СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка"Край,в котором я живу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочка "Край,, в котором я живу"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка"Край,в котором я живу"»


Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа

Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № ___от ____________2017 г од

________________Т.Н.Буряченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



_внеурочная деятельность Край,в котором я живу»______



Уровень общего образования (класс):___начальное общее, 4класс___________



Количество часов: ___________34 аса_____________-



Учитель : Хандакова Татьяна Дмитриевна



Программа разработана на основе _авторской программы Ермолаева Л. К. «Изучение своего края» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.





2017-2018г








Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для реализации Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

Законы
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.


Приказы Министерства образования и науки РФ
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 3 73».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанния
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-Устав муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ Степано-Савченская ООШ»


В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, граж­данина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — по­знания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемствен­ность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим со­бытиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание пат­риотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастно­сти ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия на­рода будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их ре­шение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории сво­ей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем ре­гионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ростовской области
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается: 
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику; 
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника; 
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников..)



Отличительная особенность данной программы 

· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут: 
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы: 
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины; 
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов; 
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.



Место предмета в базисном учебном плане.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья; 
· Природа родного края; 
· Мой поселок; 
· Край, в котором я живу.


Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.

Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.


Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов. 

На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия. 

Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний. 

В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. 
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. 
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.

Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Тематическое планирование.

Название блоков

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Введение

1

1

_

1. 

Я и моя семья


5

14

2.

Природа родного края

40

12

36

3.

Мой поселок

4

2

2

4.

Край, в котором я живу

4

2

4



Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; 
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхож­дения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её ис­тории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понима­нии особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ростовской области.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов хутора.Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ростовской области.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение хутора, время образования, геральдика. Улицы хутора. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о Ростовской области, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о Ростовской области как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Интерьер жилища. Традиционные занятия 


Тематическое планирование для 1 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Введение.
Край, где я живу

1 ч.

Цели и задачи курса.


5.09

2

Что такое семья? 

1 ч.

Понятие «семья».

Викторина

12.09

3

Дружная семья

1 ч.

Народы, населяющие территорию Ростовской области

Кроссворд

19.09

4

«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.

1 ч.

Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.

Сообщение «Происхождение моего имени»

26.09

5

Моя фамилия.

1 ч.

Корни фамилии.

Конкурс рисунков «Моя семья»

3.10

6

Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». 

1 ч.


Составление генеалогического древа семьи

10.10

7

Многообразие растительного мира области.

1 ч.



Животный и растительный мир .


17.10

8

Многообразие растительного мира Ростовской области

1 ч.

Создание газеты «Животный мир Ростовской области

24.10

9

Сезонные изменения в природе

1 ч.

Путешествие в зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»

31.10

10

Животный и растительный мир Ростовской области

1 ч.

Игровая программа


14.11

11

Красная книг
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга »

21.11

12

Травы Ростовской области

1 ч.

Разнообразие трав.

Создание альбома лекарственных трав

28.11

13

Зеленая аптека

1 ч.

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека »

5.12

14

Посещение краеведческого музея

1 ч.


Сочинение — отчет

12.12

15

Начало пути…

1 ч.

История школы

Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»

19.12

16

Мой хутор

1 ч.

Основные вехи развития хутора История появления

Творческий отчет «Что мы знаем о хуторе?»

26.12

17

Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны

1 ч.


Создание «Аллеи славы»

Проект «Ими гордится хутор»16.01

18

Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

1 ч.


Сочинение – отчет «Герои живут рядом»

23.01

19

Край, в котором я живу.
Проект

1 ч.


Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

30.01

20

Герб, флаг Ростовской области

1 ч.

Знакомство с символами Ростовской области

кроссворд

6.02

21

«Здравствуй, край родной и милый…» Литературный вечер

1 ч.


Литературный вечер

13.02

22

Сказки Тихого Дона – кладец мудрости.

2 ч.

