Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2017 г од
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_внеурочная деятельность Край,в котором я живу»______
Уровень общего образования (класс):___начальное общее, 4класс___________
Количество часов: ___________34 аса_____________-
Учитель : Хандакова Татьяна Дмитриевна
Программа разработана на основе _авторской программы Ермолаева Л. К. «Изучение своего края» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2017-2018г
Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для реализации Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Законы
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.
Приказы Министерства образования и науки РФ
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 3 73».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанния
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-Устав муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ Степано-Савченская ООШ»
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ростовской области
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников..)
Отличительная особенность данной программы
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
№ | Название блоков | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 1 | 1 | _ |
1. | Я и моя семья | | 5 | 14 |
2. | Природа родного края | 40 | 12 | 36 |
3. | Мой поселок | 4 | 2 | 2 |
4. | Край, в котором я живу | 4 | 2 | 4 |
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ростовской области.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов хутора.Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ростовской области.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение хутора, время образования, геральдика. Улицы хутора. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о Ростовской области, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о Ростовской области как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Введение. Край, где я живу | 1 ч. | Цели и задачи курса. | | 5.09 |
2 | Что такое семья? | 1 ч. | Понятие «семья». | Викторина | 12.09 |
3 | Дружная семья | 1 ч. | Народы, населяющие территорию Ростовской области | Кроссворд | 19.09 |
4 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Проект. | 1 ч. | Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен. | Сообщение «Происхождение моего имени» | 26.09 |
5 | Моя фамилия. | 1 ч. | Корни фамилии. | Конкурс рисунков «Моя семья» | 3.10 |
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». | 1 ч. | | Составление генеалогического древа семьи | 10.10 |
7 | Многообразие растительного мира области. | 1 ч. | Животный и растительный мир . | | 17.10 |
8 | Многообразие растительного мира Ростовской области | 1 ч. | Создание газеты «Животный мир Ростовской области | 24.10 |
9 | Сезонные изменения в природе | 1 ч. | Путешествие в зимний лес | Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» | 31.10 |
10 | Животный и растительный мир Ростовской области | 1 ч. | Игровая программа | | 14.11 |
11 | Красная книг Проект. | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга » | 21.11 |
12 | Травы Ростовской области | 1 ч. | Разнообразие трав. | Создание альбома лекарственных трав | 28.11 |
13 | Зеленая аптека | 1 ч. | Лекарственные травы. | Проект «Зеленая аптека » | 5.12 |
14 | Посещение краеведческого музея | 1 ч. | | Сочинение — отчет | 12.12 |
15 | Начало пути… | 1 ч. | История школы | Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа» | 19.12 |
16 | Мой хутор | 1 ч. | Основные вехи развития хутора История появления | Творческий отчет «Что мы знаем о хуторе?» | 26.12 |
17 | Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны | 1 ч. | | Создание «Аллеи славы» | Проект «Ими гордится хутор»16.01 |
18 | Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне | 1 ч. | | Сочинение – отчет «Герои живут рядом» | 23.01 |
19 | Край, в котором я живу. Проект | 1 ч. | | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» | 30.01 |
20 | Герб, флаг Ростовской области | 1 ч. | Знакомство с символами Ростовской области | кроссворд | 6.02 |
