Утверждаю
Директор МБОУ "Кандауровская СОШ"
____________Черных Е.Ю.
Приказ № _____ от «____»_________2018г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 7-9 классы
Разработчик программы: Шумилкина О.П., учитель
математики первой категории
МБОУ "Кандауровская СОШ"
с. Кандаурово, 2018г.
Содержание.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич.
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозора и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506 является «популяризация математических знаний и математического образования».
Для этого необходимо решать следующие задачи:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы ;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Данная программа «Математический калейдоскоп» для 7-9 классов относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Математический калейдоскоп», реализация которой проводится в 2018 -2019 учебном году для учащихся 7-9х классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для 7-9 классов.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
быстро считать, применять на практике свои знания;
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
| Название темы | часов | Формирование УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
1. | За страницами учебника алгебры | 11 | -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; | анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа | аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
2. | Решение нестандартных задач | 5 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; | конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
3 | Геометриче ская мозаика | 7 | выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей исходной конструкции; составлять фигуры из частей, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий. | выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием | осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
4. | Окно в историческое прошлое | 5 | -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -уметь работать с различными источниками информации | определять цель работы; планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. | -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
5 | Конкурсы , игры | 7 | -строить речевые высказывания; - владеть общим приемом решения задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | - оценивать правильность выполнения действий; -находить и исправлять ошибки, объяснять их причины; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений | - уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| дата | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | | 1.Математика в жизни человека 2. Фокус с разгадыванием чисел | Рассказ учителя . Игра : отгадывание даты рождения |
2 | | Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? | Рассказ учителя и просмотр презентации. |
3 | | 1.Проценты простые. Решение задач 2. Развитие нумерации на Руси | Беседа. Практикум решения Сообщение учеников |
4 | | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Решение нестандартных задач для подготовки к школьному этапу олимпиады Задачи из международных конкурсов «Кенгуру» |
5 | | Решение олимпиадных задач |
6 | | Задачи на разрезание и складывание фигур | Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур. Изготовление моделей для практических упражнений |
7 | | Как появилась алгебра? | Элементарная алгебра — раздел алгебры, который изучает самые базовые понятия. Обычно изучается после изучения основных понятий арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие (+, −, ×, ÷) действия с ними. В алгебре числа заменяются на переменные (a, b, c, x, y и так далее). |
8 | | Решение текстовых задач | Предварительный подбор задач и их решение |
9 | | Игры - головоломки и геометрические задачи. | Предварительный подбор задач и их решение |
10 | | Весёлый час. Задачи в стихах | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
11 | | 1 Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. | Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений |
12 | | 1 Решение типовых текстовых задач 2.Выпуск математического бюллютеня . «Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа» | Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений |
13 | | 1.Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим» Геометрическая задача – фокус «Продень монетку». 2.Шуточные вопросы по геометрии | Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. |
14 | | 1.Задачи на составление уравнений 2.Математический кроссворд | Разгадывание и составление кроссвордов |
15 | | .Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»» | Решение задач в командах. Подготовка газеты по группам |
16 | | Модуль числа. Уравнения со знаком модуля | Повторить понятие модуль числа. Изучить правило снятия модуля. |
17 | | Решение уравнений со знаком модуля | Решение уравнений, содержащих модуль. Поиск корней |
18 | | Киоск математических развлечений | Решение занимательных задач. |
19 | | График линейных функций с модулем | Разработка плана построения графика линейной функции при наличии знака модуля, показать простоту решения уравнения с модулем с помощью графика , составление кусочно-линейной функции. |
20 | | График линейных функций с модулем |
21 | | Линейные неравенства с двумя переменными |
22 | | 1.Задание функции несколькими формулами |
23 | | Преобразование алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения | Показать , что используя формулы сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач. |
24 | | Интеллектуальный марафон | Командные соревнования |
25 | | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности. Выбор наиболее рационального способа. |
26 | | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. (подготовить заранее) |
27 | | 1.Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. 2 . Математический бюллетень: Георг Александр Пик | Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация |
28 | | Тайна « золотого сечения» | “Золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей. Деление отрезка на части в отношении равном “золотому сечению”. Проектная работа. Презентация |
29 | | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности |
30 | | Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм | «Пента» - пять. Игра состоит из плоских фигурок, каждая из которых состоит из 5 квадратов……и 7 «хитроумных фигур» |
31 | | «Дурацкие» вопросы | Задачи на сообразительность |
32 | | Системы линейных неравенств с двумя переменными | Решение неравенств с двумя переменными |
33-34 | | «Математический калейдоскоп» | Блиц игра с участием 3-х команд |
35 | | Итоговое занятие | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.-278.с.
Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.
Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru
16