Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
-Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа.
Целью курса является расширение и углубление знаний учащихся по физической географии России.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- развивать у учащихся интерес к предмету, любознательность, творческие способности;
- выработать практические навыки по работе с различными географическими картами;
- способствовать формированию умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности «По просторам России» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является занятия по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет всем участникам получить прочные знания по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географии материков и океанов. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания программы
Создание у учащихся представления об удивительно красивой и разнообразной природе России, о быте и хозяйстве населения, предусмотренное программой географии России в 8 классе, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи.
По этим причинам тематика внеурочной деятельности составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных географических объектов.
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
Карты, глобусы, атласы, контурные карты;
раздаточные материалы для тренинга;
Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения
К концу учебного года обучающиеся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять самостоятельную деятельность, достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение.
учитывать позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою точку зрения;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разных коммуникативных задач.
Содержание внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение.
Границы России. Взгляд сквозь века.
Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.
Раздел 2. Географическое положение России.
Крайняя северная точка России.
Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.
Крайняя южная точка России.
Физико-географические условия горы Базардюзю.
Крайняя западная точка России.
Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря.
Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.
Часовые пояса России.
Решение задач по определению часового времени в разных точках России.
Россия на карте мира.
Преимущества и недостатки физико-географического положения России.
Раздел 3. Природа России.
Догеологический этап развития планеты.
Гипотезы возникновения Земли как планеты.
Россия – страна великих равнин.
Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.
Горное обрамление России.
Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.
«Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России.
Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.
Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.
Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
Откуда и куда текут реки в России.
Реки России.
Внутренние воды России в фольклоре.
Былины Садко. Стихи и песни о России.
Озера и водохранилища России.
Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.
Болота и подземные воды.
Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.
Снежный покров и ледники России.
Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
Полярные и ледяные пустыни.
Пустынный ландшафт.
Царство тундр.
«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень.
Леса России – самые большие в мире.
Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.
Российские степи.
Степи России. Заповедные степи.
Пустыни и полупустыни.
«Царство полыни». Солончаки.
Субтропики.
Культурные ландшафты субтропиков.
Красная книга России.
«Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.
«Интересные ландшафты»
Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны»
Раздел 4. Население России.
Как изменяется численность населения России.
История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.
Где живут в России.
Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.
От первобытных племён до современных народов.
От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России.
«Мы разные, но мы все вместе»
Проектная деятельность «Презентация народности России».
Раздел 5. Хозяйство России.
Состав и особенности Российской экономики.
«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства.
Индустриализация России во времени.
Эпохи индустриализации.
Первичная промышленность России.
Добыча полезных ископаемых.
Сельское хозяйство России.
Растениеводство и животноводство. География
Итоговое занятие кружка.
Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»
Защита творческих работ/проектов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед
Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Предпол. | Фактич. |
| | | Введение. | |
1 | | | Границы России. Взгляд сквозь века. Знакомство с ТБ, с планом работы. Как изменялась граница России со временем. | 1 |
| | | Географическое положение России. | |
2 | | | Крайняя северная точка России. Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. | 1 |
3 | | | Крайняя южная точка России. Физико-географические условия горы Базардюзю. | 1 |
4 | | | Крайняя западная точка России. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. | 1 |
5 | | | Крайняя восточная точка России. Природа мыса Дежнёва и острова Ратманова. | 1 |
6 | | | Часовые пояса России. Решение задач по определению часового времени в разных точках России. | 1 |
7 | | | Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физико-географического положения России. | 1 |
| | | Природа России. | |
8 | | | Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения Земли как планеты. | 1 |
9 | | | Россия - страна великих равнин. Восточно - Европейская равнина. Самая плоская и низкая - Западно - Сибирская низменность. | 1 |
10 | | | Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока. | 1 |
11 | | | Солнечная печка, океанские кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. | 1 |
12 | | | Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России. | 1 |
13 | | | Откуда и куда текут реки в России. Реки России. | 1 |
14 | | | Внутренние воды России в фольклоре. Былины садко. Стихи и песни о России. | 1 |
15 | | | Озёра и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. | 1 |
16 | | | Болота и подземные воды. Распространение болот. Торф и его использование. "Подземные архитекторы". Горячие источники. Лечебные воды. | 1 |
17 | | | Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды. | 1 |
18 | | | Полярные и ледяные пустыни. Пустынный ландшафт. | 1 |
19 | | | Царство тундр. "Северные узоры". Почвы и растительность тундр. "Челнок тундры" - северный олень. | 1 |
20 | | | Леса России - самые большие в мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. | 1 |
21 | | | Российские степи. Степи России. Заповедные степи. | 1 |
22 | | | Пустыни и полупустыни. "Царство полыни". Солончаки. | 1 |
23 | | | Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков. | 1 |
24 | | | Красная книга России. "Исчезнувшие навсегда". Эндемики России. "Новосёлы" России. Заповедные земли. | 1 |
25 | | | Интересные ландшафты." Проектная деятельность "Интересные места любимой природной зоны" | 1 |
| | | Население России. | |
26 | | | Как изменяется численность населения России. История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. | 1 |
27 | | | Где живут в России. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация. | 1 |
28 | | | От первобытных племён до современных народов. От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. | 1 |
29 | | | Мы разные, но мы все вместе". Проектная деятельность .Презентация "Народности России". | 1 |
| | | Хозяйство России. | |
30 | | | Состав и особенности Российской экономики. "Сколько мы производим" Отраслевая структура хозяйства. | 1 |
31 | | | Индустриализация России во времени. Эпохи индустриализации. | 1 |
32 | | | Первичная промышленность России. Добыча полезных ископаемых. | |
33 | | | Сельское хозяйство России. Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства. | 1 |
34 | | | Итоговое занятие. Подведение итогов. Игра "По просторам России" | 1 |
35 | | | Защита творческих работ/ проектов | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2016.
Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа, 2017.
Галеева Н.Л. Сто приёмов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2016.
Данилова Е.А. География в схемах и таблицах. СПб.: Тригон, 2016.
Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель, 2011.
Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2015.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов/Д.: Учитель, 2011.
Майоров Т.С. География. Справочник школьника. М.: Ключ-С, 2016.
Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 2015.
Наумов А. Задачи по географии. М.: Мирос, 2013.
Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс, 2016.
Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 2014.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. М.: АРКТИ, 2007. Труднева С.Н. География в кроссвордах. М.: Дрофа, 2016.
Юрков П.М. Географические диктанты. М.: Просвещение, 2014.
Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
21