содержимого документа
«"Внешняя политика России в XVII веке"»

Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме:

"Внешняя политика России в XVII веке"

Автор: Кочетова Л. Н; учитель истории высшей квалификационной категории; МБОУ «СШ им. Д. Сидорова пос. Славинск»

Цели урока:

  • показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой;

  • познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;

  • продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;

  • воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах.

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36. Внешняя политика России в XVII веке.

2. Задания для работы в малых группах.

3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г.

4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.

Ответы к тесту:

1 вопрос: c,

2 вопрос: c.

3 вопрос: a.

4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a.

5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.

План урока.

1. Русско-польская (Смоленская война).

2. Русско-польская война 1654-1687гг.

3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей.

Этапы урока.

I этап. Проверка домашнего задания.

II этап. Вступительное слово учителя.

III этап. Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.

IV этап. Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.

V этап. Взаимопроверка в группах.

VI этап. Ответы у доски.

VII этап. Итоговый контроль (тестирование).

Подведение итогов.

Ход урока

I этап. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется в ходе фронтальной беседы по вопросам, предложенным учащимся накануне проведения данного урока:

В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты? (§34)

В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке? (§32).

Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло способствовать решению внешнеполитических задач России?

Выводы по вопросам домашнего задания:

  • Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются первые ростки капиталистических отношений - широкое распространение получила домашняя промышленность, которая перерастала в товарное производство, были созданы условия для развития мануфактурного производства, началось формирование категории наёмных работников, были ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля, способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в частности, средства для оснащения армии и ведения войн.

  • Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения, Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти, приказная система стала более разветвленной, росло число центральных ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач.

II. этап. Вступительное слово учителя (тезисы).

  • Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней политикой.

  • Как мы только что повторили, внутриполитическое положение России характеризовалось ростом промышленного и, в меньшей степени, сельскохозяйственного производства, наступлением периода относительной политической стабильности, что побудило руководство страны начать попытки возвращении потерянных территорий и реванша за поражения периода Смуты.

  • Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других утерянных в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий от посягательств Крыма и Турции

  • Эти цели реализовывались в ходе: Русско-польской войны (Смоленская) 1632-1634, Русско-польской войны 1654-1667гг. , в ходе русско-турецкой войны и Чигиринских походов 1676-1681гг.

Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:

  1. Как происходила реализация главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?

  2. Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма?

Вы должны знать значение дат, выделенных в параграфе: 1632-1634. 1654-1667гг. 1648г. 1654г. 1667г. 1676-1681. 1686г.

Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?

Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы (этапами урока).

III этап. Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.

Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса. Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым вопросом, вторая – над другим.

Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.

IV этап. Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.

Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5 минут.

Образец ответа на первый вопрос

Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247-249 учебника до заголовка “Русско-турецкая война”)

1. Русско-польская война (Смоленская). 1632-1634.

Основные события:

  • 1632, конец лета - зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,

  • 1633г. : армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,

  • 1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин выводит армию из окружения,

  • героическая оборона русской крепости Белая.

Итоги: Поляновский мир (1634г. ): Владислав отказывается от претензий на русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в ходе войны.

2. Русско-польская война 1654-1667гг.

События:

  • 1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан Хмельницкий,

  • 1654г. : рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского царя, начло войны России с Польшей,

  • занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,

  • поражение русско-украинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть Польши над Украиной.

Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье остаётся под властью обоих государств.

Образец ответа на второй вопрос

Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с Польшей? (стр. 249-250)

Русско-турецкая война. Чигиринские походы. 1676-1681.

События:

  • вторжение татаро-турецкой армии в Малороссию,

  • осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,

  • 1678: новое наступление турок на Чигирин, русско-украинское войско оставляет город.

Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет, Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,

“Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина, Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация России и Польши, заключается союз для действий против Турции.

V этап. Взаимопроверка в группах.

Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал выставляются отметки.

VI. Ответы у доски.

Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы.

VII. Итоговый контроль (тестирование).

Проводится в форме письменного тестирования в парах.

Тест. Внешняя политика России в 30-80 гг. XVII века.

1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией:

a. Во время Чигиринских походов.

b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.

c. Во время Смоленской войны.

2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:

a. Со шведами

b. С крымскими татарами.

c. С Польшей.

3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной Украины:

a. Подлежало переселению.

b. Переходило в подданство Крыма.

c. Переходило в подданство России.

4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:

  1. Русско-польская война (Смоленская).

  2. Русско-польская война 1654-1667гг.

  3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

a. Русско-украинское войска оставляют Чигирин.

b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии.

c. Русские войска занимают Смоленск.

d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.

e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику.

f. усско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.

5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?

Подведение итогов.

1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?

Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников, а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать более оперативно.

2. Выставление отметок.

a. индивидуально - за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.

b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!