Адаптированная программа кружка «Самоделкин» в рамках курса внеурочной деятельности социального направления составлена для обучающегося 8 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), которому по решению ПМПК рекомендовано индивидуальное обучение. Внеурочная деятельность социального направления была включена в индивидуальный учебный план обучающегося по запросу родителей.
Общественно – полезный труд обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитании трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору обучающимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на организацию самостоятельной трудовой деятельности, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению кружка «Самоделкин» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу;
развитие моторики как способ повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием;
профориентационная направленность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметными называются понятия, которые в разных учебных дисциплинах обозначены одним и тем же термином и имеют одинаковое значение и смысл:
? Закон
? Свойство
? Система
? Строение вещества
? АБСТРАКЦИЯ
? АДЕКВАТНОСТЬ
? АНАЛИЗ
? АНАЛОГИЯ
? ВИД И РОД (в логике)
? ИДЕЯ
? ИНТЕЛЛЕКТ
? КАЧЕСТВО
? ПОНЯТИЕ
? ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
? ПРОГРЕСС
Условием формирования межпредметных понятий является:
овладение обучающимися основами читательской компетенции:
скорость чтения
правильность чтения
понимание текста, рефлексия на него и его использование (общая ориентация в содержании и понимание целостного смысла; выявление информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание; рефлексия на форму текста)
участие в проектной деятельности:
постановка проблемы
постановка цели и определение стратегии деятельности
планирование
прогнозирование результатов деятельности
оценка полученного продукта
оценка продвижения в проекте
определение недостатка информации
получение информации
обработка информации
умение делать выводы на основе полученной информации
письменная презентация
устная презентация
монологическая речь
ответы на вопросы
продуктивная коммуникация (работа в группе)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи).
Умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач.
Умение обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение осуществлять контроль результата заданным и/или самостоятельно определенным критериям.
Умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Cамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Навыки работы с информацией:
выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
Умение выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Умение формулировать обобщения и выводы по результатам выполненной работы, проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты
Умение дать объективную самооценку результату своей работы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Календарно-тематическое планирование кружка «Самоделкин»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 час) | | |
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасной работы в мастерской | 2 | |
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов (9 часов) | | |
3-4 | Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины. | 2 | |
5-6 | Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины. | 2 | |
7-8 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов | 2 | |
9-10 | Отклонения и допуски на размеры детали | 2 | |
11-12 | Столярные шиповые соединения | 2 | |
13-14 | Технология шипового соединения деталей | 2 | |
15-16 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель | 2 | |
17-18 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины | 2 | |
19-20 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости | 2 | |
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (9 часов) | | |
21-22 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | |
23-24 | Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках | 2 | |
25-26 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 2 | |
27-28 | Виды и назначение токарных резцов | 2 | |
29-30 | Управление токарно-винторезным станком | 2 | |
31-32 | Приемы работы на токарно-винторезном станке | 2 | |
33-34 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках | 2 | |
35-36 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка | 2 | |
37-38 | Нарезание резьбы | 2 | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (8 часов) | | |
39-40 | Художественная обработка древесины. Мозаика. | 2 | |
41-42 | Технология изготовления мозаичных наборов | 2 | |
43-44 | Мозаика с металлическим контуром | 2 | |
45-46 | Тиснение по фольге. | 2 | |
47-48 | Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) | 2 | |
49-50 | Басма | 2 | |
51-52 | Просечной металл | 2 | |
53-54 | Чеканка | 2 | |
Технологии домашнего хозяйства (2 часа) | | |
55-56 | Основы технологии малярных работ | 2 | |
57-58 | Основы технологии плиточных работ | 2 | |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (6 часов) | | |
59-68 | Изготовление изделия | 10 | |
69-70 | Защита творческого проекта | 2 | |
| Итого | 70 | |