21 | «Здравствуй, край родной и милый…» Литературный вечер | 1 ч. | | Литературный вечер | 13.02 |
22 | Сказки Тихого Дона – кладец мудрости. | 2 ч. | Особенности сказки. Чему учат сказки Тихого Дона . | Чтение и обсуждение сказок. | 27.02 |
23 | Загадки | 1 ч. | Особенности загадок | Конкурс знатоков | 6.03 |
24 | Пословицы и поговорки как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта Проект. | 2 ч. | Особенности пословиц и поговорок , непосредственная связь с природой, нравственное начало. | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество » | 13.03 |
25 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 ч. | Медвежий праздник. Вороний праздник | Сюжетно-ролевая игра | 20.03 |
26 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 ч. | 3.04 |
27 | Быт казаков. | 1 ч. | Основные занятия . Игры. | Кроссворд, ребусы | 10.04 |
28 | Одежда казаков Проект. | 2 ч. | Как одеваются казаки. | Конкурс рисунков | 17.04 |
29 | Наш лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание газеты | 24.04 |
30 | Что дает нам лес | 1 ч. | | Игровая программа | 8.05 |
31-32 | Обобщающий урок. | 1 ч. | | Игровая программа | 15.05- 22.05 |
Итого: 33 часа |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев донских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Дата |
1 | Мой дом | 1 ч. | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, хутор – её часть. | Конкурс рисунков | |
2 | «Край, в котором мы живем» | 1 ч. | Географическое расположение, климатические особенности | викторина | |
3 | Мир природы «хвойные и лиственные деревья» | 1 ч. | деревья | Кроссворд | |
4 | «Хозяева тайги» Проект. | 1 ч. | Символы, образы края | Сообщение «о символике края» | |
5 | Растительный мир Ростовской области, хутора | 1 ч. | Особенности растительного мира хутора | Экскурсия по экологической тропе | |
6 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 ч. | Рассказ сотрудников музея о жизни и быте | Составление генеалогического древа семьи | |
7 | Место на карте | 1 ч. | Расположение и значение хутора | Работа с картой России, (местоположение области) | |
8 | День хутора проект | 1 ч. | Важные даты в истории развития хутора | Составление календаря знаменательных событий | |
9 | Иллюстрация гербов городов области | 1 ч. | Гербы и символы | Изготовление с детьми и родителями гербов городов области | |
10 | «Символика Ростовской области» | 1 ч. | Символы области | Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего хутора» | |
11 | Социальный мир хутора | 1 ч. | Жители хутора | Игра «Поиграем в экономику» | |
12 | Люди различных национальностей нашего поселка | 1 ч. | Жители хутора поселка | Выставка «национальный костюм» | |
13 | Лица хутора | 1 ч. | Люди, оказавшие большое значение для хутора | Встреча с интересными людьми | |
14 | «Все профессии важны, все профессии нужны». Проект. | 1 ч. | Профессии хутора поселка | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
15 | Природный мир «Земля-главное богатство» | 1 ч. | Значение земли для жизни | викторина | |
16 | Искусство в жизни хутора | 1 ч. | Развитие традиций искусства | Встреча с людьми искусства | |
17 | Что читают хуторяне | 1 ч. | Сельская библиотека | Экскурсия в библиотеку | Начало проекта «Я и мой хутор» |
18 | «Конкурс знатоков родного края» | 1 ч. | История, важные даты и вехи хутора | Игра | |
19 | Имя в истории. Проект | 1 ч. | История появления названий улиц | кроссворд | |
20 | 1 ч. | Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом» | |
21 | «Я и мой хутор » | 1ч. | Защита ученических проектов | Проект «Каким я вижу хутор» | |
22 | 1 ч. | |
23 | Как это было… | 1 ч. | Наш хутор в годы войны | Сочинение «Мой прадедушка герой» | |
24 | Мы – помним! | 1 ч. | История появления памятника погибшим | Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ» | |
25 | Начало пути… | 1 ч. | История образования хутора | Создание газеты о школе | э |
26 | Школьная жизнь | 1ч . | Традиции нашей школы | экскурсия | |
27 | Я – ученик моей школы. Проект | 1 ч. | Достижения школы, значение её в жизни учащихся | Личное портфолио | |
