СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Страноведение"10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочка "Страноведение"10 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка "Страноведение"10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

-Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа.

Цель: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

Задачи:

- способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;

- привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.


Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 35 часов.

Очень часто учащихся интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании внеурочной деятельности увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах. Занимательная география соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Оно помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории, создает условия для общения с людьми другой культуры. Занимательная география вызывает большой интерес к событиям общественной жизни. Росту интереса учащихся к познанию стран мира способствуют и тематические передачи по телевидению и статьи в газетах и журналах. В курсе Занимательной географии объектом изучения становится конкретная территория, независимо от того, какое по площади государство изучается маленькое или большое. Практика показывает, что страноведческие характеристики стран вызывают большой познавательный интерес. Взаимосвязанное изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности развивают умение работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами, составлять на их основе комплексные страноведческие характеристики. Этот процесс требует более сложной мыслительной деятельности, тесно связанной с умениями получать информацию из разных источников знаний, анализировать её, сравнивать полученные знания. Нельзя не отметить связь Занимательной географии с такими науками, как история, география, экономика. Каждая из наук дополняет и углубляет знание курса. В темах рассматриваются следующие вопросы: природа, население, экономика, туризм, климат, история и политика страны. Программа предусматривает поисковую деятельность: нахождение и сбор различной информации (интересные факты, фотографии, статьи, газетные вырезки) о странах.


Ценностные ориентиры содержания программы

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет сформировать:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности географических методов исследования законов взаимосвязанных с природно-общественными территориальными системами;

- понимание сложности и противоречии самого процесса познания;

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь, направленный на формирование нравственных ценностей –ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, , уникальности и неповторимости а также и хрупкости окружающего мира, взаимопонимания с другими народами;

Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию мира по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам современного мира.


Материально-техническое обеспечение

Набор учебных карт по географическим темам.

Техническое оснащение:

  • Ноутбук.

  • Проектор.

  • Экран

  • Электронные мультимедийные пособия:

  • 3 – D атлас Земли. Эйнгана.

Модели и макеты:

  • Глобусы Земли (политические, физические, в том числе раздаточные).

  • Настенные тематические карты:

  • Демонстрационный материал (раздаточный):


Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения

Предметные результаты

Оценивать и прогнозировать:

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.

Объяснять:

различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;

различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека

к окружающей среде в разных географических условиях;

особенности экологических ситуаций в странах.

Описывать:

особенности материальной и духовной культуры народов стран.

Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и (или) показывать:

важные природные объекты стран;

типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;

факторы формирования климата стран;

народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;

основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.

Метапредметные

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления; 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные результаты

умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;

осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам

любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран

сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.


Содержание внеурочной деятельности

1. Африка – колыбель человечества (4 часа).

История Африки. Второй по площади материк Земли после Европы. Люди выходцы из Африки. Заселение арабами; распространение ислама. Эпоха империализма. Освободительные движения. Современная Африка.

Лица Африки. Светлокожие арабы и берберы. Темнокожие негры, бушмены, готенноты и пигмеи. Обычаи и традиции.

Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир. Египет – древнее государство. Долина Нила – главный ареал расселения населения. Земледелие основа экономики. Кочевое скотоводство. Добыча и переработка нефти. Марокканское плоскогорье. Древние королевские города. Оазисное сельское хозяйство. Алжир. Первые поселения. Государственный строй. Экспортные товары.

Страны АфрикиЭфиопия. Кения. Эфиопия. Государство в Восточной Африке на полуострове Сомали. Горная страна. Скотоводство – первое место среди африканских стран. Горнодобывающая промышленность. Кения. Экспортные товары. Найроби – крупный транспортный узел. Четыре географических района. Города.

2. Австралия и Океания (3 часа).

История Австралии и Океании. Из истории исследования. Эпоха колонизации. Федеральное государство. Самый населенный материк Земли. Австралийцы – аборигены. Пришлое население, основное население стран. Овцеводство, животноводство, земледелие – важнейшие отрасли хозяйства. Города.

Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи. Экономико – географическое положение. Особенности природных ресурсов. Национальный состав. Размещение. Хозяйство. Особенности его развития. Города.

Маршалловы острова. Кирибати. Тонга. Экономико – географическое положение. Особенности природных ресурсов. Национальный состав. Размещение. Хозяйство. Особенности его развития. Города.

3. Америка: один континент – две судьбы (6 часов).

Общая характеристика природы. Вдоль величайшей горной дуги Анды – Кордильеры. В стремнинах великих рек (Миссисипи и Миссури, Амазонка, Ориноко). Климатические пояса и географические зоны. Полезные ископаемые.

Этносы и культура. Расцвет и распад индейских культур. Традиции и быт современных эскимосов. Современные этнические проблемы и волны миграции.

Страны Северной Америки. Мексика. Легенда появления. Майя. Современное хозяйство. Нефть и нефтяная промышленность. Города страны. Природные ресурсы. Хозяйство.

Страны Северной Америки. Гватемала. Никарагуа. Экономико-географическое положение стран. Природа. История и политика. Экономика. Туризм. Особенности природных ресурсов. Города.

Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла. Колумбия. Испанское владычество. Реформы 1930 –х гг. Международные аэропорты.

Венесуэла. Столица – Каракас. Разработка богатейших природных ископаемых.

Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина. Экономико-географическое положение стран. Республика – «Сердце Иисуса». Экономика. Транспорт. Аргентина. Буэнос-Айрес – столица Аргентины. Федеральная республика. Импорт страны. Туризм. Города.

4. Евразия – материк двух континентов (21 час).

История Европы. Евразия – величайший массив суши. Географическое положение. Древний период. Средневековье. Раннее новое время. Накануне Второй мировой войны.

