Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 10»
г. Ногинск Московская область
«Утверждаю»
Директор _______Н.А. Соломадина
Пр. №336 от 01.09.2021
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «За страницами учебника «Математика»
6А/2 класс
на 2021-2022 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель математики
Салтыкова А.В.
2021 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса составлена и адаптирована на основании образовательной программы центра, авторской программы по УМК(учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г. Москва, 2019; самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса под редакцией А.П.Ершова,В.В.Голобородько,М.: ИЛЕКСА, Москва,2019; школьные математические олимпиады 5-11 класс,Фарков А.В.,М.:ВАКО,Москва,2016; «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5-6 классов средней школы под редакцией И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. М. Просвещение,1989г.) и с учетом годового календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета на 2020-2021 учебный год.
Целью данной программы является систематизация полученных на уроках знания по решению текстовых задач и открытие для себя новых методов их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы; овладение знаниями, умениями, навыками на более высоком уровне, характеризующимися в первую очередь способностью решать нестандартные задачи.
Основными задачами являются:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, учебных недель в году 33,5, поэтому рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы по внеурочной деятельности являются:
-независимость и критичность мышления;
-воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами освоения программы по внеурочной деятельности являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
познавательные УУД:
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметными результатами освоения программы по внеурочной деятельности является сформированность следующих умений:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Ученик к концу 6 класса научится:
логическому и критическому мышлению, культуре речи, способности к умственному эксперименту;
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
качествам личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
качествам мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Ученик к концу 6 класса получит возможность научиться:
- формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развивать представления о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Понятие текстовой задачи. | 2 |
2 | Задачи на движение. | 3 |
3 | Задачи на движение по реке. | 2 |
4 | Задачи на дроби. | 1 |
5 | Задачи на работу. | 8 |
6 | Задачи на проценты. | 9 |
7 | Задачи на сухое вещество, смеси и сплавы. | 4 |
8 | Задачи, решаемые с помощью уравнения. | 3 |
9 | Заключительное занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
6А/2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
| Раздел 1. Понятие текстовой задачи | 2 | | |
1 | Этапы решения текстовой задачи; | 1 | | |
2 | Алгоритм решения текстовых задач. Оформление решения задачи. | 1 | | |
| Раздел 2. Задачи на движение | 3 | | |
3 | Простые задачи на движение. Формулы скорости, времени и расстояния и их взаимосвязь. | 1 | | |
4 | Задачи на встречное движение. Задачи на движение в противоположном направлении. | 1 | | |
5 | Задачи на движение вдогонку. Задачи на движение с отставанием. | 1 | | |
| Раздел 3. Задачи на движение по реке | 2 | | |
6 | Скорость по течению, против течения, собственная скорость и взаимосвязь этих величин. | 1 | | |
7 | Практикум по решению задач | 1 | | |
| Раздел 4. Задачи на дроби | 1 | | |
8 | Дробь от числа Число по значению дроби Какую часть одно число составляет от другого Практикум по решению задач более сложных задач | 1 | | |
| Раздел 5. Задачи на работу | 8 | | |
9 | Понятие работы, понятие производительности Алгоритм решения задач на совместную работу | 1 | | |
10 | Путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа; | 1 | | |
11 | Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. | 1 | | |
12 | Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы | 1 | | |
13 | Задачи, в которых требуется найти производительность труда | 1 | | |
14 | Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы | 1 | | |
15 | Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы | 1 | | |
16 | Творческий отчет задачи на работу | 1 | | |
| Раздел 6.Задачи на проценты | 9 | | |
17 | Понятие процента | 1 | | |
18 | Задачи на пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | | |
19 | Формула сложных процентов | 1 | | |
20 | Простой и сложный процентный рост | 1 | | |
21 | Задачи, связанные с изменением цены Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 1 | | |
22 | Задачи, связанные с изменением цены Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 1 | | |
23 | Практикум по решению задач | 1 | | |
24 | Практикум по решению задач | 1 | | |
25 | Творческий отчет «Задачи на проценты» | 1 | | |
| Раздел 7. Задачи на сухое вещество, смеси и сплавы | 4 | | |
26 | Задачи на смеси и сплавы | 1 | | |
27 | Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы Задачи, связанные с понятием "концентрация", "процентное содержание" объёмная концентрация | 1 | | |
28 | Процентное содержание | 1 | | |
29 | Формула сложных процентов | 1 | | |
| Раздел 8. Задачи, решаемые с помощью уравнения | 3 | | |
30 | Этапы математического моделирования текстовой задачи | 1 | | |
31 | Практикум по решению задач с помощью уравнения | 1 | | |
32 | Практикум по решению задач с помощью уравнения | 1 | | |
| Раздел 9. Заключительное занятие | 1 | | |
33 | Защита проектов. | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г. Москва, 2019; самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса под редакцией А.П.Ершова,В.В.Голобородько,М.: ИЛЕКСА, Москва,2019; школьные математические олимпиады 5-11 класс,Фарков А.В.,М.:ВАКО,Москва,2016; «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5-6 классов средней школы под редакцией И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. М. Просвещение,1989г.
11