28 | Природа хутора весной | 1 ч. | Погодные условия | Календарь погоды хутора | |
29 | «Лекарственные растения нашего хутора » | 2ч. | Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего хутора | Оформление пособия «Лекарственные растения нашего хутора» | |
30 | |
31 | Хутор в любое время года | 1 ч. | Природа хутора во все времена года | Создание буклета | |
32 | Мой хутор | 1 ч. | | Конкурс рисунков «Мой хутор родной» | |
33-34 | «Знай и люби свою малую Родину» | 1 ч. | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков | |
+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, области;
· Основные традиции школы;
· Различать символику Ростовской области;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах хутора;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Датае |
1 | Милютинский район | 1 ч. | История создания района | | 5.09 |
2 | Точка на карте | 1 ч. | Месторасположение на карте Ростовской области Милютинского района | Работа с картой | 12.09 |
3 | Вехи истории. проект | 1 ч. | Основные даты развития Милютинского района | Газета «Дата – событие» | 19.09 |
4 | Символика Милютинский района | 1 ч. | Основные символы и гербы поселений Милютинского района | Создание герба района | 26.09 |
5 | Климат | 1 ч. | Климатические условия Милютинский района | Создание календаря наблюдений за погодой | 3.10 |
6 | Экскурсия в природу | 2 ч. | Растительный мир Милютинского района | Составление альманаха «Знаменитые растения Милютинского района» | 10.10 |
7 | 17.10 |
8 | Звери, обитающие на территории нашего района | 2 ч. | Животный мир района | кроссворд | 24.10 |
9 | викторина | 31.10 |
10 | Рыбное богатство | 2 ч. | Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие Милютинского района» | 14.11 |
11 | 21.11 |
12 | Охраняемые виды живого | 1 ч. | Растения, животные Милютинского района, занесенные в Красную книгу | Составление отчета | 28.11 |
13 | Заповедные места | 1 ч. | заповедник | кроссворд | 5.12 |
14 | Национальное разнообразие | 1 ч. | Многообразие национальностей, проживающих на территории Милютинского района | викторина | 12.12 |
15 | Коренные народы Милютинского района. проект | 1 ч. | Быт коренных народов на территории Милютинского района | Сообщения учащихся | 19.12 |
16 | Нефть – наше богатство | 1 ч. | Значение открытия нефти для развития района | викторина | 26.12 |
17 | Все профессии района | 1 ч. | Профессии работников Милютинскогорайона | Сочинение «Кем работают мои родители?» | 16.01 |
18 | Предприятия района | 2 ч. | Основные предприятия Милютинского района | Конкурс рисунков | 23.01 |
19 | 30.01 |
20 | Что дает наш район области? | 1 ч. | Значение Милютинского района | Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району» | 6.02 |
21 | Богатство талантов | 1ч. | Писатели, художники родного района | Конкурс | 13.02 |
22 | Они создали историю… | 2 ч. | Вклад различных людей в историю района | Встреча со знаменитыми людьми района | 20.02 |
23 | 27.02 |
24 | «Эхо войны» | 1 ч. | Милютинский район в годы войны | Создание газеты «Аллея славы» | 6.03 |
25 | Памятники Милютинского района | 1 ч. | Основные памятники Милютинского района, павшим воинам | Посещение мемориала | 13.03 |
26 | Начало пути… | 1 . | История появления образования на территории Милютинского района | Буклет школы «Школы Милютинского района» | 20.03 |
27 | Святые места… Проект | 1 ч. | История появления святых мест на территории района | Создание макета. | 3.04 |
28 | 10.04 |
29 | Милютинский район весной | 1 ч. | | Экскурсия по тропе природы | 17.04 |
30 | Памятные места Милютинского района | 1 ч. | Памятники, административные места, хранящие историю Милютинского района | Календарь памятных мест | 24.04 |
31 | Мой дом в Милютинском районе | 1 ч. | | Составление карты поселок на территории Милютинского района | 8.05 |
32 | Обобщение | 1 ч. | | Конкурс знатоков Милютинского района | 15.05 |
33 | + 1 ч. Резерв. Итого: 34 часа | | | | 22.05 |
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Милютинский района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Дата |