Особенности сказки. Чему учат сказки Тихого Дона .

Чтение и обсуждение сказок.

27.02

23

Загадки

1 ч.

Особенности загадок

Конкурс знатоков

6.03

24

Пословицы и поговорки как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.

2 ч.

Особенности пословиц и поговорок , непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество »

13.03

25

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

1 ч.



Медвежий праздник. Вороний праздник


Сюжетно-ролевая игра

20.03

26

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1 ч.

3.04

27

Быт казаков.

1 ч.

Основные занятия . Игры.

Кроссворд, ребусы

10.04

28

Одежда казаков
Проект.

2 ч.

Как одеваются казаки.

Конкурс рисунков

17.04

29

Наш лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание газеты

24.04

30

Что дает нам лес

1 ч.


Игровая программа

8.05

31-32

Обобщающий урок.

1 ч.


Игровая программа

15.05- 22.05

Итого: 33 часа 


К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев донских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.



Тематическое планирование для 2 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Дата

1

Мой дом

1 ч.

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, хутор – её часть.

Конкурс рисунков


2

«Край, в котором мы живем» 

1 ч.

Географическое расположение, климатические особенности

викторина


3

Мир природы «хвойные и лиственные деревья»

1 ч.

деревья

Кроссворд


4

«Хозяева тайги»
Проект.

1 ч.

Символы, образы края

Сообщение «о символике края»


5

Растительный мир Ростовской области, хутора

1 ч.

Особенности растительного мира хутора

Экскурсия по экологической тропе 


6

Экскурсия в краеведческий музей

1 ч.

Рассказ сотрудников музея о жизни и быте

Составление генеалогического древа семьи


7

Место на карте

1 ч.

Расположение и значение хутора

Работа с картой России, (местоположение области)


8

День хутора
проект

1 ч.

Важные даты в истории развития хутора

Составление календаря знаменательных событий


9

Иллюстрация гербов городов области

1 ч.

Гербы и символы

Изготовление с детьми и родителями гербов городов области


10

«Символика Ростовской области»

1 ч.

Символы области

Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего хутора»


11

Социальный мир хутора

1 ч.

Жители хутора

Игра «Поиграем в экономику»


12

Люди различных национальностей нашего поселка

1 ч.

Жители хутора поселка

Выставка «национальный костюм»


13

Лица хутора

1 ч.

Люди, оказавшие большое значение для хутора

Встреча с интересными людьми


14

«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.

1 ч.

Профессии хутора поселка

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»


15

Природный мир «Земля-главное богатство»

1 ч.

Значение земли для жизни

викторина


16

Искусство в жизни хутора

1 ч.

Развитие традиций искусства

Встреча с людьми искусства


17

Что читают хуторяне

1 ч.

Сельская библиотека

Экскурсия в библиотеку

Начало проекта «Я и мой хутор»

18

«Конкурс знатоков родного края»

1 ч.

История, важные даты и вехи хутора

Игра 


19



Имя в истории.
Проект

1 ч.



История появления названий улиц

кроссворд


20

1 ч.

Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»


21



«Я и мой хутор »

1ч.



Защита ученических проектов



Проект «Каким я вижу хутор»


22

1 ч.


23

Как это было…

1 ч.

Наш хутор в годы войны

Сочинение «Мой прадедушка герой»


24

Мы – помним!

1 ч.

История появления памятника погибшим

Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»


25

Начало пути…

1 ч.

История образования хутора

Создание газеты о школе

э

26

Школьная жизнь

1ч .

Традиции нашей школы

экскурсия


27

Я – ученик моей школы.
Проект

1 ч.

Достижения школы, значение её в жизни учащихся

Личное портфолио


28

Природа хутора весной

1 ч.

Погодные условия

Календарь погоды хутора


29

«Лекарственные растения нашего хутора »



2ч.

Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего хутора

Оформление пособия «Лекарственные растения нашего хутора»


30


31

Хутор в любое время года

1 ч.

Природа хутора во все времена года

Создание буклета


32

Мой хутор

1 ч.


Конкурс рисунков «Мой хутор родной»


33-34

«Знай и люби свою малую Родину»

1 ч.

Итоговое занятие по всем разделам

Конкурс знатоков


+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.



По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, области;
· Основные традиции школы;
· Различать символику Ростовской области;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах хутора;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.























Тематическое планирование для 3 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Датае

1

Милютинский район

1 ч.

История создания района


5.09

2

Точка на карте

1 ч.

Месторасположение на карте Ростовской области Милютинского района

Работа с картой

12.09

3

Вехи истории.
проект

1 ч.

Основные даты развития Милютинского района

Газета «Дата – событие»

19.09

4

Символика Милютинский района

1 ч.

Основные символы и гербы поселений Милютинского района

Создание герба района

26.09

5

Климат 

1 ч.

Климатические условия Милютинский района

Создание календаря наблюдений за погодой

3.10

6



Экскурсия в природу



2 ч.

Растительный мир Милютинского района

Составление альманаха «Знаменитые растения Милютинского района»

10.10

7

17.10

8

Звери, обитающие на территории нашего района



2 ч.

Животный мир района

кроссворд

24.10

9

викторина

31.10

10

Рыбное богатство



2 ч.

Охрана рыбных богатств

Создание газеты «Рыбное разнообразие Милютинского района»

14.11

11

21.11

12

Охраняемые виды живого

1 ч.

Растения, животные Милютинского района, занесенные в Красную книгу

Составление отчета

28.11

13

Заповедные места

1 ч.

заповедник

кроссворд

5.12

14

Национальное разнообразие

1 ч.

Многообразие национальностей, проживающих на территории Милютинского района

викторина

12.12

15

Коренные народы Милютинского района.
проект

1 ч.

Быт коренных народов на территории Милютинского района

Сообщения учащихся

19.12

16

Нефть – наше богатство

1 ч.

Значение открытия нефти для развития района

викторина

26.12

17

Все профессии района

1 ч.

Профессии работников Милютинскогорайона

Сочинение «Кем работают мои родители?»

16.01

18



Предприятия района



2 ч.

Основные предприятия Милютинского района



Конкурс рисунков

23.01

19

30.01

20

Что дает наш район области?

1 ч.

Значение Милютинского района

Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»

6.02

21

Богатство талантов

1ч.

Писатели, художники родного района

Конкурс 

13.02

22



Они создали историю…



2 ч.

Вклад различных людей в историю района

Встреча со знаменитыми людьми района

20.02

23

27.02

24

«Эхо войны»

1 ч.

Милютинский район в годы войны

Создание газеты «Аллея славы»

6.03

25

Памятники Милютинского района

1 ч.

Основные памятники Милютинского района, павшим воинам

Посещение мемориала

13.03

26

Начало пути…

1 .

История появления образования на территории Милютинского района

Буклет школы «Школы Милютинского района»

20.03

27



Святые места…
Проект



1 ч.

История появления святых мест на территории района

Создание макета.

3.04

28

10.04

29

Милютинский район весной



1 ч.


Экскурсия по тропе природы

17.04

30

Памятные места Милютинского района

1 ч.

Памятники, административные места, хранящие историю Милютинского района

Календарь памятных мест

24.04

31

Мой дом в Милютинском районе

1 ч.


Составление карты поселок на территории Милютинского района

8.05

32

Обобщение

1 ч.


Конкурс знатоков Милютинского района

15.05

33

+ 1 ч. Резерв.
Итого: 34 часа




22.05



По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Милютинский района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.








Тематическое планирование для 4 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Дата

1

Мой дом — Ростовская область

1 ч.

Расположение описание

Нахождение на карте России Ростовской области,

5.09

2

Мой адрес - Ростовская область

1 ч.