Страны Европы. Норвегия. Экономико- географическое положение. Экспорт нефти. Население. Культурные центры. Особенности природных условий. Города.

Страны Европы. Польша. Польша – морская держава. Однонациональное государство. Язык. Религия. Добывающая промышленность; машиностроение; портовое и курортное хозяйство.

Нидерланды. Франция. Низменные земли, лежащие у моря. Низовья Рейна и наводнение. Тюльпаны на равнинах. Выход к морям Атлантического океана. Плотность населения. Экономико-географическое положение. Природа от моря до моря. Этнический состав. Париж – город на Сене.

Страны Европы. Швейцария. Положение в Центральной Европе. Экономико-географическое положение. Образование государства. Банковское дело, курортное хозяйство. Трудоемкие отрасли. Животноводство горных районов.

Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн. Экономико-географическое положение. Население. Национальный состав. Хозяйство. Особенности его развития. Особенности природных ресурсов.

История Азии. Колониальное прошлое государств Азии. История образования Государств Азии. Необычайное разнообразие природы, население и хозяйство стран.

Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания. Экономико-географическое положение стран. Хозяйство стран, его развитие. Особенности природных ресурсов. Города.

Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт. Экономико-географическое положение стран. Полезные ископаемые. Хозяйство. Города.

Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. Индонезия. Страна Юго-Восточной Азии. Третье место по величине территории пояс Китая и Индии. Страна – архипелаг. Многообразие народов. Богатство и разнообразие природы экваториальных лесов. Города.

Страны Прибалтики. Общая характеристика. Экономико – географическое положение. Хозяйственная деятельность. Население, особенности его размещения. Города.

Эстония. Латвия. Литва. Экономико-географическое положение. Хозяйство, особенности его развития. Население. Природные ресурсы. Города.

Юго-западное порубежье. Белоруссия. Украина. Молдавия. Экономико-географическое положение. Хозяйство. Промышленность. Столицы. Крупнейшие города. Природные ресурсы.

Южное порубежье. Закавказье и Северный Кавказ. Грузия. Экономико-географическое положение. Население. Национальный состав. Хозяйство. Промышленность. Города.

Страны Южного порубежья. Армения. Азербайджан. Население. Хозяйство. Промышленность. Проблемы. Города. Экономико-географическое положение.

Страны Юго-Восточного порубежья. Казахстан. Экономико-географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов. Рельеф. Хозяйство. Население. Города.

Страны Юго-Восточного порубежья. Узбекистан. Киргизия. ЭГП. Хозяйство. Промышленность. Природные ресурсы. Население. Города.

Повторение и обобщение (51 часов)

Конференция. Глобальная проблема «Мирное существование стран».







Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Предпол.

Фактич.




1. Африка – колыбель человечества (4 часа).


1



История Африки

1

2



Лица Африки

1

3



Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир.

1

4



Страны Африки. Эфиопия. Кения.

1

2. Австралия и Океания (3 часа).

5



История Австралии и Океании.

1

6



Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи.

1

7



Маршалловы острова. Кирибати. Тонга.

1

3. Америка: один континент – две судьбы (6 часов).

8



Общая характеристика природы.

1

9



Этносы и культура.

1

10



Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла.

1

11



Страны Северной Америки. Гватемала. Никарагуа.

1

12



Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла.

1

13



Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина.

1

4. Евразия – материк двух континентов (21 час).

14



История Европы.

1

15



Страны Европы. Норвегия.

1

16



Страны Европы. Польша.

1

17



Страны Европы. Нидерланды. Франция.

1

18



Страны Европы. Швейцария.

1

19



Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн.

1

20



История Азии.

1

21



Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания.

1

22



Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт.

1

23



Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. Индонезия.

1

24



Страны Прибалтики. Общая характеристика.

1

25



Страны Прибалтики. Эстония. Латвия. Литва.

1

26



Юго-западное порубежье. Белоруссия. Украина. Молдавия.

1

27



Южное порубежье. Закавказье и Северный Кавказ. Грузия.

1

28



Страны Южного порубежья. Армения. Азербайджан.

1

29



Страны Юго-Восточного порубежья. Казахстан.

1

30



Страны Юго-Восточного порубежья. Узбекистан. Киргизия.

1

Повторение и обобщение (5 часов)

31



Африка – колыбель человечества

1

32



Америка: один континент – две судьбы

1

33



Евразия – материк двух континентов

1

34



Евразия – материк двух континентов

1

35



Конференция. Глобальная проблема «Мирное существование стран».


1


Учебно-методическое обеспечение

1. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

2. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002.

3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.

4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.

5.Монстры льда. Тайны озера Восток в Антарктиде. Газеты «Аргументы и факты»№7,2012 г.

6.Тайны Бермудского треугольника. Журнал «География в школе»  № 2,1999 г.

Литература для учащихся:

1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.

2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

3. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003

4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002

5. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.

6. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.

Интернет ресурсы:

    1. Географический справочник http://geo.historic.ru

    2. Страны мира: географический справочник http://www.geo.historic.ru

    3. Экономический словарь. http://dic.academic.ru/library.nsf/econ_dict/

    4. Всемирная география http://wgeo.ru/

    5. Русское географическое общество https://www.rgo.ru/ru

    6. Мир приключений и путешествий http://www.outdoors.ru/general/index.php

    7. Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/

    8. Страны мира: путешествия и исследования http://globalpedia.ru/rubric.php?id=12

    9. Страны мира http://globalpedia.ru/world.php

    10. Биографии путешественников http://biographer.ru/topics/7.html

    11. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/

    12. Журнал «Вокруг света». http://www.vokrugsveta.ru/


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!