1 | Мой дом — Ростовская область | 1 ч. | Расположение описание | Нахождение на карте России Ростовской области, | 5.09 |
2 | Мой адрес - Ростовская область | 1 ч. | Значение округа для страны | Сочинение « Каким я вижу наш область, в будущем» | 12.09 |
3 | Облик родной земли | 2 ч. | Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведений о крае. | 19.09 |
4 | Творческий отчет | 26.09 |
5 | Река Дон– многогранная и незабываемая | 1 ч. | Река Дон. Протяженность основные притоки. | Конкурс рисунков | 3.10 |
6 | Река кормилица. Проект | 2 ч. | Основное «население» Дона | Составление буклеты | 10.10 |
7 | 17.10 |
8 | Приглашаем в путешествие по реке | 1 ч. | Стихи и проза о Доне. Мифы и легенды | Сочинение «Батюшка Дон» | 24.10 |
9 | Мой дом на карте России | 1 ч. | История заселения | Сообщения о первооткрывателях | 31.10 |
10 | Приключение двуглавого орла | 1 ч. | История появления государственного герба | Конкурс рисунков | 14.11 |
11 | Символ родной земли | 1 ч. | Гимн и флаг | | 21.11 |
12 | Геральдика Ростовской области | 1 ч. | Наука геральдика. Гербы городов Ростовской области . История их появления | Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?» | 28.11 |
13 | « В некотором царстве в некотором государстве…». Проект | 3 ч. | . Умные сказки. Небылицы | Конкурс иллюстраций сказкам. Составление книжки собственных сказок. | 5.12 |
14 | 12.12 |
15 | 19.12 |
16 | Народная мудрость Ростовской области | 2 ч. | Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | 26.12 |
17 | 16.01 |
18 | Пословицы и поговорки народов Ростовской области | 1 ч. | Пословицы | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. | 23.01 |
19 | Загадки народов Ростовской области | 1 ч. | Загадки коренных народов | Конкурс на самую лучшую загадку. | 30.01 |
20 | Фольклорные праздник Ивана Купалы | 2 ч. | праздник Ивана Купалы | Сюжетно – ролевые игры. | 6.02 |
21 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | 13.02 |
22 | Игры народов Ростовской области Проект | 2 ч. | Разнообразие хантыйских игр | Составление игр для других классов | 20.02 |
23 | Конкурс на считалку для проведения игры | 27.02 |
24 | Лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание газеты | 6.03 |
25 | Многообразие растительного мира Ростовской области | 1 ч. | Животный и растительный мир Ростовской области | | 13.03 |
26 | Многообразие животного мира праздник Ивана Купалы | 1 ч. | Создание газеты «Живой мир Ростовской области | 20.03 |
27 | Животный и растительный мир Ростовской области | 1 ч. | | Игровая программа | 2.04 |
28 | Красная книга Ростовской области Проект. | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Ростовской области | 9.04 |
29 | Мой дом. | 1 ч. | История малой Родины | сочинение | 16.04 |
30 | Моя Семья | 1 ч. | | Генеалогическое древо семьи | 23.04 |
31 | Обобщение | 1 ч. | | Конкурс знатоков родного края. | 30.04 |
32 | Итоговое занятие | 1ч. | | Вручение дипломов. | 8.05 |
33 | Экскурсия «Мой край» | 1ч | | Водоёмы моего края | 15.05 |
34 | Экскурсия «Мой край» | 1ч | | | 22.05 |
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории хутора, района, области;
· Различать символику Милютинского района, Ростовской области;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов .
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ | Вид | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1. | Входящий | Проверка начальных знаний о родном крае, городе. | Беседа |
2. | Текущий | Усвоение темы «Я и моя семья» | Устный рассказ, рисунок |
3. | Текущий | Усвоение темы «Природа родного края» | Иллюстрированный тест «Природа родного края» |
4. | текущий | Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу» | Проект |
5. | Итоговый | Усвоение программы за год | Итоговый тест |
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экску рсовода, навыки работы в школьном музее
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2017 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г. ----------------2017г.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2017 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г.