Значение округа для страны

Сочинение « Каким я вижу наш область, в будущем»

12.09

3

Облик родной земли



2 ч.

Описание родного края в различных произведениях

Собрание самых красочных произведений о крае.

19.09

4

Творческий отчет

26.09

5

Река Дон– многогранная и незабываемая

1 ч.

Река Дон. Протяженность основные притоки.

Конкурс рисунков

3.10

6

Река кормилица.
Проект



2 ч.

Основное «население» Дона

Составление буклеты

10.10

7

17.10

8

Приглашаем в путешествие по реке

1 ч.

Стихи и проза о Доне. Мифы и легенды

Сочинение «Батюшка Дон»

24.10

9

Мой дом на карте России

1 ч.

История заселения

Сообщения о первооткрывателях

31.10

10

Приключение двуглавого орла

1 ч.

История появления государственного герба

Конкурс рисунков

14.11

11

Символ родной земли

1 ч.

Гимн и флаг


21.11

12

Геральдика Ростовской области

1 ч.

Наука геральдика. Гербы городов Ростовской области . История их появления

Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»

28.11

13

« В некотором царстве в некотором государстве…».
Проект 


3 ч.



. Умные сказки. Небылицы

Конкурс иллюстраций сказкам.
Составление книжки собственных сказок.

5.12

14

12.12

15

19.12

16

Народная мудрость Ростовской области



2 ч.

Быт и традиции. Основные занятия.

Творческая работа по созданию орудия быта

26.12

17

16.01

18

Пословицы и поговорки народов Ростовской области

1 ч.

Пословицы

Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.

23.01

19

Загадки народов Ростовской области

1 ч.

Загадки коренных народов 

Конкурс на самую лучшую загадку.

30.01

20

Фольклорные праздник Ивана Купалы


2 ч.

праздник Ивана Купалы


Сюжетно – ролевые игры.

6.02

21

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

13.02

22

Игры народов Ростовской области
Проект 



2 ч.



Разнообразие хантыйских игр

Составление игр для других классов

20.02

23

Конкурс на считалку для проведения игры

27.02

24

Лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание газеты

6.03

25

Многообразие растительного мира Ростовской области

1 ч.



Животный и растительный мир Ростовской области


13.03

26

Многообразие животного мира праздник Ивана Купалы

1 ч.

Создание газеты «Живой мир Ростовской области

20.03

27

Животный и растительный мир Ростовской области

1 ч.


Игровая программа

2.04

28

Красная книга Ростовской области
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга Ростовской области

9.04

29

Мой дом.

1 ч.

История малой Родины

сочинение

16.04

30

Моя Семья

1 ч.


Генеалогическое древо семьи

23.04

31

Обобщение

1 ч.


Конкурс знатоков родного края.

30.04


32


Итоговое занятие

1ч.


Вручение дипломов.

8.05

33

Экскурсия «Мой край»


Водоёмы моего края

15.05

34

Экскурсия «Мой край»



22.05


По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории хутора, района, области;
· Различать символику Милютинского района, Ростовской области;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов .
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.






Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.

Входящий

Проверка начальных знаний о родном крае, городе.

Беседа

2.

Текущий

Усвоение темы «Я и моя семья»

Устный рассказ, рисунок 

3.

Текущий

Усвоение темы «Природа родного края»

Иллюстрированный тест
«Природа родного края»

4.

текущий

Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»

Проект

5.

Итоговый

Усвоение программы за год

Итоговый тест

Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).





Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г





Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; 
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экску рсовода, навыки работы в школьном музее















Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной

МБОУ Степано-Савченской ООШ работе

от___________2017 г №______ ----------------Коношко О.В.

______________Ефименко Л.Г. ----------------2017г.

































Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной

МБОУ Степано-Савченской ООШ работе

от___________2017 г №______ ----------------Коношко О.В.

______________Ефименко Л.Г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!